Съемки фильма будут проходить на глазах у зрителей
Съемки фильма будут проходить на глазах у зрителей

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

5 сентября в Казани открывается XI международный фестиваль мусульманского кино. Как обычно, посетителей ожидает много интересного: нетривиальная конкурсная программа, встречи со звездами, церемонии открытия и закрытия в театре им. Камала и так далее. Но именно в этом году впервые в рамках фестиваля пройдет интересное мероприятие: образовательный кинофорум «Время кино». На протяжении шести дней в кинотеатре «Мир» будут проходить кинопоказы, мастер-классы, встречи с молодыми российскими режиссерами и продюсерами; посещать их можно бесплатно, программа очень насыщенная. Но самой необычной частью кинофорума станет киномастерская, организованная при участии нашей «Школы авторского кино», в рамках которой всего за шесть дней будет создан короткометражный фильм.

Вообще, этот необычный формат экспресс-мастерской, «воркшоп» (workshop), впервые появился на международных кинофестивалях и кинофорумах еще в середине прошлого века. Суть его очень проста: группа кинематографистов за несколько дней создает короткометражный фильм, проходя через все ступени производства: разработку сценария, кастинг, съемки, монтаж, озвучание, цветокоррекцию и так далее. При этом само производство фильма превращается в шоу: любой желающий может прийти и своими глазами увидеть все этапы создания картины, причем члены съемочной группы объясняют все свои действия и отвечают на вопросы. Более того, посетители проекта могут сами принять участие в съемках в качестве членов команды, и их имена, разумеется, будут указаны в титрах.

В этом году для нашей киномастерской мы выбрали необычный проект: атмосферный фильм ужасов.

Тут требуется некоторое пояснение: ведь фильмы ужасов бывают разные. В данном случае речь идет не о слэшерах в стиле «треш-топор-кровища» и не о зомби-апокалипсисе, а об атмосферном, тягуче-тревожном, психоделическом кино, в котором режиссер обращается к ассоциациям, сидящим в подсознании человека. Ведь, по мнению многих исследователей и киноведов, именно такой кинематограф наиболее близок к так называемому «чистому кино».

Когда мы начинаем обучение студентов в нашей «Школе авторского кино», первая тема, которую мы изучаем, — принципиальная разница между кино и телевидением. Казалось бы, и то и другое снимается одними и теми же камерами, монтируется в одних и тех же программах, и технологический процесс в целом похож. Однако кино и ТV требуют от режиссера совершенно разных типов мышления. Вкратце это можно объяснить так: телевидение преимущественно делает упор на вербальные средства выражения, а кино — на невербальные. Когда мы смотрим телевизионный документальный фильм или типовой дневной сериал, 99% всей информации мы получаем в виде слов — дикторского текста, диалогов, интервью, титров и субтитров. А когда мы смотрим кино, 99% информации приходит нам в несловесной форме — в образах, символах, художественных решениях, мизансценах, свете, звуке, музыке и так далее; все это в совокупности условно называется «языком кино». Не случайно студенты всего мира учатся снимать кинофильмы, изучая немые ленты: ведь комедии Чарли Чаплина понятны и производят впечатление на зрителя без единого произнесенного слова. Вообще, при прочих равных условиях кино всегда производит более сильное эмоциональное впечатление, чем телевидение, потому что вербальные инструменты больше обращены к нашему сознанию, а образные инструменты — к подсознанию. И настоящая, глубинная задача преподавателя киномастерской заключается именно в том, чтобы научить студента говорить с подсознанием зрителя с помощью языка кино.

ХОРРОРЫ И БОЛЬШИЕ РЕЖИССЕРЫ

Именно поэтому жанр атмосферного фильма ужасов в каком-то смысле является идеальным для обучения кинорежиссуре. Ведь чтобы напугать зрителя, требуются не слова, а образы, причем эти образы должны апеллировать к страхам коллективного подсознательного, к детским фобиям, то есть мы должны дергать именно за те струны, которые сидят в подсознании зрителя; речь идет о чистом «языке кино». Кроме того, в фильме ужасов очень легко понять, достигли вы успеха или нет: страшно, тревожно — значит, получилось.

Именно поэтому многие великие кинорежиссеры увлекались «страшным» жанром и искусством создания тревожной атмосферы; среди великих голливудских режиссеров практически каждый отметился в жанре хоррора. Например, Стивен Спилберг снял «Челюсти», Стэнли Кубрик — «Сияние», Джеймс Кэмерон — «Чужие», Мартин Скорсезе — «Остров проклятых», Фрэнсис Форд Коппола — «Дракулу», Ридли Скотт — «Чужого», Уильям Фридкин — «Экзорсиста», Роман Полански — «Ребенка Розмари», Дэвид Кроненберг — «Муху» и так далее. Альфред Хичкок и вовсе прослыл мастером фильма ужасов, хотя из 55 его фильмов всего 2 картины, «Психо» и «Птицы», являются хоррорами.

Что касается советского кино, в условиях идеологического и подцензурного кинематографа чистый хоррор мог возникнуть лишь в одном случае — как экранизация классического произведения литературы. Так возникли «Вий» по Гоголю, «Семья вурдалака» по Толстому или «Жажда страсти» по рассказам Брюсова. Тем не менее многие великие советские режиссеры пользовались разными поводами, чтобы использовать элементы хоррора в своих картинах. К примеру, по стилистическому решению «Десять негритят» Станислава Говорухина — это чистый хоррор, со страшной атмосферой, страшными убийствами и страшной музыкой. По мнению критиков, приемы фильма ужасов мастерски использовал Андрей Тарковский в картинах «Солярис» и «Сталкер»; по большому счету вся загадочная Зона из «Сталкера» — это своего рода советский «Сайлент Хилл». Совершенно зловещую картину чумного города показал в «Сказке странствий» мой учитель Александр Митта; особое впечатление производит призрак чумы, который убивает главного героя одним прикосновением. И, конечно, нельзя не вспомнить жуткое, атмосферное «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, о тиране, который не может найти покоя после смерти: каждое утро его труп, похороненный накануне, находят сидящим в городском саду...

Именно такие сложные художественные задачи мы будем ставить перед собой в нашей мастерской. У нас не будет центнеров крови, сваренной по рецепту из интернета, и не будет непрофессиональных актеров, загримированных под вампиров и зомби. Вместо этого мы предложим зрителю тягучую, психоделическую атмосферу на грани безумия. И всех, кому интересно поучаствовать в таком эксперименте, мы приглашаем к нам присоединиться, тем более что участие в мастерской бесплатное.

Первое занятие нашей мастерской пройдет 5 сентября (суббота) в 11 часов в кинотеатре «Мир»; там мы расскажем о графике съемок и начнем обсуждение сценария. Если вы не сможете прийти в этот день, то график работы мастерской всегда можно уточнить в группах «ВКонтакте» «Школы авторского кино» и кинотеатра «Мир». Кроме того, вы в любое время можете позвонить по телефону для справок 239-18-19 и задать любые вопросы.

Напоследок хочу сказать: над проектом будет работать очень профессиональная, опытная съемочная группа. Так что режиссерские задачи будут решаться на серьезном уровне. Если вы увлекаетесь кино — не пропустите!

Алексей Барыкин