ФРАНЦУЗЫ ИДУТ В ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в Татарстане до конца 2015 года откроется 8 магазинов сети «Атак» — супермаркетов, которые развивает французская ретейлер-группа «Ашан». Информацию газете подтвердили в компании.

Как уточнил заместитель директора по внешним связям компании Антон Толмазов, в Казани в настоящее время открыто три магазина «Атак». «В настоящее время идет работа по открытию еще 8 магазинов в регионе. Инвестиции в развитие сети в Татарстане за 2015 год составят порядка 300 миллионов рублей. Площадь магазинов — от 800 до 1,5 тысяч квадратных метров», — рассказал он. У уже работающих в столице РТ магазинов площадь торгового зала варьируется от 900 до 1,4 тыс. кв. метров. Где именно расположатся новые торговые точки, компания не раскрывает, ссылаясь на то, что некоторые объекты еще в стадии сделки.

Напомним, впервые о заходе французской сети дискаунтеров в регион стало известно в сентябре прошлого года, и тогда же открылся первый магазин в Казани. В магазинах этой сети акцент делается на большой ассортимент и свежие продукты. Особенность формата «Атак» в том, что в отличие от остальных игроков, которые предпочитают открываться на первой линии, французы работают внутри жилых кварталов.

Сегодня сеть «Ашан» также представлена в Казани гипермаркетами в ТРК Park House и ТЦ «Южный», а также гипермаркетом строительных и отделочных материалов «Леруа Мерлен». Весной этого года председатель комитета экономического развития Казани Ильдар Шакиров говорил, что торговая сеть «Ашан» планирует расширить свое присутствие в Казани, запланировав строительство двух новых гипермаркетов, 5 супермаркетов, а также развитие сети магазинов шаговой доступности. Однако компания это не подтверждает. «В ближайшее время открытия новых гипермаркетов в Республике Татарстан не планируется», — ответила нашей газете директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.

НАРОДНЫЕ МАГАЗИНЫ В КРИЗИС

Также газета «БИЗНЕС Online» узнала о планах по охвату всей республики сибирской сети «Светофор». Мы писали об открытии нескольких первых магазинов сети в Казани в апреле этого года. Сеть позиционирует себя как «жесткий дискаунтер» — цены устанавливаются на 20% ниже среднерыночных, раскладка товара по системе «как на складе» при аскетичном исполнении торгового зала, работа с производителями строится напрямую. Средняя площадь магазинов — 1 тыс. кв. метров. Ассортимент — 2 тыс. наименований ходовых товаров продовольственной и непродовольственной группы. Магазины рассчитаны на нишу экономных покупателей.

Как рассказал нашей газете директор по развитию сети «Светофор» в Татарстане Вадим Попов, на сегодня функционируют два магазина в Казани, по одному в Волжске, Чистополе, Балтасях. В этом году открываются два магазина в Набережных Челнах, по одному в Казани, Альметьевске и Бавлах. Кроме этого, в этом году появятся два магазина сети в соседней Чувашии. «Площадь магазинов — от 800 до 1,2 тысячи квадратных метров, — уточнил Попов и прокомментировал развитие сети в кризисное время. — Кризис — не для простых людей, им, как и всегда, нужны покупки и еда. Наша сеть как раз предоставляет низкую цену и становится народной. В кризис люди начинают искать такие магазины, как наш».

Также выйти на рынок Казани планировала российская сеть гипермаркетов «Лента». Компания работает на рынке Татарстана с 2008 года, с момента открытия первого гипермаркета сети в Набережных Челнах. В 2014 году она расширила свое присутствие в РТ, открыв два гипермаркета в Альметьевске и Нижнекамске. В компании подтверждают, что интерес к расширению сохраняется. «В апреле 2015 года генеральный директор ООО «Лента» Ян Дюннинг провел рабочую встречу с мэром Казани Ильсуром Метшиным по вопросам развития компании на территории республики и социально-экономического сотрудничества компании и региона, — рассказала нашей газете менеджер по региональным коммуникациям компании Яна Могилева. — В ходе встречи обсуждались земельные участки для строительства собственных гипермаркетов сети, а также возможность размещения магазинов сети на арендованных площадях. Но конкретных планов по развитию сети в Казани пока нет».

«ДЕМПИНГОВАТЬ МЫ УЖЕ НЕ МОЖЕМ»

По данным компании «Infoline-Аналитика», только в первом квартале этого года по всей стране продуктовые ретейлеры открыли почти вдвое больше новых магазинов, чем за тот же период прошлого года. Почти весь прирост обеспечили крупнейшие сети. Например, «Магнит» и X5 Retail Group добавили на двоих 251,6 тыс. кв. м, что больше, чем ввели в строй все остальные торговые сети из первой десятки. Усиление экспансии торговых сетей, работающих в экономсегменте, сопровождается вытеснением местных игроков.

