Максим Булатов: «Мы прописали правила, по которым работаем до сих пор, и ни разу от них не отходили. Они одинаковы для всех заказчиков»

«ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ — ДВЕ ГОЛОВЫ И ДВА КОМПЬЮТЕРА»

— Максим, расскажите, что было до того, как вы открыли Alto Vision?

Вообще, я гражданин Голландии, школу окончил в Испании, институт — в Гааге. По образованию я бакалавр международного права. Первый свой капитал я заработал в 17 лет на сайтах с контентом для взрослых. Контент 18+ генерировал огромный трафик, мы этот трафик обрабатывали и продавали специализированным ресурсам. Через два года меня стало подташнивать от этого бизнеса, и я удачно продал свои сайты. А деньги вложил в развитие развлекательных порталов. Это стабильно приносило мне доход в 1 - 1,5 тысячи евро в месяц — в 2001 году для студента отличный заработок даже для Европы.

В 2006 году принял решение вернуться на историческую родину, в Казань. Сначала я работал в компании «Портал», недавно она закончила свою деятельность. В «Портале» мы запустили очень крутой тогда сайт «Русское радио». Тогда еще не было такого понятия, как параллакс-эффекты, но при нажатии меню у нас по сайту ехал автобус, без flash. Потом попал в Evo.ru. Проработал там недолгое время менеджером и ушел. Открыл интернет-магазин «Радары.ру». А потом знакомые из Москвы предложили сделать два сайта. Мы как раз познакомились с Маратом (Марат Хабибуллин, арт-директор Alto Visionприм. авт.) и сделали два проекта на коленке. Потом нам предложили еще один проект, и мы подумали, почему бы не заняться сайтами? И создали компанию Alto Vision. Через некоторое время нас стало четверо, а сейчас у нас в команде 22 человека.

— С чего вы начали, когда открыли компанию?

Так получилось, что мы изначально знали, как не надо работать и как надо работать. Мы прописали правила, по которым работаем до сих пор и ни разу от них не отходили. Они одинаковы для всех заказчиков.

— И как надо работать?

Во-первых, мы на ребят никогда не давим излишне, подгоняя или критикуя их. Во-вторых, у любого человека в команде всегда 80 процентов времени занимает один заказ, поэтому мы не сваливаем на них больше одного заказа одновременно. Да, так получается дороже и дольше, но мы делаем качественно. В-третьих, если мы кому-то что-то обещали, мы выполним свои обязательства, даже если это будет в убыток. Просто потому что мы дали слово. В-четвертых, мы не пытаемся «посадить на крючок» наших заказчиков. Мы не высасываем из него деньги, не вынуждаем его работать с нами так, чтобы он никуда не мог уйти. Наоборот, наш заказчик в любой момент может взять продукт, который мы для него создали, и уйти к другому подрядчику. Но главное наше правило, которым руководствуется вся наша команда: каждый следующий проект должен быть лучше предыдущего.

— Какой первоначальный капитал понадобился для открытия Alto Vision?

Две головы и два компьютера.

— Вы делаете хорошие дорогие сайты. Насколько они дороже, чем в среднем по рынку?

Над любым проектом работает от пяти до семи человек, иначе будет некачественно. Маржа в этом бизнесе везде одинаковая — до 20 процентов, остальное — затраты. А затраты — это зарплата высококвалифицированных дизайнеров, UX-специалистов, арт-директоров, копирайтеров, менеджеров проектов, веб-технологов и программистов. Если сравнивать нас с ребятами нашего уровня в Москве, то мы в два-три раза дешевле. Мы стараемся не брать проекты с бюджетом меньше 750 тысяч рублей, так как мы не можем сделать на половину хорошо и вкладываемся по максимуму. Промо-сайты мы делаем дешевле, это отдушина, где мы можем выплеснуть свой креатив.

— Насколько вы дороже тех, кто работает в Татарстане?

Недавно я видел рекламу на столбе, за 5 тысяч рублей сайты делают. Да, мы значительно, в разы дороже берем этих «специалистов». По среднему рынку Татарстана, я бы сказал, мы дороже на 40 - 50 процентов. Но у рынка такая большая «вилка», что точно сказать тяжело.

— Как формируются цены на сайт? В зависимости от потраченного времени?

