Шамиль Агуев
Шамиль Агуев

«НА 11 ТЫСЯЧ РЕМОНТ СДЕЛАЮТ, А ОСТАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ УЙДУТ В НИКУДА...»

— Шамиль Гаджиевич, вы первый региональный дилер КАМАЗа, с которым мы решили сделать развернутое интервью. То, что на данный момент у вас разорвано дилерское соглашение с камским заводом, надеюсь, позволит нам поговорить достаточно откровенно о работе с КАМАЗом. Начнем с главного — недавно «БИЗНЕС Online» писал о сокращении дилерской сети автогиганта, и вы обмолвились в комментарии нашей газете о том, что у вас в Дагестане «идут бои» за статус дилера КАМАЗа. Также прозвучал намек, что при заключении контракта речь заходит о личной заинтересованности сотрудников в частных вознаграждениях. Вы имели в виду сотрудников ТФК «КАМАЗ»?

— Конечно нет, такие вещи наблюдались на уровне предприятий Махачкалы. Дело в том, что администрация Махачкалы закупала у КАМАЗа газомоторные автобусы по госпрограмме. Всем муниципальным транспортом распоряжалось одно АТП. Был такой случай в январе, при выборе дилера для гарантийного обслуживания автобусов гендиректор этой автоколонны спросил, за сколько «Кама Лизинг» ему будет делать ТО-2500 (гарантийный сервисный пакет — прим. ред.). КАМАЗ на гарантию закладывает определенную сумму — 25 тысяч рублей на каждую машину, о чем же тут спрашивать? А он говорит, мол, другой дилер обещал делать ТО на 11 тысяч! Я ему объясняю, что «Кама Лизинг» тоже может наштамповать запчастей в подвале и обслуживать хоть за 7 тысяч, но кто будет отвечать за качество ремонта? Население, которое останется без автобусов? Нет, заложено 25 — на такую сумму и сделаем: только фирменное масло, оригинальные фильтры. Тут ведь вопрос в чем: если сервисник, чтобы забрать контракт, предлагает меньшую сумму, а таких предложений автоколонна получила несколько, на что я и указывал, говоря о «подковерных играх», то КАМАЗ ему за обслуживание все равно заплатит 25 тысяч. На 11 тысяч сделают ремонт, а остальные деньги уйдут, так сказать, в никуда... В общем, я, как руководитель «Кама Лизинг», отказался в таком ключе вести диалог, но у меня площади были арендованы именно в этой автоколонне, которая муниципальную технику держала. И этот самый гендиректор АТП начал мне аренду повышать, чтобы вместо нас туда зашел кто-то, готовый обслуживать автобусы дешевле тарифа. Он своего добился. В итоге к апрелю автобусы у автоколонны забрали и передали на баланс другого муниципального ПАТП. К этому времени сменилось три сервисника, после чего правительство вновь обратилось к нам, потому что автобусы постоянно нуждались в ремонте. «Кама Лизинг» провел полное обслуживание в кратчайшие сроки.

— Если такие страсти вокруг муниципальных автобусов, значит, речь идет о коррупции в местной администрации?

— Данный прецедент касается руководства АТП, которое сегодня уже без автобусов, и тех, кто пытается в исполком пробиться. Но регион у нас сложный, чуть ли не каждую неделю снимают высших чиновников, возбуждают судебные дела, увозят на вертолетах. Не так легко, как в Татарстане. Нужно отдать должное КАМАЗу за то, что относится к этим сложностям с пониманием, но наши результаты 2014 года были почти нулевыми. Из-за регулярной смены власти работать было невозможно. Только новый руководитель вникнет в ситуацию — как приходит следующий.

— КАМАЗ прервал сотрудничество с вами из-за итогов по 2014 году?

— И это, и последний инцидент с ТО, когда автобусы вернулись к нам на ремонт, мы его сделали, но отчеты по работе каким-то образом до КАМАЗа не дошли. Мы как раз обсуждали вопрос передачи всей техники в ведение «Кама Лизинг» с руководством «Раритэка» в присутствии руководителя «Корпорации развития Дагестана», и тут звонок: с вами расторгли контракт, вы не отчитались за гарантийное обслуживание. А отчеты — вот они, на столе перед нами лежат.

— Вы сказали, что автобусы постоянно нуждаются в ремонте, именно камазовские?

