По оценкам РСПП,  убытки речников могут достичь 20 млрд. рублей, а навигация 2015 года может стать одной из худших в истории внутреннего водного транспорта России. Из-за прогрессирующей маловодности, цикл которой продлится еще минимум 14 лет, в этом году к традиционной проблеме недостаточных глубин Волги в районе Нижнего Новгорода добавился кризис на Нижнем Дону, вызванный обмелением Цимлянского водохранилища.

В текущий навигационный сезон на Единой глубоководной системе европейской части РФ (ЕГС), на которую приходится 70 - 75% объема перевозки грузов внутренним водным транспортом, сложилась критическая ситуация, пишет «Коммерсантъ» .

«Из-за недостаточных глубин суда не проходят с осадкой, которая позволила бы провезти максимально возможное количество груза, — заявил президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин. —  Поэтому судовладелец не может поддерживать адекватный конкурентоспособный уровень фрахтовых ставок. В результате груз начал уходить с реки на железную дорогу, на автотранспорт».

В 2014 году потери речников из-за волжской проблемы составили порядка 3 млрд. рублей. В 2015 году к проблеме Городца добавилась критическая ситуация на Нижнем Дону, где сгонно-нагонные явления больше не компенсируются стоком Цимлянского водохранилища, уровень которого снизился в результате малоснежных зим. Именно эта ситуация приводит к падению грузопотока на экспорт. Больше всего она влияет на перевозки нефти и нефтепродуктов, песка, нерудных материалов, минеральных удобрений. Также недостаток воды негативно отразился на перевозке крупногабаритного тяжеловесного оборудования, которое иначе как рекой перевезти невозможно.

В минтрансе «Коммерсанту» пояснили, что в 2014 году начато проектирование низконапорной плотины на Волге, которая позволит решить проблему Городца, прорабатывается вопрос о строительстве на Нижнем Дону Багаевского низконапорного гидроузла водно-транспортного назначения. В министерстве надеются снять ограничения на Волге и Дону к 2020 году.