В связи с увеличением заказа на грузовые автомобили Сергей Когогин решил сделать рабочими днями 8 дней сентября, объявленных ранее простоем

ЭКВАТОР ДОКРИЗИСНЫХ ПРОДАЖ ПРОЙДЕН

Сегодня пресс-служба ПАО «КАМАЗ» на сайте компании заявила об официальном утверждении сентябрьского графика работы. Как сообщал ранее «БИЗНЕС Online», в первый осенний месяц завод отработает 18 дней, на временные работы останется только 3 дня: 4, 18 и 25 сентября. В октябре предварительно планируется отработать 20 дней.

«В связи с увеличением заказа на грузовые автомобили и в целях безусловного выполнения плана месяца генеральный директор и профсоюзный комитет ПАО «КАМАЗ» постановили сделать рабочими днями 8 дней сентября, объявленных ранее простоем», — говорится в сообщении. Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, дополнительные 8 дней работы обеспечены новыми заказами примерно на 1,3 - 1,4 тыс. грузовиков. Рост продаж, по словам Афанасьева, обусловлен тремя основными факторами. Во-первых, к осени до адресатов дошли бюджетные деньги по госпрограммам закупки техники, теперь муниципалитеты могут покупать обещанный транспорт. Во-вторых, начинается сезонный всплеск продаж. В-третьих, закончилась яма первого полугодия, вызванная паническими закупками конца 2014 года, когда первая волна девальвации рубля вынудила покупателей срочно тратить деньги.

Дневная выработка конвейера, как пояснил руководитель пресс-службы, на сегодня колеблется в пределах 160 - 200 автомобилей в зависимости от типа выпускаемой партии. «Тяжелая» серия грузовиков — полноприводные автомобили — требует больших трудоресурсов и влияет на суточную мощность конвейера в сторону уменьшения. «На сентябрь и октябрь выпадает достаточно большое количество тяжелых машин, — рассказал Афанасьев. — Это обычная ситуация в период подготовки к зиме. По дням сказать сложно, но преимущественно сентябрьские заказы определяют суточную мощность как раз в районе 160 автомобилей в сутки».

Эти 8 дополнительных рабочих дней позволили КАМАЗу перейти планку в 2,5 тыс. машин, которая является, условно говоря, половиной докризисных продаж. При этом Афанасьев уточняет, что речь не идет об одном-двух крупных заказах — таких заказов, которые бы делали спрос, сейчас у компании нет. Напомним, месяц назад Афанасьев делился прогнозами относительно начала осени и говорил о наметившейся тенденции к росту. На тот момент предварительный заказ на сентябрь составлял немногим более 2 тыс. грузовиков. В целом по 2015 году тренд на повышение спроса наметился в июне, когда было продано 1979 грузовиков после майского показателя в 1463 машины. В июле продажи составили 2,2 тыс. автомобилей, августовские цифры реализации станут известны во второй неделе сентября, а регистрации новых автомобилей — во второй половине месяца.

ПО ФАКТУ СОКРАЩЕНО 3,4 ТЫС. ЧЕЛОВЕК, ПО БУМАГАМ — 2,5 ТЫСЯЧИ

Напомним, весну и лето КАМАЗ пережил без социальных шоков во многом за счет программы федерального субсидирования временных работ, по которой минтруд РФ выделил автогиганту 900 млн. рублей. Как напомнил сегодня «БИЗНЕС Online» Афанасьев, временные работы были запущены в конце марта, 6 месяцев субсидирования таким образом истекают в конце сентября. Хотя по факту на временные работы отводится всего три дня в этом месяце, итоги программы подводить пока преждевременно.

«Конкретно на самих временных работах было занято около 17 тысяч человек, — сообщил Афанасьев. — Но деньги выделялись не только на занятость — есть, к примеру, еще опережающее обучение, есть переобучение, есть другие виды деятельности в рамках проргаммы минтруда. В общей сложности было задействовано до 27 тысяч человек. Сегодня не так просто объяснить, что именно изменилось на производстве благодаря временным работам. Все они были направлены на модернизацию и картирование производственного процесса. Если нужен пример, то вот — на заводе двигателей ряд производств был перекомпонован, с других заводов перемещалось оборудование. Все это работает на повышение производительности труда, причем на несколько десятков процентов».

За время работы программы, то есть с марта, штат группы сократился на 3,4 тыс. человек — с 38,5 тыс. до 35,1 тысячи. Отметим, что в финотчетности компании число сокращенных работников гораздо меньше — 2,5 тыс., однако Афанасьев поясняет, что отчетность не учитывает некоторые дочерние структуры компании. Без поддержки по линии минтруда сокращения могли достигнуть 8,5 тыс. человек. Среди тех, кто выбыл из штатного расписания, часть работников ушла на предприятия контрагентов КАМАЗа — в частности, резидентов КИП «Мастер», часть уволилась по собственному желанию из-за снижения зарплаты. Напомним, временные работы, которыми в основном занимались камазовцы в летний период, оплачивались из расчета 800 рублей в день. При этом основная зарплата за период действия программы для рабочих выросла на 2,5%, что с учетом инфляции означает снижение реальных доходов.

Дополнительные 8 дней работы КАМАЗа обеспечены новыми заказами примерно на 1,3 - 1,4 тыс. грузовиков

«СИТУАЦИЯ НЕ ИЗ ЛУЧШИХ, НО БЫВАЛИ И ХУЖЕ ВРЕМЕНА...»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что любое повышение зарплаты в нынешних условиях радует, и отмечают стабилизацию на рынке.

