КОСМЕТИЧКА ЭЛЬВИРЫ НАБИУЛЛИНОЙ ПО-ПРЕЖНЕМУ В ДЕЙСТВИИ

Российские банки в ближайшие полтора года продолжат банкротиться, а с учетом активной зачистки этого поля Центробанком расходы на финансовое оздоровление уже в 2015 году достигнут 1 трлн. рублей, прогнозирует международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s. Не добавляют оптимизма и события последних недель на валютном рынке. Очередное ослабление рубля может стать для многих кредитных организаций настоящей головной болью. Чтобы не быть голословным, приведем пример Сбербанка. Как сообщил 26 августа зампред его правления Александр Морозов, девальвация национальной валюты только на 1 рубль к доллару выливается для Сбера в дополнительное резервирование на 4 млрд. рублей. А колебания на 10 рублей к доллару меняет показатель достаточности капитала на 0,6 - 0,7 процентного пункта.

Неудивительно, что в конце августа и Центробанк озаботился мерами по поддержке отечественных финансистов. Как заявила Эльвира Набиуллина, долг банков по годовым валютным кредитам, взятым у ЦБ в конце 2014 года, будет рефинансирован. «У нас предусмотрен лимит — 50 миллиардов долларов, из этого лимита выбрано 34 миллиарда. Мы считаем, что 16 миллиардов остатка — вполне достаточно», — сообщила Набиуллина.

Кроме того, на совещании с Владимиром Путиным глава ЦБ заявила, что регулятор готов продлить действие антикризисных мер, которые предполагалось свернуть 1 октября. Напомним, что в декабре ЦБ разрешил банкам учитывать валютные операции по курсу на 1 октября прошлого года (39,38 рубля за доллар), не переоценивать ценные бумаги, а при реструктуризации кредитов не обращать внимания на качество заемщика. Понятно, что все эти бумажные меры никак не оздоравливают банковскую систему, а лишь подрумянивают ей щеки, создавая иллюзию относительного благополучия.

ИЮЛЬ ПРИНЕС ОДНИ УБЫТКИ

Если июнь российские банкиры могут занести себе в плюс — их совокупная прибыль составила 43 млрд. рублей, то уже в следующем месяце они растеряли значительную часть полученного гандикапа. Финансисты зафиксировали в июле 17,4 млрд. рублей убытков, причем за месяц число убыточных банков выросло на 25 до 234 кредитных организаций (30% от общего количества). По итогам 7 месяцев сальдированная прибыль банков РФ составила всего 34 млрд. рублей. И теперь даже осторожный прогноз ЦБ, который еще весной полагал, что в этом году банкиры заработают 100 млрд., выглядит чересчур смелым.

Ну а что же их татарстанские коллеги? Увы, им также нечем похвалиться. Как и месяц назад, местные банки РТ ушли в минус на 1,7 млрд. рублей, то есть на республику пришлась десятая часть всех убытков сектора. При этом на 1 августа совокупные потери татарстанцев превысили 4,3 млрд. рублей, свидетельствуют данные портала Banki.ru.

В остальном картина повторяет общероссийскую: в «красной зоне» пребывают все те же 15 банков из 21, или 30% от имеющихся. И все так же общее сальдо обеспечил практически в одиночку татарстанский флагман — «АК БАРС» Банк, месячный убыток которого опять достиг 2 млрд. рублей. Как нам ранее пояснил председатель правления банка Роберт Миннегалиев, основными причинами были снижение процентной маржи и увеличение резервов на возможные потери (о чем и говорят Морозов и Набиуллина). Кроме того, из-за резкого роста стоимости ресурсов процентная маржа в первом полугодии сократилась на 4,9 млрд. рублей в годовом выражении.

А вот второй по величине татарстанский игрок, Татфондбанк, полностью оправдал наши ожидания и наконец-то вышел в плюс. После зимнего провала финансисты Роберта Мусина весной начали планомерно отыгрывать потери, идя по нарастающей. В апреле ТФБ получил символические 7 млн. рублей чистой прибыли, в мае — 90 млн., а в июне — уже 200 миллионов. Наконец, в июле в «копилку» банка упало 370 млн., а его барыши с начала года достигли 186 млн. рублей. Благодаря этому ТФБ взлетел из «подвала» нашего рейтинга к его вершине, переместившись сразу на 16 позиций, с 20-го на 4-е место.

Напротив, получив почти 130-миллионный убыток, Анкор-банк провалился с 6 места на 18-е. Кстати, в начале августа рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») понизило рейтинг кредитоспособности Анкор-банка до В+, что соответствует «невысокому уровню кредитоспособности», и сохранило «развивающийся» прогноз, что означает равную вероятность как сохранения рейтинга на текущем уровне, так и его изменения в среднесрочной перспективе. Ранее у банка действовал рейтинг В++, означающий «удовлетворительный уровень кредитоспособности».