Да, человеко-час стоит 1300 рублей.

— Сколько месяцев занимает один проект?

От 4,5 месяцев, обычно дольше. Если делать серьезный сайт, на это надо потратить время.

«Человеко-час стоит 1300 рублей»

«ПЕРВЫМ СЕРЬЕЗНЫМ ЗАКАЗЧИКОМ СТАЛА ОЭЗ «АЛАБУГА»

— Что вообще собой представляет рынок веб-дизайна Казани? Назовите основных игроков рынка.

Рынок очень разнообразный, есть много компаний, которые предоставляют разного типа услуги по разным ценам, у всех есть свои правила работы и фишки. Клиенты тоже все очень разные, кому-то нужен сайт для галочки, чтобы просто был, и они не готовы тратить на него больше 50 тысяч рублей. Кому-то нужен сайт для реализации своих задач, и они воспринимают его не как затрату, а как инвестицию. Студии, которые у меня на слуху и с кем мы периодически сталкиваемся, — это «Реаспект», Soda, ImCompany, Origami, it’s, Mark Weber. Есть много других компаний, но я перечислил тех, кого мы знаем, я знаю, что они, как и мы, пытаются сделать хороший продукт и делают это добросовестно. К сожалению, на рынке много и непорядочных «студий», которые за большие деньги предлагают очень некачественный продукт, сделанный студентом на коленке, поливают грязью конкурентов и говорят о клиентах, которых у них нет. После таких ребят у заказчиков складывается очень плохое мнение обо всех студиях, и это большой труд — доказать им, что можно работать по-другому. Также в Казани есть такие компании, как Smart Head, Flatstack, Droidlabs, которые вне рынка, они мало работают на рынке Татарстана и много работают на рынке России и мира. Это очень крутые ребята!

— Какими были первые заказы Alto Vision, получив которые, вы подумали: Wow!

Одними из первых проектов, над которым мы работали, были сайт о недвижимости «Иди найди», онлайн-примерочная Dressformer, «5 Колесо», «Другие подарки». Первым серьезным государственным заказчиком стала ОЭЗ «Алабуга». Нам постоянно звонят из других особых экономических зон и просят сделать так же. Недавно сайту исполнилось три года, и сейчас мы его полностью перерабатываем. Все-таки три года прошло. Вообще, любой сайт живет три года.

— Серьезно?

Если вы хотите, чтобы сайт был «в соку», чтобы приносил пользу и прибыль, а не просто был для галочки, его нужно регулярно обновлять.

— Каковы причины для обновления сайта?

Сайты ставятся на весы: есть функциональные, есть эмоциональные. Каждый сайт уходит больше либо в эмоцию, либо в функционал. Например, сайт для ICL Services больше функционален. Туда добавили эмоций за счет хорошей верстки. И сайт задышал. У пользователей остается приятное впечатление, тут важна каждая мелочь. Или другой пример — мы делали два сайта для Danaflex — http://danaflex.ru/ и http://danaflexnano.ru/. Danaflex — это печать упаковки, а Danaflex Nano — это производитель пленки. Нужно было сделать так, чтобы Danaflex nano запомнился, запал в душу. И мы нарисовали крутые иллюстрации. Пользователь заходит на главную страницу и видит красивые иллюстрации — это эмоция. Внутри уже функциональная часть. А Danaflex — это классический корпоративный сайт.

— Назовите крупных заказчиков.

ОЭЗ «Алабуга», стадион «Казань Арена», автомобильный холдинг ТТС, крупный интегратор «Барс Груп», «Данафлекс», ICL Services. Очень нравятся наши работы, сделанные для проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», сайт гимназии №19 и «Кондитер Класс».

— Игорь Зильберг говорил, что в Татарстане мало людей, которые готовы «к чему-то серьезному как в плане подходов к реализации, так и в плане бюджетов». При этом Smart Head в основном работает с Москвой, а вы — в Татарстане. Как вы выкручиваетесь?

К счастью, все больше и больше компаний хотят, чтобы их сайт не просто «был», а приносил пользу.

Крупные заказчики ОЭЗ «Алабуга», стадион «Казань Арена», автомобильный холдинг «ТТС», крупный интегратор «Барс Груп», «Данафлекс», ICL Services

«САЙТ ЖИВЕТ ТРИ ГОДА»

— Почему сайт живет три года?

