Международная конференция «Развитие глубокой переработки углеводородного сырья в РФ» открылась в Нижнекамске
Международная конференция «Развитие глубокой переработки углеводородного сырья в РФ» открылась в Нижнекамске

«ОСНОВНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ БЫЛИ ВЛОЖЕНЫ, КОГДА РУБЛЬ БЫЛ СЕРЬЕЗНЫЙ»

Не то чтобы яблоку, иголке негде было упасть накануне в доме народного творчества в Нижнекамске, где собрались гости из Казани, Альметьевска, Уфы, Москвы, Волгограда, зарубежных стран на международную научно-практическую конференцию «Развитие глубокой переработки углеводородного сырья в РФ», которую организовала ПАО «Татнефть» по случаю 10-летия принятия решения о строительстве ТАНЕКО. Открылась конференция пленарным заседанием, в президиуме которого заняли места президент Татарстана Рустам Минниханов, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, коммерческий директор компании Chevron Lummus Global Дэвид Водсворд, руководитель приволжского управления Ростехнадзора Борис Петров и экс-гендиректор «Татнефти», советник президента РТ Шафагат Тахаутдинов.

«Общий объем инвестиций в ТАНЕКО составил порядка 250 миллиардов рублей, — напомнил в своей приветственной речи к участникам конференции Минниханов. — А основные деньги были вложены еще тогда, когда рубль был такой... серьезный. Тогда были мнения, что такие огромные инвестиции никогда не окупятся и все, что мы делаем, не совсем правильно. Но я помню, как мы разговаривали — вот Шафагат Фахразович здесь сидит, — и я сказал, что пройдет время и мы будем смеяться, понимая, что, в общем-то, это не такие уж большие деньги. Поэтому абсолютно правильное решение было принято тогда и советом безопасности РТ, и руководством компании «Татнефть». Отдельные слова благодарности я бы хотел адресовать Минтимеру Шариповичу». После этих слов в зале прозвучали, как говорят в таких случаях, бурные аплодисменты.

Минниханов рассказал, что до принятия окончательного решения сомнений было много, ведь раньше, при СССР, такие крупные объекты, например, как КАМАЗ, строились под эгидой ЦК КПСС, совета министров, их курировали члены политбюро. «Ну и был вопрос, связанный с тем, что в отрасли был утерян имеющийся когда-то богатый опыт по управлению строительством, совмещенным с выполнением проекта и строительно-монтажных работ. К тому же пик стройки пришелся на 2008 - 2009 годы — период экономического кризиса, когда по всей стране были свернуты все инвестпрограммы. Мы начинали проект при одних налоговых условиях, затем они изменились не в лучшую сторону. Тем не менее компания «Татнефть» обеспечила бесперебойное финансирование, была выстроена четкая система управления и контроля. И мы набирали опыт, учились, ошибались, и этот путь тоже надо было пройти. Не всегда все было по-нашему, но тем не менее это стало для нас большой школой», — продолжил Минниханов.

Презентация Комплекса НПиНХЗ министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу, 2005 год
Презентация комплекса НПиНХЗ министру экономического развития и торговли РФ Герману Грефу (2005 год)

«И ИНДИЯ НА НАС РАБОТАЛА, И АМЕРИКА, НО ОКАЗАЛОСЬ, МЫ И САМИ МОЖЕМ...»

Он особо подчеркнул, что для правительства республики приоритетом всегда было и остается максимальное привлечение отечественных предприятий и 70% поставок оборудования и материалов в ТАНЕКО обеспечено российскими производителями, их насчитывается около 2 тысяч. «Строительно-монтажные работы выполнены организациями Татарстана, Башкортостана, Нижнего Новгорода, Волгограда. Разработка проектной документации велась российскими проектными институтами под руководством ВНИПИнефть. Слаженно работали. И Индия на нас работала, и Америка работала, но оказалось, что мы сами можем научиться, хотя были у нас и эмоции, но тем не менее с задачей справились», — не без удовольствия рассказал глава республики.

Он также вспомнил, что в конце 2009 года появился проект 10.10.10. Несмотря на предстоящий немалый объем работ была поставлена задача ввести в эксплуатацию объекты первой очереди НПЗ 10 октября, то есть 10-го месяца 2010 года. «От «Татнефти» проект курировал Наиль Ульфатович Маганов, который и сегодня дальше это продолжает. Шафагат Фахразович, Марат Шакирзянович Хуснуллин — наш [в то время] министр [строительства], который сейчас работает в Москве. Все они здесь вместе со мной ругались, дружили, и вот этот проект 10.10.10 был реализован. Всех участников этого проекта — и строителей, и проектировщиков — всех поздравляю, это была наша первая победа!» — сказал Минниханов, снова вызвав аплодисменты в зале.

