Сегодня в Казани в рамках открывшегося накануне съезда реставраторов состоялся круглый стол, на котором обсуждались перспективы работы минкультуры РФ по сохранению объектов культурного наследия. Отдельное внимание было уделено реставрационным технологиям — специалисты представили свои доклады, рассказали о новых способах сохранения объектов культурного наследия.

Особую реакцию вызвало выступление президента итальянской ассоциации реставраторов Алессандро Занини, поскольку презентованные им решения и инструменты представляли интерес для его российских коллег. Занини рассказал, что одним из первых толчков к восстановлению разрушенных зданий стало наводнение во Флоренции 1966 года. Тогда были созданы первые химические составы для сохранения произведений искусств. «Мы пытаемся работать над сохранением, чтобы минимизировать инвазивные меры, минимизировать вмешательство в объект», — пояснил он.

По словам президента итальянской ассоциации реставраторов, в восстановлении объектов культурного наследия у них принимают участие ученые, консерваторы (реставраторы) и исследователи. Перед разработкой плана работ ученые выходят на место, которое нужно восстановить, изучают его, собирают информацию о конкретном объекте, фасаде. Также Занини рассказал о концепции «Умные города», которая сейчас реализуется в Европе. «Мы стараемся, чтобы процесс реставрации интегрировался в жизнь города, — пояснил он. — У нас в Италии особую роль играют общественные организации по продвижению именно «умного подхода» к реставрации, когда используется способ реставрации, основанный на знании, на анализе. И приоритезируется именно качество реставрационных работ».

Затем слово взял реставратор ФГУП «МНРХУ группы Реставрационных компаний минкультуры России» Валерий Косушкин, который посвятил собравшихся в технические аспекты реставрации стенописи Успенского Собора Свято-Успенского Свияжского монастыря. Он рассказал, с помощью каких технологий происходит укрепление живописи, какие меры предпринимаются, чтобы не повредить оригинал. «В Свияжске в Никольской церкви XVI века планируется реставрация живописи. Но там реставрация идет уже наружная. И на фасаде Сергиевской церкви сохранился фрагмент живописи. Это то, что у нас в плане имеется. Конструкторы обещают восстановить жесткость конструкций к 2017 году. Как только они восстановят жесткость, значит, мы восстановимся тоже. Трапезную мы уже сдали вчера», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Косушкин.