Во-первых, потому что меняются технологии, меняются взаимодействия с интерфейсом. Во-вторых, в дизайне есть тренды. Если пять лет назад скроллить длинный сайт было табу, говорили, что это нехорошо и неправильно, то сейчас наоборот — все скроллят. Мы уже привыкли, мы не хотим никуда кликать, мы хотим просто проскроллить сайт и получить информацию. Это тренд. Что будет еще через пять лет? Остается только гадать. Технологии развиваются, сейчас уже 45 - 50 процентов посетителей, вы, наверное, видите это по своей статистике, заходят с мобильных устройств. Значит, нужно давать для посетителей нужную информацию через мобильные устройства.

— Есть ли еще какие-то тренды кроме скроллинга?

Как я уже говорил, сейчас очень важна верстка. Верстка — 50 процентов успеха хорошего дизайна, который позволяет адаптировать, увеличивать текст, добавлять какие-то эффекты, например, параллакс-эффекты. Это позволяет вызывать эмоции. Сейчас это модно. Тяжело сказать, что будет дальше, но все уходит в простоту. Посетителю нужна информация, которую он пришел получить. Это всегда так было. У вас может быть ужасный сайт, но если у вас хороший контент, который нужен посетителю, он все равно побудет на нем, почитает и уйдет. Ну а что делает хороший сайт? Он просто позволяет этого посетителя задержать и с ним что-то дальше сделать. Например, сделать так, чтобы он оставил заявку. У нас есть проект «Тридом», компания занимается возведением панельно-каркасных домов и производством SIP-панелей. Люди приходят почитать про SIP-панели, а в итоге могут пойти, посмотреть производство и купить дом. Сайт может это сделать, если он хороший.

— Кто задает эти тренды?

Наверное, дизайнеры, которые постоянно придумывают что-то новое. Мы смотрим все-таки на международный рынок, на российский рынок мы уже давно не смотрим.

— На студию Артемия Лебедева не смотрите?

У них есть крутые проекты. Например, я балдею от нового сайта Альфа Банка. Это очень круто! Некоторым он не нравится, но мне очень нравится.

— Как следите за международным рынком?

Есть такие сайты, как Behance, Dribbble, по ним можно судить о тенденциях дизайн-направления. Если проследить, что там выкладывают в течение года, видно, как меняется стилистика. Например, Apple решила, что больше не будет скевоморфизма, а будет флэт — все, тренд поменялся. Скевоморфизм больше не модный, хотя многие на нем зарабатывали. Apple просто искоренили такую профессию, таких людей, которые рисовали иконки для скевоморфизма, для дизайна интерфейса. Если помните, раньше во всех iPhone были реалистичные иконки. Например, в «Купи Батон!» была реалистичная иконка — корзина с продуктами. Это было модно. Были люди, заточенные на то, чтобы рисовать такие иконки. А потом Apple решила делать flat design, и сложные иконки стали не нужны. И есть Awwwards, где каждый день выбирают сайт дня. Получить «сайт дня» считается очень престижным. Мы, к сожалению, пока не становились первыми, но две из наших работ www.alabuga.ru и http://coffeecava.ru получили honorable mentions, можно сказать, второе или третье место.

«Мы на ребят никогда не давим излишне, подгоняя или критикуя их. Мы не сваливаем на них больше одного заказа одновременно»

«ДАЖЕ В РОССИИ ЕСТЬ ПРИМЕРЫ УДАЧНЫХ САЙТОВ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ»

— С сайтами коммерческих предприятий более или менее понятная ситуация. А что вы можете сказать про сайты госучреждений, к примеру, мэрии Казани, правительства Татарстана и министерств?

Есть над чем работать. Функционально все нормально, а вот визуальная составляющая требует серьезной переработки.

— Что не так с этими сайтами?

— Да много всего: структура, визуальная составляющая, эмоциональная составляющая. Одним словом, никакой контентной стратегии. За какой-то информацией с tatarstan.ru уходим на другие сайты. Попадая туда, не понимаешь, что читать, куда кликать, где искать то, что ты хочешь найти, нет акцентов. Правильный сайт должен вести посетителя. Ему нужно показывать, где за короткое время он сможет найти то, что ему нужно. Это сделает его счастливым.