До 10 тысяч человек трудилось на стройплощадке комплекса в пиковые периоды строительства
До 10 тыс. человек трудились на стройплощадке комплекса в пиковые периоды строительства

Президент отметил, что благодаря ТАНЕКО ежегодный объем переработки нефти, добываемой в республике, составил более 16 млн. тонн. «Качественно изменилась структура выручки «Татнефти». На 22 процента или до 48 процентов выросла доля поступлений от реализации продукции нефтепереработки. В целом по республике с вводом в эксплуатацию ТАНЕКО доля экспорта нефти сократилась с 62 до 39 процентов от общего объема нефтедобычи. Этот объем был замещен экспортом нефтепродуктов. Доля нефтепродуктов в структуре экспорта республики увеличилась с 16 до 38 процентов. В структуре экономики Татарстана за последние 5 лет благодаря ТАНЕКО удельный вес продукции нефтепереработки в объеме промышленного производства вырос с 9,2 процента в 2009 году до 19 процентов в 2014-м. И это на фоне снижения продукции нефтедобывающего сектора с 32,5 до 22 процентов», — привел статистику Минниханов.

Сегодня в связи с ухудшением структуры сырьевой базы нефтяной промышленности, ростом объема более тяжелых, высокосернистых нефтей актуальной остается задача повышения уровня технологичной оснащенности НПЗ, считает глава республики. «Еще одна установка позволит нам к 2018 году эффективно перерабатывать в республике до 22 миллионов тонн нефти в год (с учетом мощностей ТАИФаприм. ред.), а глубина переработки, которая пока составляет 75 процентов, в ближайшем будущем достигнет 95 процентов. Хочу сказать, что сегодня мы можем сами строить под ключ современные нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства. И проектировщики, и строители, и поставщики вышли на тот уровень, что Минниханову не нужно приезжать каждую неделю. Мы приезжаем на старте и завершении наших объектов. Я вас всех поздравляю с 10-летием! Это огромная победа, ведь нефтеперерабатывающий комплекс не только сразу вышел на проектную мощность, но на сегодня уже превышает все свои проектные показатели. Это говорит о высоком уровне реализации проекта. Рәхмәт барыгызга да!» — сказал Минниханов, завершая поздравительную речь.

К собственной переработке „Татнефть“ шла давно
К собственной переработке «Татнефть» шла давно

«БЛАГОДАРЯ ТАНЕКО РЕСПУБЛИКА ВЫШЛА НА 6-Е МЕСТО. ПОКА НА 6-Е!»

Маганов тоже начал с экскурса в историю. «К собственной переработке «Татнефть» шла давно, — отметил он. — Сначала это были установки на узлах подготовки нефти, когда мы из прямогонного бензина с помощью пресловутого тетраэтилсвинца пытались сделать 66-й, 72-й бензин. Потом к нам в компанию передали Шугуровский нефтебитумный завод. Это такой заслуженный ветеран из XIX века. Потом мы построили свой первый небольшой, но настоящий нефтеперерабатывающий завод — Кичуйский НПЗ. К началу 2000-х стремление иметь собственные перерабатывающие мощности стало не просто амбициозной мечтой, а вылилось в конкретную задачу, исходившую из объективных реалий тех лет».

Наиль Маганов вслед за Миннихановым еще раз повторил, что первый этап строительства проходил в кризис
Наиль Маганов вслед за Миннихановым еще раз повторил, что первый этап строительства проходил в кризис

А реалии эти заключались в том, что при переходе из централизованного планирования на рыночные условия, как сказал Маганов, стали возникать вопросы по реализации нефти, шли дискуссии о ее качестве и цене. «В республике, где добывалось такое количество нефти, никак не налаживалось снабжение высококачественными нефтепродуктами. Мы бегали по всей округе, дабы сдать сырье, чтобы затем загрузить нефтехимические производства. Снять эти острейшие вопросы позволило бы строительство современных нефтеперерабатывающих заводов. И такое решение Шафагатом Фахразовичем и руководством республики при поддержке руководства федерального центра было принято. Это было по-настоящему смелое решение, ведь тогда мы не имели никакого опыта, а только огромное желание и веру в огромный потенциал республики, и все-таки взялись за это дело».