Свои действия агентство объяснило прежде всего существенным ухудшением качества кредитного портфеля. Кроме того, его аналитики указали на отрицательные показатели рентабельности (за период с 1 июля прошлого года по 1 июля 2015-го ROE составил минус 34,9%, ROA — минус 7,4%). «Из-за убыточности деятельности (без учета помощи акционеров) выполнение обязательных нормативов достаточности капитала во многом зависит от возможностей собственников по поддержке банка, что отражено в «развивающемся» прогнозе по рейтингу», — отметило агентство.

Из прочих участников нашего обзора можно отметить «Тимер Банк», сменивший на 20-м месте старшего брата. Потери подопечных Мусина за месяц выросли в 2,5 раза и вплотную приблизились в 300-миллионной отметке. «Убыток нашего банка от деятельности в отчетном месяце вызван досозданием резервов в величине 194 миллионов рублей, при этом прибыль от текущей деятельности за месяц до создания резервов составила 19,7 миллиона рублей», — сообщил «БИЗНЕС Online» председатель правления ПАО «Тимер Банк» Айрат Камалов.

По его словам, досоздание резервов было запланировано при работе с проблемной задолженностью в рамках финансового оздоровления банка. Как утверждает Камалов, роста операционных расходов не наблюдается, а в прошлом году эти издержки были снижены ниже уровня 2013 года.

«В течение 2015 года наблюдается тенденция к увеличению ежемесячного чистого процентного дохода, а также стабильный уровень комиссионных доходов. Основным негативным фактором в деятельности банка является наличие высокой доли проблемных активов, сформированных до момента начала финансового оздоровления и подлежащих резервированию. Для снижения негативного влияния проблемных активов и решений, принятых предыдущим руководством, на эффективность деятельности банк принимает меры, направленные на взыскание указанных активов в судебном и досудебном порядке, осуществляет реструктуризацию задолженности клиентов при наличии реальной возможности для ее погашения, а также взвешенно подходит к формированию нового портфеля качественных активов», — рассказал нам председатель правления «Тимер Банка».

АКТИВЫ МЕСТНЫХ БАНКОВ: ТРИЛЛИОН К КОНЦУ ГОДА?

В отличие от прибыли активы татарстанских банков в июле выросли на 10,7 млрд. рублей, сделав еще один шаг к триллионной отметке. Однако скорость их прироста явно замедлилась: месяцем ранее активы увеличились на 28 млрд., а в мае — на 23 миллиарда. Оно, наверное, и правильно: лучше уж меньше активов, но качественных, чем побольше, но сомнительных. Впрочем, 14 из 21 местного игрока (67%) все же продолжили «накачивать мускулы», переплюнув федеральную тенденцию: в целом по стране прирост активов показали только 56,3% кредитных организаций и в первую очередь отраслевые гиганты.

Их примеру в Татарстане последовал «АК БАРС», активы которого в июле увеличились почти на 18 млрд. рублей (7,8%). Большая часть этого объясняется ростом корпоративного кредитования — портфель банка «поправился» на 13,6 млрд. рублей. Зато в противоход флагману отправился «Аверс». Раздавшие компаниям за три предыдущих месяца 10 млрд. финансисты ТАИФа под управлением Камиля Юсупова за месяц на треть сократили корпоративный портфель (на 6 млрд. рублей) и активы (на 18,6 млрд. рублей). Объяснений тому может быть несколько. Не исключено, что банк сейчас избавляется от рисков на одного или группу связанных заемщиков — с 1 января норматив Н6 ужесточат. С другой стороны, все может быть гораздо проще: допустим, структуры того же ТАИФа, у которых денег сейчас много, погасили ранее взятые кредиты.

При этом в июле в Татарстане еще сильнее проявилась ранее обозначившаяся тенденция: кредитование предприятий растет (плюс 10,5 млрд. рублей или 2,9%) на фоне сокращения займов физлицам (минус 275 млн. рублей или 0,3%). Оригинальность решили проявить разве что ТФБ и «Камский горизонт», существенно увеличившие объем кредитования «физиков». По России картина лишь ненамного лучше: совокупный розничный кредитный портфель банков РФ за июль вырос на 0,1%, или 9,7 млрд. рублей

Однако упрекать банкиров в том, что в трудное время они поворачиваются спиной к населению, язык не повернется. Уже к июлю просрочка «физиков» перед банками составляла 7,52% и явно не собиралась на этом останавливаться. Для сравнения: во время прошлого кризиса максимум просроченной задолженности пришелся на август 2010 года — 7,49%. Конечно, банки во многом сами виноваты в том, что не сумеют вернуть все выданные деньги: слишком уж активно в тучные годы они гонялись за клиентами, не закладываясь на форс-мажор. Теперь же пришло время одуматься: даже крупнейший розничный игрок Сбербанк заявил о планах сократить потребительское и автокредитование. При этом Морозов признал, что «относительное качество [этих кредитов] будет ухудшаться, но совсем ненамного».