— Какие сайты вы бы им поставили в пример?

— Есть отличный пример — сайт правительства Великобритании. Им занимается целая команда, которая постоянно изучает сайт, меняет его и делает удобным для пользователей. Пользователи рады, потому что они могут найти ту информацию, которая им нужна, в комфортной для себя среде. Даже в России есть примеры удачных сайтов органов власти — это сайт президента kremlin.ru, его делал известный дизайнер Артем Геллер. Есть несколько неплохих сайтов мэров, мне нравится сайт мэра Воронежа. Руководители органов власти только начинают понимать, что сайт нужен не просто для галочки как сайт-визитка. Он должен отвечать конкретным целям. Для правительства это всегда имиджевая составляющая. Сайт ведомства должен быть приятен, информативен, понятен и удобен.

— А что вы можете сказать про сайт «БИЗНЕС Online»?

— Когда вы запускались, он был актуален. Сейчас он, конечно, выходит из тренда. Но тут очень тонкий момент. Его нельзя взять и поменять, иначе вы потеряете часть пользователей. Если вы решите изменить дизайн, вам нужно будет идти таким путем, чтобы не шокировать читателей, потому что люди привыкли, они к вам каждый день заходят, производят одни и те же действия, и если вы что-то измените, то они будут нервничать и злиться.

«Мы с Маратом пошли в школу хоккея для взрослых, ходим уже пять месяцев. Говорят, что толк есть»

«ВАЖЕН ЧЕЛОВЕК, ТО, ЧТО ОН УМЕЕТ, — НА ВТОРОМ МЕСТЕ»

— У вас очень позитивный коллектив, все подозрительно улыбчивые. Что вы с ними делаете? Как подбираете людей?

Для нас важен человек, то, что он умеет, — на втором месте. Если у человека горят глаза и с человеческой стороны он нам приятен, то мы с ним будем работать. Оказывается, многие боятся послать нам свое резюме, кто-то говорит: я ждал, когда у меня портфолио лучше станет. Не надо бояться. Самое страшное, что может случиться, мы скажем: извините, вы нам не подходите. Для нас важно, насколько человек хочет вложиться, насколько он предан своему делу и просто банальное воспитание и уважение к другим людям. Если эти качества есть, то welcome!

— У вас есть текучка кадров? Дизайнеры не уезжают в Москву?

У нас почти за три года никто не уволился сам. У нас были увольнения, когда мы не срабатывались с людьми, но сами люди не уходили. И буквально за последние три месяца ушли три человека по тем или иным причинам. Мы с Маратом переживаем всякий раз, когда что-то происходит. Всегда спрашиваем, все ли в порядке. Но как-то отпустили спокойно: кто-то перегорает, кто-то хочет развиваться в другой сфере. Если раньше, когда мы были маленькими, уход человека был бы болезненным и у остальных была бы загруженность, то сейчас уже, к счастью, такого нет.

— А какую зарплату получают ваши сотрудники?

Среднюю по рынку.

— Сколько проектов в год вы делаете? Какие у вас «производственные мощности»?

С каждым годом их все больше и больше: компания растет. В прошлом году было 15 проектов, в этом году будет больше 20.

— Как планируете развиваться?

Делать лучше, делать качественней — прыгать выше своей головы. В целом студия растет. Мы сейчас развиваем новое направление, айдентику, делаем логотипы, фирменные стили. Скоро мы сделаем новый сайт, где будет целый раздел с портфолио по айдентике. Еще планируем выходить на Москву, брать всероссийских заказчиков. В Москве планируем участвовать в тендерах, там мы конкурентоспособны: у нас хороший уровень, а цены гораздо ниже.

— Как проводите свободное время?

Стал заниматься хоккеем, пошел в школу хоккея для взрослых. Мы с Маратом вместе пошли, ходим уже пять месяцев (улыбается). Говорят, что толк есть. Зимой — сноуборд.

— Каковы, на ваш взгляд, секреты успешного бизнеса.

Быть уверенным в себе. Быть уверенным в работе, которую делаешь. Уважать других людей. Нормально делай, нормально будет.