Маганов вслед за Миннихановым еще раз повторил, что первый этап строительства проходил в кризис и, по его мнению, ТАНЕКО стал антикризисным проектом для многих тысяч предприятий, для сотен тысяч людей, работающих во многих отраслях народного хозяйства, обеспечив в них синергетический эффект. «Тогда крупные заказы от нас получили отечественная наука, отечественные предприятия машиностроения, стройиндустрии, металлургии. Достаточно сказать, что, когда мы начинали, нам снабженцы говорили: мы не можем найти столько задвижек, — настолько высоки были темпы строительства. Все заводы России в сутки выпускали 400 - 500 задвижек, а нам нужно было их порядка 100 тысяч. И это только один пример. Куда только нас не отсылали отечественные предприятия! И в Корею, и в Италию, и так далее. Сегодня, слава богу, эти предприятия раскрутились, освоили новые мощности. Все наши проектные институты, когда мы начинали, о 3D, наверное, только слышали, не было инженеров, не хватало проектировщиков. Наш проект для всех стал по-настоящему антикризисным», — подчеркнул Маганов, добавив, что с пуском ТАНЕКО республика вышла на 6-е место («Пока на 6-е место!» — отметил гендиректор «Татнефти») среди ведущих нефтеперерабатывающих регионов России.

С пуском ТАНЕКО республика вышла на 6 место среди ведущих нефтеперерабатывающих регионов России
С пуском ТАНЕКО республика вышла на 6-е место среди ведущих нефтеперерабатывающих регионов России

«БЫЛО МНОГО РАЗГОВОРОВ, ЧТО ТАНЕКО ВСЮ ЭКОЛОГИЮ ЗДЕСЬ ИСПОРТИТ»

Большое место в своем выступлении он уделил вопросам безопасности и экологии, которые для Нижнекамска со строительством ТАНЭКО, как ни крути, стали еще более острыми.

«Инжинирингом технологических установок изначально реализованы высокие требования по защите окружающей среды, — заметил Маганов. — Это современные очистные сооружения с замкнутым циклом и полным возвратом используемой воды, высокоэффективная факельная система очистки дымовых газов. Это специализированные лаборатории, ведущие постоянный мониторинг окружающей среды, и многое другое. Когда мы начинали, было много разговоров о том, что этот проект всю экологию здесь испортит. Я помню, как только на стройке появился первый автомобиль, пошли жалобы о том, что вода здесь испортилась и вообще кончилась. На самом деле, когда проект начинался, руководством республики первой задачей ставилось: «Ребята, мы не должны навредить. Наше производство должно стать флагманом, в экологическом отношении мы должны стать самыми чистыми! Это должно стать примером для всех для последующего тиражирования». Я думаю, что у нас это получилось».

Очистные сооружения ТАНЕКО
Очистные сооружения ТАНЕКО

Гендиректор «Татнефти» также сообщил, что в рамках экологической акции «Зеленый щит» коллектив компании посадил полмиллиона саженцев хвойных и лиственных пород, а в целом на экологические и природоохранные мероприятия в санитарно-защитной зоне Нижнекамска направлено 17 млрд. рублей. Он также отметил, что с начала эксплуатации комплекса «ТАНЕКО» здесь переработан 31 млн. т нефти, в 2013 году мощность переработки нефти доведена до 115% от проектной, а по итогам 2015 года планируется приблизиться к отметке в 9 млн. тонн.

«К концу года планируем запустить установку замедленного коксования. Она будет иметь самую большую мощность в России. Наш завод станет первым в РФ без выпуска мазута. Кокс планируется использовать в качестве топлива на Нижнекамской ТЭЦ, опять же с соблюдением самых высоких экологических требований. Достаточно сказать, что дымовые газы после сжигания кокса на ТЭЦ, будут соответствовать требованиям европейских норм будущего, которые вступят в силу в 2018 году», — похвастался гендиректор «Татнефти».

«К концу года планируем запустить установку замедленного коксования. Она будет иметь самую большую мощность в России. Наш завод станет первым в РФ без выпуска мазута»
«К концу года планируем запустить установку замедленного коксования. Она будет иметь самую большую мощность в России. Наш завод станет первым в РФ без выпуска мазута»

Касаясь планов на 2016 год, Маганов отметил, что во второй его половине начнется производство автомобильных бензинов «Регуляр-92» и «Премиум-95» экологического класса «Евро-5». Он также напомнил, что президентом Татарстана поставлена задача удвоить мощности ТАНЕКО. «Так что впереди не менее амбициозные задачи — увеличение мощностей комплекса до 14 миллионов тонн. Это означает, что более двух третей ежегодно добываемого в республике черного золота будет превращаться в высоколиквидную, выгодную для экономики Татарстана готовую продукцию. Это делается совместно с нашими коллегами из ТАИФа. «Татнефть» уже начала строительство установки первичной переработки нефти «ЭЛОУ-АВТ-6» второй очереди ТАНЕКО. Ее пуск намечен на начало 2018 года. Но я надеюсь, что мы, как всегда, сделаем все досрочно. По завершении реализации проекта глубина переработки нефти составит более 95 процентов, ноль мазута, выход светлых нефтепродуктов будет 90 процентов».