— У нас других муниципальных нет, но это не автобусы плохие, а дороги. Дагестан — это горная местность, а нагрузка на автобусы в городах очень высокая. Поэтому ухаживать за техникой надо ежедневно: он смену отработал, надо его подготовить к следующей. Мы предложили заключить годовой договор на круглосуточное обслуживание. Но чтобы заключить договор с муниципалитетом, нужно восстановить дилерское соглашение с КАМАЗом.

ДАГЕСТАН МОГ БЫ ПОСТРОИТЬ КАМАЗУ СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР

— Сколько сейчас камазовских дилеров в Дагестане?

— С нами было трое, осталось двое. Но ООО «Каспий К» сейчас ничем не занимается, потому что невыгодно, а ООО «Нур» не имеет возможности обслуживать автобусы, они уже получили отказ.

— Кто же сегодня занимается гарантийным обслуживанием?

— Пока никто, но так долго продолжаться не сможет. Камазовских автобусов в Дагестане сейчас около 150, плюс 50 единиц коммунальной техники. Сейчас Махачкала целиком переходит на газомоторную технику, в перспективе — вся республика.

— Сервисное направление основное в вашем бизнесе?

— Да, реализация и обслуживание грузовой, строительной и сельскохозяйственной техники. Это дилерские услуги для 12 производителей. 11 отечественных брендов и белорусский МАЗ. Со всеми мы сотрудничаем под единой вывеской «Кама-Лизинг» с 2005 года, кредитная история компании тянет уже на 1,5 миллиарда рублей. Сегодня, конечно, дела складываются не очень хорошо, проблемы у всех. С 2013 года мы начали переходить с дилерских на просто договорные отношения с большинством производителей.

— У вас большой штат? Есть ли в собственности площади?

— Штат — 19 человек, и коммерческой собственности у предприятия нет. Всякий раз, когда мы приходили к мысли отстроиться, наступал кризис. В 2008 году был уже заказан проект. В нынешних условиях нет насущной необходимости вкладывать 50 - 60 миллионов в собственные площади, в тот же сервисный центр. Офис у нас есть, боксы есть — все в аренде. Так проще, потому что земли в Дагестане очень мало, а строиться вдали от ремонтных точек нецелесообразно.

— Но ведь дилерский центр — одно из условий соглашения?

— У нас был проект строительства дилерского центра в 2012 году, и к нему можно было бы вернуться. Вот у меня письмо руководства Дагестана — нам республика в 2012 году готова была безвозмездно передать 2,5 гектара земли под строительство сервисного центра, самого крупного на Северном Кавказе. Вдоль трассы Махачкала — Астрахань, на берегу Каспийского моря. Кроме сервисного центра мы планировали построить там и гостиничный комплекс, в том числе для работников КАМАЗа, собирались продавать льготные путевки на берег Каспия. К тому времени на счету «Кама-Лизинга» были достаточные средства, было согласование с КАМАЗом, но в Дагестане в очередной раз сменилось руководство, появились новые игроки, которые хотели забрать программу под себя, в итоге она так и не была реализована.

— В нынешних обстоятельствах одной земли, наверное, мало. Может ли правительство Дагестана помочь и со строительством?

— Конечно может. Этот вопрос и сейчас обсуждается, но пока не на должном уровне, потому что в Дагестане других проблем хватает. Но мы никуда от этого не денемся, сервисный центр там все равно нужен.

— На каких условиях региональное правительство может помочь бюджетными деньгами коммерческой компании?

— Почему нет, если контрольный пакет акций этого центра будет принадлежать правительству? Это не благотворительность. «Кама-Лизинг» этот вопрос рассматривал, я готов передать 51 процент своей компании республике. Перспектива вывести «Кама-Лизинг» на уровень госкомпании давно рассматривается, потому что у нас есть еще один проект. Мы сейчас являемся сублизингодателем по Дагестану, но ведем переговоры с банком «Кредитинвест» о инвестировании проекта полноценной республиканской лизинговой компании. У нас сейчас есть только «Сбербанк-Лизинг» и одна частная компания. Мы можем составить им серьезную конкуренцию, снижая ежегодный рост процента до минимума.

«РАБОТНИКИ КАМАЗА СТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬ МЕНЯ КАК ТАЛИСМАН...»

— Расскажите, пожалуйста, как вы впервые наладили контакт с КАМАЗом.

