ДЖАЗ ОТ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА

Появление нового для Казани фестиваля с федеральным брендом «Усадьба Jazz» оказалось несколько неожиданным. Никакой предварительной массовой рекламы о том, что в город приходит широко известное в стране и необычное по формату событие, не было. Как оказалось, организаторы праздника давно присматривались к столице Татарстана, просто не могли найти партнеров. «В Казани я наблюдала, как развивается фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого», у вас множество спортивных событий проводится, город крупный, и почему бы не попробовать? — рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» президент «Усадьбы» Мария Семушкина. — Мы не сразу нашли возможность это сделать, приезжали, смотрели площадки. И в этом году фест, наконец, состоится в виде специальной редакции, превью».

По словам исполнительного директора фестиваля Святослава Трякина, решение о его проведении было принято меньше чем за месяц до старта: «Мы понимали, что фест пройдет, но были непонятны размеры финансовой поддержки. Соответственно, не представляли, кого можем привезти». В итоге партнером стала администрация президента Татарстана, а мероприятие проходит под эгидой Года парков и скверов. К проведению праздника финансово причастен так же минкульт России.

Необычный выбор площадки — парк Тысячелетия — связан с тем, что одним из обязательных условий для проведения «Усадьбы Jazz» в Казани было наличие хорошего газона, чтобы все отдыхающие могли прийти с пледами, прилечь на траве и наслаждаться музыкой. Изначально предполагалось, что вход на фестиваль будет по билетам, однако из-за того, что времени на «раскачку» было мало, организаторы пошли на беспрецедентный для себя шаг — Казань станет первым за 11-летнюю историю феста городом, где вход будет абсолютно бесплатным. По мнению организаторов, для мероприятия в формате «превью» места должно хватить всем. А дальше, видимо, будет вестись поиск новой площадки. Любопытно, но пока парк Тысячелетия задействовался для массовых праздников лишь на Новый год.

«МНОГО ПОЛИЦИИ, ПЛОХОЕ ПИВО И ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК. ЭТО НЕ ПРО «УСАДЬБУ»

«Мы по своим амбициям, масштабу ближе к «Сотворению мира», чем к «Джазу в усадьбе Сандецкого», — говорит Семушкина. — В каждом городе есть своя культура и свой менталитет. Мы сталкиваемся с тем, что в различных уголках страны музыка воспринимается по-разному. И стремимся учитывать ментальность местности. В Казани, на мой взгляд, любят праздник, любят все яркое и веселое. Поэтому у нас и программа вся легкая. Никакого замороченного интеллектуального европейского джаза мы сюда не везем, в отличие, например, от Екатеринбурга — чем замороченнее, тем больше «тащатся» от этого. Тут другие особенности у людей. Тем более мы делаем «Усадьбу» впервые, и нам хочется показать, что это праздник для всех. Наш фест не столько про музыку, сколько про культуру и настроение».

По словам нашего собеседника, в плане развлечений фестиваль опирается на местных предпринимателей, идет отбор тех, кто может работать на его территории. Основной критерий — качество: «Взять тот же фудкорт. Можно поставить таджика, который будет готовить всем знакомые шашлыки, а можно пригласить специальных поваров, которые представят необычные блюда, приготовленные на ваших глазах. В городах есть люди, которые стремятся делать что-то нестандартное и привносить в городскую культуру нестандартные вещи. «Усадьба» — это прививка хорошего вкуса на разных уровнях».

Развлечения на свой вкус здесь действительно найдет любой желающий. В книжной лавке от центра современной культуры «Смена» можно будет приобрести редкие виниловые пластинки и издания. На фудкорте — отведать вегетарианскую кухню лавки Vegan Day и блюда бара «Соль». Для детей — шатер аниматоров Kidspace, создателей целого детского городка профессий, где маленькие посетители могут найти дело себе по душе. И это далеко не все развлечения, которые ждут казанцев в парке Тысячелетия.

КАК В МОСКВЕ ПОЯВИЛСЯ ТРЕНД КАЧЕСТВЕННОГО ОТДЫХА НА ФЕСТИВАЛЯХ

По словам Семушкиной, в 2004 году за счет появления «Усадьбы» в Москве появился тренд качественного отдыха на фестивалях: «Тогда не было даже представления о том, что фест может быть комфортным. Подобные массовые мероприятия ассоциировались с большим количеством милиции, плохим пивом, жутким звуком, а мы ломали это представление. Мы первыми сделали на фесте детскую площадку. Для нас важно, чтобы человек пришел и, не будучи знатоком в музыке, мог себя почувствовать комфортно. Для этого нужны определенные условия. Подобные фестивали стали очевидными для Москвы, но не совсем очевидными для регионов. Даже несмотря на наличие облагороженных парков».

Что касается музыкального сопровождения, то казанцев в «день тишины» перед выборами ожидает выступление Сергея Манукяна — одного из лучших мультиинструменталистов страны, человека, который буквально растворяется в своей музыке. Также выступит московская группа Gayana, которая исполняет изысканную поп-музыку той золотой эпохи, когда начинали свою карьеру Уитни Хьюстон и Мадонна. Холодные синтезаторы сочетаются в ней с самыми живыми и искренними эмоциями. Еще одним участником станет соул-группа Shoo под руководством певицы Шуни Балашовой. В отличие от большинства российских коллективов, исполняющих «черную» музыку, коллективу удается делать это как нельзя органично: слушая Shoo, невольно вспоминаешь о золотой поре группы «Квартал». Также в фестивале примет участие группа Samhey, исполняющая world music с сильным влиянием индийской традиционной музыки. Джазовые стандарты, блюзы и даже фламенко, аранжированные для ситара, индийских флейт и скрипок, звучат в их исполнении необычайно. В качестве гостя с Samhey выступит мюнхенский гитарист Matthias Muller — большой ценитель индийской музыки, также свободно играющий джаз и фьюжн, и концертирующий по всему миру. По словам президента фестиваля, для Казани такой диалог культур органичен.

Стартует «Усадьба» в Казани 12 сентября в 15:00. Когда состоится следующая и на какой площадке, говорить пока рановато. Семушкина надеется, что удастся найти партнеров для следующих праздников: «Усадьба» — это не одноразовое шапито. Мы настолько внедряемся в город, стремимся взаимодействовать с местными людьми, что после этого наше событие ждут с нетерпением. Мы в Питере прерывали свою историю на год, но после перерыва фестиваль зажил с новой силой. И в этом году, несмотря на плохую погоду, к нам пришли около 10 тысяч человек, что для платного мероприятия очень неплохо».