Такие проекты, как ТАНЕКО, по мнению Маганова, являются двигателем диверсификации экономики, базой для новых конкурентных производств, точками роста человеческого капитала не только для отдельно взятого предприятия, отдельной республики, но и целых регионов и способствуют обеспечению экономической и национальной безопасности страны. Он поделился, что, по подсчетам Высшей школой экономики, интегральный бюджетный эффект от реализации проекта ТАНЕКО к 2030 году составит 2,8 трлн. рублей.

Церемония пуска в эксплуатацию первой очереди «ТАНЕКО» 26 октября 2010 года
Церемония пуска в эксплуатацию первой очереди ТАНЕКО 26 октября 2010 года

«А КАК ЗАПУСКАТЬ? ПО КАКИМ НОРМАМ? И МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ?»

Петров же в своем докладе, начав за здравие, позднее перешел к некоторым малоприятным вещам. Он отметил, что при строительстве ТАНЕКО строительным организациям пришлось изменить многие сложившиеся у них подходы, стереотипы, в частности, по подготовке и исправлению исполнительной документации, организации собственного производственного контроля за качеством строительных работ, соответствию проектной документации требованиям техрегламентов. «Причем надо учесть, что на тот момент многое носило в лучшем случае рекомендательный характер, многих нормативных актов и административных регламентов не существовало, все они появились намного позже, — поделился Петров. — Более того, когда строительно-монтажные работы были закончены и нужно было приступать к пусконаладочным работам, оказалось, что регламентирующего раздела практически не было, его пришлось создавать с колес. Вот мы сегодня вспоминали, когда уже собрались нажать кнопку и запустить первый комплекс, встал вопрос: а как запускать, по каким нормам и можно ли вообще его запускать? Но все состоялось, и на сегодня комплекс успешно работает».

Петров также поделился, что количество выявляемых нарушений постоянно снижается и одну из причин такой положительной динамики он видит в том, что большинство компаний, которые вначале пытались сэкономить, в дальнейшем перешли на сопровождение строительства специализированными организациями, имеющими допуски и лицензии Ростехнадзора. Это, по его словам, позволяет вовремя проводить необходимые обследования, обнаружить и устранять нарушения по качеству монтажа и технологического оборудования, бетонно-сварочным работам. По словам Петрова, во время проверок вызывает недоумение, как могли присвоить 5 или 6 разряд по сварке некоторым якобы специалистам, и в доказательство он привел фотографии.

Борис Петров
Борис Петров

«Не могу не затронуть проблему взаимоотношений заказчиков и проектировщиков, — продолжил Петров. — От их взаимосвязанной работы зависит как качество проектирования, так и дальнейшие незапланированные переделки, повторные госэкспертизы. Чаще всего это связано с тем, что заказчики часто перепоручают проектировщикам всю работу, начиная с техзадания, не вникая в детали проектирования. А затем на стадии собственного строительного контроля заказчик так и не видит те несоответствия даже не нормативам и правилам, а нормальному разуму. Как можно в таких условиях работать, а тем более действовать в экстремальных аварийных ситуациях?!»

Затем, опять же демонстрируя фотографии, Петров остановился на том, что со строек вывозятся кучи утеплителя и различных стройматериалов. При этом он привел в пример китайских строителей, которые строительные отходы вообще не сдают. «Они берут ровно столько, сколько нужно на объект, и ни грамма лишнего бетона, ни грамма металлоконструкций! — удивленно сообщил Петров. — Отходов нет! Более того, они прессуют специально бытовые отходы, потому что от объема сданных отходов зависит их стоимость, устанавливаемая специализированным организациям. Все абсолютно культурно у них делается. Я считаю, что здесь есть над чем работать и нужно применять этот опыт, ведь выгодно не только экологически, но и экономически».

Кроме того, чиновник Ростехнадзора сообщил, что сегодня под надзором управления в республике находятся более 400 сложных уникальных объектов, а такого количества нет практически ни в одном другом регионе России.

Сегодня международная научно-практическая конференция продолжит свою работу. Как сообщает пресс-служба «Татнефти», она призвана стать площадкой для обмена опытом внедрения высокоэффективных технологий, обсуждения текущих вопросов и дальнейших перспектив развития нефтепереработки в России. Участники форума рассмотрят новые тенденции в законодательстве, касающиеся промышленной и экологической безопасности на производстве, меры государственного стимулирования проектов углубленной переработки и другие актуальные вопросы отрасли.