— В 2005 году в Дагестане на строительство ГЭС остро требовалась камазовская техника. На тот момент я работал в другой сфере, но руководство «ЧиркейГЭСстроя» попросило меня съездить в Челны с миссией — нужно было убедить руководство «КАМАЗ-Лизинга», что Дагестан сумеет выполнить все условия по покупке техники в лизинг. Речь шла всего о пяти единицах техники, но в Дагестан в те годы никто ничего не поставлял из-за напряженной криминогенной обстановки в регионе. Риски были слишком высокие. Однако Альфия Гумаровна (Альфия Когогинаприм. ред.) — она была в те годы гендиректором «КАМАЗ-Лизинга» — пошла нам навстречу, и Олег Борисович Ершов (заместитель гендиректора «КАМАЗ-Лизинга» в 2005 годуприм. ред.) нас поддержал. Когда эти пять «КАМАЗов» прибыли в Дагестан, желающих получить технику в лизинг оказалось много. Благодаря этому факту и доверию руководства КАМАЗа родилась компания «Кама-Лизинг». В течение 3 лет мы передали в лизинг в Дагестан около 200 единиц камазовской техники. Были проблемы, были неплатежи, но не дольше недели. Без участия «Кама-Лизинга» за этот период в Дагестан было поставлено лишь около 10 единиц техники.

— Чем вы занимались до 2005 года? Почему именно вас попросили съездить в Челны?

— Я по образованию юрист, окончил филиал Московского института финансов и права в Махачкале в 1996 году. Окончил также политехнический институт как инженер-гидростроитель, заочно с отличием окончил кульпросветучилище и еще гидромелиоративный техникум. А в Челнах мне довелось пожить в 90-х годах и даже поработать помощником судебного пристава.

— Как же вы оказались в Челнах впервые?

— В 1993 году меня товарищ попросил помочь в одном деле как юриста. Дело у него было в Челнах. Дней 10 я здесь провел, потом вернулся в Дагестан. Через пару недель мне поступило предложение от совхоза реализовать урожай винограда по 200 рублей за килограмм. Я и вспомнил, что в Челнах виноград продается по 500 - 600 рублей за кило, и один подходящий знакомый уже появился. За три дня я заключил контракт с тремя организациями: камазовским АПО, «Плодовощторгом» и АПО Нового города. Каждой организации я отгрузил сначала по 20 тонн винограда. А всего за 1,5 месяца продал 220 тонн винограда. 25 «КАМАЗов» из Дагестана приехали. Так я и познакомился с городом и с директорами 78 магазинов. В общем, в Челнах я потом бывал так часто, что практически жил здесь, у меня дети с 1995 по 2000 годы учились в челнинских школах.

— А причем здесь служба судебного пристава?

— После пожара на заводе двигателей у КАМАЗа были огромные долги перед заводами-смежниками за их помощь и перед своими работниками. Мне удалось быстро решить вопрос для Старооскольского завода металлоконструкций. Меня заметило руководство службы судебных приставов и предложило доверенность помощника плюс пачку долгов. За полгода, реализуя неликвидную технику и запчасти с камазовских складов, я внес в депозитный счет около 600 миллионов. Работники КАМАЗа, которые по полгода денег не видели, стали получать их по три-четыре раза в месяц, воспринимали меня как талисман. Полтора года я так помогал. Словом, биография богатая: я и районным домом культуры руководил, и на бас-гитаре играл, у меня даже был свой ансамбль в молодости.

«В ДАГЕСТАНЕ ЗА 100 КИЛОМЕТРОВ НА ТЕХОБСЛУЖИИВАНИЕ НИКТО НЕ ЕЗДИТ»

— Какое место занимает КАМАЗ в обороте вашей компании?

— По сервису, гарантийному и текущему ремонту, конечно, на первом месте Чебоксарский тракторный завод «Четра». У них немножко структура другая, там делается все немного быстрее, чем на КАМАЗе. Но по продажам КАМАЗ был первым. А сейчас по обоим брендам продажи нулевые. Что касается остальных, Мценский завод коммунальной техники обращается к нам периодически, краны из Ульяновска особо не ломаются, пожарная техника из Челябинска — бывает время от времени... По МАЗу уже три года мы не имеем ни ремонта, ни продаж. Группа «ГАЗ» тоже отошла в сторонку. С ГАЗом мы работаем по сельхозтехнике и спецтехнике, кроме того у них и «Газели» есть, и легковые машины. Маршрутки, конечно, ходовой товар, но тут опять работает кавказский менталитет, к официальным дилерам особо не обращаются...

— Вы говорите о продажах КАМАЗов, но ведь у вас была категория 1S, то есть без права продаж?