Анастасия и Николай Колесовы
Анастасия и Николай Колесовы

КОЛЕСОВЫ УДВОИЛИ КАПИТАЛ ТАТСОЦБАНКА

Серьезных подвижек в собственном капитале банков в прошедшем месяце не наблюдалось за парой исключений. Все тот же «АК БАРС», освоив 12-миллиардные вливания средств через ОФЗ от государства, начал переваривать полученные деньги: капитал банка в июле уменьшился на 2,6 млрд. рублей. Как следствие, и отношение собственных средств к активам ухудшилось почти на процентный пункт, до 10,7% — татарстанский флагман вновь приближается к опасной зоне. Так что деньги ГЖФ, который на днях выкупил допэмиссию банка на 9,8 млрд., подоспели вовремя.

Зато заметно улучшил это соотношение «Аверс» (плюс 13 п.п.) — сказывается резкое сокращение активов. Иным путем пошел Татсоцбанк Анастасии Колесовой. Нарастив капитал почти в два раза, кредитная организация увеличила его отношение к активам на 12 п.п. и теперь по этому показателю занимает 3-е место среди местных банков. Что ж, признаем, что главный бенефициар банка и по совместительству глава концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов даже перевыполнил данное еще в 2012 году обещание нарастить капитал Татсоцбанка до 5 млрд. рублей. Другое дело, что сегодня эти деньги и стоят в два раза меньше.

Привычно замыкает список «Тимер Банк», находящийся на санации у ТФБ. Он в июле в течение 21 дня не соблюдал норматив достаточности капитала (Н1), норматив достаточности базового капитала (Н1.1) и норматив достаточности основного капитала Н1.2. Также банком в течение шести дней был нарушен норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7). На начало августа у «Тимер Банка» значение Н1 составило 4,27%, Н1.2 — 4,22% (на начало июля — 5,09% и 5,03%, на начало июня — 5,46% и 5,41% соответственно).

ГРАЖДАНЕ НЕСЛИ ДЕНЬГИ В ТФБ, «АНКОР» И БАНК КАЗАНИ

В условиях, когда рубль в любой момент может отправиться в очередное пике, а доходности депозитов снижаются, юридические лица изымают деньги из банков, переводя их в другие активы. Так, по данным ЦБ, в июне и июле только негосударственные пенсионные фонды сняли с депозитов и вложили в акции и облигации 180 млрд. рублей. Всего за 7 месяцев сумма депозитов и средств на счетах организаций сократилась на 3,3% (или на 5,3% с поправкой на валютную переоценку), а сумма вкладов населения выросла на 10% (или на 8,6% с переоценкой).

В июле же вклады «физиков» в банках выросли на 2,6%, как и месяцем ранее. Но татарстанцы либо оказались не столь состоятельными, как среднестатистический россиянин, либо меньше склонны доверять банкирам — в республике объем частных депозитов подрос только на 1,8%. Если вычесть рост за счет начисления процентов, получится, что реального притока почти нет.

Лидером по абсолютному приросту оказался Татфондбанк (плюс 1,7 млрд. рублей), а в относительном выражении вне конкуренции Анкор-банк (плюс 9,3%) — бессменный чемпион нашего рейтинга доходности депозитов. Совсем неплохо выступил Интехбанк, объем вкладов в котором в июле вырос на 620 млн. рублей (5,2%). «За 7 месяцев 2015 года объем привлеченных средств населения вырос до 12,6 миллиарда рублей или на 12,8 процента с начала года, что соответствует темпам роста вкладов в банках Республики Татарстан, — отмечает заместитель председателя правления по розничному бизнесу Интехбанка Нияз Теркулов. — В целом положительная динамика наблюдается у большинства банков несмотря на волатильность валютных и сырьевых рынков. Тем не менее увеличивать объемы привлечения нам удается за счет привлекательной линейки вкладов, позволяющей клиентам нашего банка выгодно размещать денежные средства на очень гибких условиях, а также благодаря успешной работе с сегментом привилегированных клиентов».

Вне конкуренции в годовом разрезе оказался Банк Казани, вкладчики которого за 12 месяцев увеличили счета на 40%. «Столь существенного роста портфеля (почти 1 млрд. рублей) нам удалось добиться за счет привлечения новых вкладов в декабре 2014 года, в период, когда курс рубля рухнул и для рынка была характерна острая нехватка ликвидности. В июне мы провели глобальную работу по удержанию привлеченных в конце 2014 года клиентов — запустили новую рекламную кампанию, провели работу с каждым вкладчиком, предлагали не закрывать вклад, а открыть его снова на хороших условиях. По нашим летним «Ступенькам» средняя ставка в июне составляла 13 процентов. Если говорить об объективном росте и взять в расчет привлечение новых вкладчиков, которые открыли вклад в Банке Казани впервые, то их прирост составил 15 процентов от портфеля», — сообщила нам вице-президент по розничному бизнесу Банка Казани Юлия Бальзамова.

В заключение хорошая новость для обладателей банковских депозитов: в сложившейся ситуации ЦБ вряд ли рискнет и дальше снижать ключевую ставку. А значит, велики шансы на то, что и банки прекратят резать проценты по вкладам, завершив цикл падения доходностей.

«БИЗНЕС Online» намерен и дальше следить за динамикой банковских показателей.

==table703==

==table704==

==table705==

==table706==

==table707==

==table708==

==table709==