Виктор Тимохин — директор по аудиту компании «Аудэкс»:

— Думаю, повышение зарплаты на КАМАЗе в сегодняшних условиях на 2,5 процента — это реалистично. На ряде крупных предприятий в свете кризисных явлений рассматривается вопрос не об увеличении, а об уменьшении заработной платы. Поэтому я считаю, что у КАМАЗа в этом плане наблюдается достаточно положительная динамика. Думаю, челнинскому автогиганту без поддержки государства на сегодня пока не обойтись, потому что сектор автомобилестроения подвержен достаточно серьезным колебаниям, особенно в период кризиса. Но если сегодня руководство КАМАЗа заявляет о том, что они не будут просить продлевать госпрограмму по сохранению рабочих мест, значит, у них есть уверенность в будущем, значит, портфель заказов на ближайшие месяцы достаточно большой и позволит удержать в компании высококвалифицированных специалистов. Ведь программа минтруда как раз и была направлена на то, чтобы сохранить на предприятии квалифицированные кадры. Думаю, и экспортные поставки КАМАЗа будут расти, визиты в другие страны правительственных делегаций, в том числе и с участием врио президента РТ, должны дать свой положительный результат.

Василий Маньковский — председатель совета директоров ГК «КОМ»:

— Я бы не назвал повышение уровня зарплаты на 2,5 процентов символическим, на сегодняшний день это много. Я не совсем себе представляю, с чем это связано, ведь народ же должен эти деньги сначала заработать? Может быть, руководство КАМАЗа, раз оно приняло такое решение, знает что-то такое, чем я не владею. Вполне возможно, что конъюнктура рынка изменилась, появился спрос, ведь государство предпринимает существенные меры для этого. Давно ведь уже заявлялось, что мы приспособимся к новым условиям, видимо, вот сейчас начали приспосабливаться. В общем-то, сейчас ситуация не из лучших, но бывали и хуже времена. Надеюсь, что все нормально будет. Но оговорюсь, что без господдержки ничего не решится. В этом я убежден. Эта поддержка, естественно, не может быть бесконечной и всеобъемлющей, а она должна быть целевой — только для тех, у кого есть перспективы роста. Если вы можете увеличить количество рабочих мест, налогооблагаемую базу, тогда вам должны помогать. А без госпомощи ничего не произойдет, так и будем барахтаться.

По моим ощущениям, начиная с сентября спрос на рынке будет расти где-то на 5 - 10 процентов. Не так быстро, как бы нам того хотелось, но все же. У нас последние четыре месяца спрос и не растет, и не падает, ситуация стабильная. Мы все боялись, что придется принимать непопулярные меры, но на сегодня, повторюсь, ситуация стабилизировалась. Осенью у нас, как правило, всегда рост был, надеюсь, и в этом году будет. Мы последние годы снизили свою зависимость от КАМАЗа, но все равно она остается высокой — около 50 процентов. Вот эта камазовская составляющая у нас упала, а другие заказчики многое просят по импортозамещению. Но, к сожалению, у нас в стране очень нецивилизованные взаимоотношения между участниками рынка, из-за этого мы все очень медленно делаем. Можно все сделать в разы быстрее. И вот здесь помощь государства в виде регламентов, постановлений, законов не помешала бы. А то когда доллар подорожал, пришли к нам, просят: сделайте то, сделайте это. Мы потратили деньги, подготовили нужный продукт, а тут доллар подешевел, и нам говорят, все, мол, уже не надо, мы импортное будем брать. Потом доллар вновь скакнул и опять к нам прибежали: «Мы согласны!» Вот это все бы упорядочить...

Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс»:

— Аналитикам КАМАЗа тут, конечно, виднее. Они же, наверное, не на пустом месте заявляют, что в сентябре и октябре предприятие будет работать практически полностью месяц. Они, я так думаю, прогнозируют и рост спроса на самосвалы, потому что у нас сейчас должны быть строительные проекты в России, тот же самый Крымский мост. И я думаю, что тут техника КАМАЗа, в частности строительная, будет востребована. А второй момент — это то, что КАМАЗ сейчас делает очень интересные седельные тягачи нового поколения, «КАМАЗ-5490» называется. И перевозчики, учитывая, что рынок по грузовикам-иномаркам упал, будут в первую очередь машины брать на обновление парка у отечественных производителей. И возможно, что эта модель будет у них востребованной.

Ну а поднятие зарплаты, я думаю, любой из нас, если бы ему сказали, что ее увеличили, а не снизили, наверное, воспринял бы позитивно. Хотя, конечно, 2,5 процента... Опять же, каждый из нас имеет полное право, сказать, что это мало. Поддерживать отечественный автопром, конечно, надо. И КАМАЗ поддерживать надо, и ВАЗ. Нынешний кризис, безусловно, в очередной раз показывает, что промышленность России нужна своя. И мы сейчас это понимаем. Тем более надо знать, что это за города — Набережные Челны и Тольятти. Они выстроены вокруг КАМАЗа и ВАЗа соответственно. Поэтому поддержка этих предприятий очень важна. Тем более что не секрет, что автопром кормит еще чуть ли не десяток человек в смежных отраслях производства. Нам нужны своя промышленность, свое сельское хозяйство, чтобы мы были в меньшей степени зависимы от любого импорта, от каких-то политических мер воздействия. Так что поддержка предприятиям нужна, ничего плохого я в выделении субсидий для компаний не вижу.