«Открытие дискаунтеров в кризис востребовано. Конечно, пойдет отток покупателей из обычных магазинов. Население с достатком около 10 тысяч рублей в месяц пойдет прямиком в дискаунтеры, — говорит генеральный директор ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов. — Все федеральные сети будут развиваться в сегменте эконом, в первую очередь «Магнит», «Пятерочка». У них есть ресурсы, и возможности по сравнению с региональными компаниями гораздо шире. Проблемы в связи с расширением этих игроков будут у таких, как мы. Демпинговать мы уже не можем, будем работать с ассортиментом, искать производителей»

При этом расширение торговых сетей идет вопреки спаду оборота розничной торговли, который в январе-июне 2015 года снизился на 14,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По продуктам питания спад в первом полугодии в республике составил 11,5%, по алкогольной продукции — 3,8%. Для сравнения: в России объемы розничных продаж продовольствия в годовом выражении сократились только на 9,1%.

В среднем по стране ударными темпами снижается потребление самых ценных с точки зрения калорийности и полезности продуктов: мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и чая. Большинство этих товаров попали под действие продуктового эмбарго и существенно выросли в цене.

К сожалению, Татарстанстат дает информацию по обороту отдельных видов продовольствия только по состоянию на первый квартал. Так вот, в январе-марте этого года мяса татарстанцы покупали на 5,2% меньше, чем за тот же период 2014-го. Мясных продуктов — на 5% меньше. Потребление рыбы и морепродуктов сократилось почти на 10%. Животного масла — на 6,2%, растительного — на 5,7%. С сырами вообще беда. Их жители республики стали покупать на 12,8% меньше, чем в первом квартале прошлого года. Разве что с точки зрения здоровья нации может порадовать сокращение покупок сахара (на 13,8%) и кондитерских изделий (на 8%). Однако на 13% упало и потребление свежих овощей и на 12% — фруктов, что говорит о заметном оскудении холодильников.

Красноречивы и данные о тех продуктах питания, объем продаж которых растет. В плюсе — наиболее дешевая и непортящаяся еда, а также вкусовые добавки. Соли в первом квартале купили на 5,4% больше. Безалкогольных напитков — больше на 11,8%. Молочных консервов (сгущенка) и сублимированного молока съели и выпили почти на 19% больше.

«ОТКРЫТИЕ ДИСКАУНТЕРОВ ВОСТРЕБОВАНО»

Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online» объемы торговли в продуктовом ретейле и активность сетей в кризисное время.

Эдуард Юнусов — генеральный директор ТД «Челны-Хлеб»:

— Объем потребления населением продуктов зависит от уровня доходов. Доходы в кризис упали, и потребление упало. Если говорить про нас, в частности, есть небольшое падение, но это логично, поскольку увеличивается количество торговых точек и клиенты перетекают.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик (macroeconomics, IT&consumer) ИХ «Финам»:

— Продовольственный ретейл (особенно работающий в низком ценовом сегменте) обычно устойчив к экономическим циклам. Розничные сети сегмента практически не демонстрируют падение lfl-трафика (количество чеков по магазинам, работающим больше годаприм. ред.). Средний чек также находится на стабильном уровне или растет в номинальном выражении. При этом проникновение современных форматов торговли в России значительно ниже не только по сравнению с развитыми странами, но и развивающимися. Таким образом, компании сектора сохраняют значительный потенциал роста за счет экспансии.


Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Дискаунтеры сейчас, безусловно, крайне востребованы населением. Из-за низкой платежеспособности многие люди вынуждены переходить из среднего сегмента в эконом, поэтому очевидно, что дискаунтеры сейчас будут востребованы еще больше, чем раньше. В кризис сильные форматы укрепляются на рынке, а слабые вынуждены покидать рынок. Идут процессы поляризации.

Объем потребления продуктов питания в этом году несколько снизился, но в деньгах это легко перекрывается инфляцией, и выручка большинства ретейлеров растет по отношению к прошлому году в рублевой валюте.

Что касается непродуктовых сетей, кто-то закрывается и вынужден уйти с рынка. Например, сейчас в Санкт-Петербурге есть серьезные сложности у сети «Метрика». Уже запущена процедура банкротства, и хотя в компании утверждают, что это имеет отношение только к одному из юрлиц, мы понимаем, что это приведет к неминуемому закрытию каких-то магазинов. Но свято место пусто не бывает, и на место ушедших сетей приходят другие. Какие-то процессы в кризис ускоряются, и добавляется некий фактор риска и неопределенности, который кого-то заставляет остановиться в своем развитии.