— Раньше я был полноценным дилером категории 3S. Потом, в кризис 2008 года, начались неплатежи, дошло до арбитражных судов. К примеру, частная организация получила в лизинг грузовики, не смогла расплатиться — просрочка была очень большая, образовался долг на 4 с лишним миллиона, «КАМАЗы» были уже арестованы. «КАМАЗ-Лизинг» попросил нас как официального дилера перегнать их обратно в Челны. У нас возникло встречное предложение о передаче арестованной техники в собственность «Кама-Лизинга» под обязательство погасить долг в положенный срок. Мы поставили эти самосвалы в работу и исполнили обязательства.

В 2009 году «Кама-Лизинг» занял второе место в рейтинге дилеров КАМАЗа по объемам поставок. В тот год по госпрограмме руководство Дагестана поспешно заказало всего 19 единиц коммунальной техники. Мы убедили правительство РД увеличить заказ, а министра регионального развития Виктора Басаргина — довести заявку Дагестана до 152 единиц. Это была огромная помощь КАМАЗу, а Дагестан впервые в истории получил по несколько единиц техники для каждой районной администрации. Но уже в 2010 году нам пришлось расторгнуть контракт из-за падения продаж.

— Но раз в 2009 году прошло столько техники, наверное, можно было сервисом заниматься?

— На гарантию встала только махачкалинская техника. Давайте еще раз вспомним, что Дагестан — горная республика. От Махачкалы до определенного райцентра, допустим, 100 километров. Это у вас не расстояние, а у нас, чтобы пройти ТО, потребителю надо проехать на «КАМАЗе» эту сотню, на которую у него уходит один день вверх и один день вниз. Поэтому большинство сразу говорит: нам невыгодно, мы не встанем на гарантийный учет. Техника «Четры» обслуживается нашими выездными бригадами по всему Северному Кавказу, и точно такой же сервис мы предлагаем под всю муниципальную камазовскую технику.

— Когда вы вновь вернулись к сотрудничеству?

— Уже в 2011-м, так как в Дагестане никто ничего не обслуживал, затем была еще одна пауза из-за отсутствия продаж, снова возвращение... Но продажи запчастей к тому времени для «Кама-Лизинга» утратили всякую рентабельность. Чтобы конкурировать с рыночниками, требовался региональный склад запчастей для всего Дагестана. В 2008 году такой склад у «Кама-Лизинга», кстати, был.

— Склад временного хранения, наверное, организуется на деньги производителя?

— Совместно. Я никогда ничего не просил бесплатно. Случалась необходимость в отсрочке — как-то мы брали 50 «КАМАЗов» с отсрочкой на 3 месяца, я очень благодарен, что отгрузили. Но мы всегда исполняли договорные обязательства, и я уверен, что у КАМАЗа нет претензий к «Кама-Лизингу», кроме как по этим злополучным отчетам за последнее ТО.

«СЕЙЧАС УЖЕ ПОШЕЛ РОСТ, ГОД ЗАКОНЧИТСЯ ЛУЧШЕ 2014-ГО...»

— Вы упомянули, что взяли себе в эксплуатацию арестованную технику в прошлый кризис. Следовательно, у вас есть другие направления бизнеса?

— Мы тогда заключили два строительных контракта под олимпийские объекты в Сочи, но с тех пор крупных сделок по строительству у нас не было. На данный момент наша техника работает в разных городах, в том числе и в Набережных Челнах две из пяти единиц. У нас здесь автобетоносмесители обслуживают местные строительные компании. Этот бизнес поддерживает основное направление, это доходная статья предприятия. Раньше были и трактора, и микроавтобус, но пришлось их продать.

— Насколько сократился оборот вашего предприятия, с каким прогнозом вы смотрите в конец года?

— Спада не будет, сейчас уже пошел рост. Однозначно 2015 год мы завершим лучше, чем прошлый, с ростом процентов на 30, если не 50. Потому что в 2014 году мы потеряли почти 90 процентов. Мы практически стояли, занимались копеечной мелочевкой.

— Не считая неординарного 2014 года, какова традиционная рентабельность предприятия?

— До 20 процентов. Если идти по сделкам, то рентабельность может ограничиваться и 2 процентами. Часто приходилось работать и в ноль, лишь бы продержаться, людей не потерять.

— Вы, наверное, в этот свой визит в Набережные Челны уже заходили на КАМАЗ? Как считаете, отношения будут восстановлены?

— У меня с КАМАЗом нет испорченных отношений. А что касается дилерского соглашения, я уверен, что «Кама-Лизинг» будет востребован, потому что старый друг лучше новых двух. Как руководитель компании я хотел бы участвовать в развитии и отечественного автопрома, и Республики Дагестан.