Положение женщин в исламских странах, а также нелегкая судьба гастарбайтеров — вот две самые популярные темы стартующего в сентябре XI международного фестиваля мусульманского кино в Казани. На сегодняшнем брифинге в кабмине РТ корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, почему кинособытие съезжает из «Пирамиды», насколько похудел его бюджет, кто главный конкурент татарских мультиков и какие звезды прошествуют по ковровой дорожке к театру им. Камала.
ПЕРЕЕЗД ИЗ ПИРАМИДЫ И ЭКОНОМИЯ В МИЛЛИОН
Открытие и закрытие XI международного фестиваля мусульманского кино пройдет в этом году в необычных условиях. Об этом сегодня на брифинге в кабмине РТ объявил министр культуры Айрат Сибагатуллин. Если все предыдущие 10 лет звезды ходили по ковровой дорожке в «Пирамиду», то в этом году было принято решение, что происходить праздник будет в театре им. Камала. Организаторы фестиваля объясняют это не отсутствием денег на более пафосный зал, а изменениями внутри фестиваля. Дескать, в столицу республики некоторые персонажи приезжают на кинофорум уже не в первый раз — надо же внести в их жизнь хоть какое-то разнообразие. Хотя надо отметить, что в «Пирамиду» вмещается ориентировочно на 200 гостей больше.
Традиционно кинофорум состоится с 5 по 11 сентября сразу на нескольких площадках. Основная конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре «Родина», внеконкурсные же показы «расползутся» по всему городу. К примеру, в музее советских игровых автоматов пройдет программа азиатского кино — и таких маленьких тематических площадок будет немало. В том же Кремле, в музее ислама, будет показана программа «Ислам и просвещение». Еще одно отличие в этом году — это единое место для проведения мастер-классов. Проходить они будут в кинотеатре «Мир». При этом днем можно понабраться опыта, а вечером посмотреть тематическое кино на тему лекций.
Главной зарубежной звездой в этот раз станет известный польский режиссер Кшиштоф Занусси — не лишенный смелости выбор, учитывая, что недавно тот подписал письмо в защиту украинского кинорежиссера Олега Сенцова, которому сегодня присудили 20 лет по делу о создании террористического сообщества в Крыму. Мэтр Занусси приедет в Казани к началу форума и проведет здесь несколько дней, за которые успеет дать мастер-класс.
Председателем жюри станет известный российский актер и режиссер Владимир Меньшов. Вести церемонию открытия будет актриса Олеся Судзиловская, а закрытия — Дмитрий Харатьян. 5 сентября по ковровой дорожке пройдут также Александр Михайлов, Борис Клюев, Кирилл Плетнев, а 11 сентября — Дмитрий Певцов, Семен Стругачев и Рустам Сагдуллаев. Откроет фестиваль картина «Слияние сердец» турецкого режиссера Хасана Карача, закончится форум фильмом «Белые цветы» по роману Абдурахмана Абсалямова.
Министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что бюджет кинофорума составил 14 млн. рублей. «На 1 миллион меньше, чем в прошлом, но тогда фестиваль был юбилейным», — отметил чиновник.
НИ НАМЕКА НА ОБНАЖЕНКУ
Конкурсную программу в этом году составит 51 фильм из 25 стран мира. 10 полнометражных игровых, 11 короткометражных игровых, 10 анимационных и 20 документальных. Всего на участие было прислано 753 картины из 52 стран. Сибагатуллин с нескрываемой гордостью отметил, что в этом году впервые был фильм даже из островного государства Западной Африки Кабо-Верде. С другой стороны, особенность этого года в том, что в номинации «Полнометражный игровой фильм» нет ни одной картины из США и Европы. В шорт-листах по разным номинациям вообще преобладают картины из Ирана, Ирака, Таджикистана, Азербайджана, Кыргызстана...
По словам арт-директора фестиваля Альбины Нафиковой, это никак не связано с геополитикой. «Просто картины, присланные на конкурсную программу со Старого Света, оказались хуже по качеству. В прошлые годы действительно был бум европейской продукции, на этот раз я бы не сказала, что заявок было меньше, просто часто картины из того же Ирана были более проникновенными. Кроме того, наличие некоторых сцен жестокости и обнаженки в чисто европейских картинах не позволяло отборщикам пропустить их в конкурсную программу. Вне конкурса картины, если тема актуальна и подходит под наш девиз «Через диалог культур к культуре диалога». Просто если можно было обойтись без этих сцен, а режиссер не стал этого делать, то предпочтение в конкурсной программе отдается другой картине».
Нафикова не согласилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online», который предположил, что для фестиваля расширился список табуированных тем. Ибо раньше в конкурсной программе можно было встретить довольно смелые картины со сценами, которые потом порой вызывали возмущение в мусульманской среде. «Отборщики просто приблизились наконец-то к основному фестивальному принципу. Раньше они просматривали все, что приходило на конкурс, а теперь некоторые из них параллельно сами ищут картины, которые затрагивают именно нашу концепцию».
Закончится форум показом татарского фильма «Белые цветы» по роману Абдурахмана Абсалямова (кадр из фильма) |
ЖЕНЩИНЫ И ГАСТАРБАЙТЕРЫ
Если в прошлые годы фаворитами были сербы и хорваты, а одной из тематик картин была война на балканском континенте, то в этом году темы представлены разнообразные: в основном место женщины в современном мире, причем не как хранительницы очага, а как независимой, сильной и творческой личности. Вторая тема, которая часто прослеживается в тематике, — это гастарбайтеры и их адаптация в незнакомом для себя мире.
Нафикова согласилась, что картины из Средней Азии и Ближнего Востока отличаются по стилистике от европейских. Тут часто используются непрофессиональные актеры, бывает, что по полчаса нет никаких диалогов, но тем не менее они по-своему интересны. Арт-директор фестиваля привела в пример таджикского «Учителя», который будет демонстрироваться в программе полнометражного игрового кино.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» нашел еще одну особенность данного фестиваля. В свое время через год, после того как в Египте прошла «арабская весна», на фестиваль мусульманского кино посыпались картины, описывающие как ужас самого конфликта, так и жизнь простых людей во время чрезвычайной ситуации. Однако в этом году в конкурсную программу не попало ни одного фильма о конфликте на юго-востоке Украины. «Было две российские «документалки» на эту тему, но они носили больше репортажный характер, — заявила Нафикова. — На конкурс они не прошли из-за того, что были не очень хорошего качества».
Что касается татарстанских картин, то в этом году их представлено предостаточно. При этом организаторы фестиваля заявляют, что большое количество работ приходит от независимых киностудий, что не может не радовать. Только на «полный метр» претендовали пять фильмов, в итоге был отобран «Рудольф Нуриев. Рудик» режиссера Фарида Давлетшина. В «коротком метре» представлены фильмы «Хлопнул дверью и ушел» Салавата Юзеева и «№9» Юрия Данилова. В категорию документальных полнометражных картин вошел фильм «Под знаком любви. Композитор София Губайдулина в Казани» Степана Белова, также две работы попали в конкурс на звание лучшего анимационного фильма. Но там большую конкуренцию татарстанским кинематографистам составляет Иран.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.