Ильшат Камалов
Ильшат Камалов: «Серьезная перезагрузка сети явно назрела. Она состоит из двух частей: из финансовой составляющей и визуальной»

«МЫ МЕНЯЕМ «АРЫШ МАЕ» ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ»

— Ильшат Ильясович, для чего «Татспиртпром» реформирует сеть «Арыш Мае»? В чем заключается смысл изменений, чем они вызваны?

— Когда наша сеть создавалась в 90-е годы, она вполне соответствовала требованиям времени, но с тех пор многое изменилось. Сейчас у покупателей другие запросы к внешнему виду и обслуживанию. Наши магазины не выделяются из общей массы, их внешний вид и внутреннее содержание устарели.

Серьезная перезагрузка сети явно назрела. Она состоит из двух частей: из финансовой составляющей и визуальной.

Мы сейчас активно работаем над внешним видом наших магазинов. Мы меняем магазины изнутри: это касается расположения товаров на наших полках, а также корректировки ассортимента, чтобы люди могли купить все, что им необходимо.

Кроме того, мы сейчас запустили автоматизацию своих магазинов. До конца года она будет проведена по всей республике. Система, которую мы внедряем, по сути, такая же, как и у других торговых сетей. Она позволит нам работать полностью прозрачно, мы будем видеть в режиме онлайн показатели по каждому магазину, каждому продавцу, каждой поставке.

— Вы говорите о новом внешнем виде магазинов. Подразумевает ли он новую символику сети?

— Да, выглядеть магазины будут по-новому, внедряется единый стандарт как внешнего, так и внутреннего оформления. На магазинах будет размещен новый фирменный знак «Арыш Мае», который выдержан в едином стиле с символикой «Татспиртпрома».

«На сегодняшний день бренд «Арыш Мае» раскручен, менять его на другой мы не видим смысла»

То есть название «Арыш Мае» сохранится? Не будете кардинально менять бренд?

— За 17 лет своего существования этот бренд стал хорошо известным. Понятен он каждому или нет — это отдельный вопрос, но он есть как заметное явление на рынке. Словосочетание «арыш мае» (в переводе с татарского — «ржаное масло») имеет непосредственное отношение к водке.

На сегодняшний день бренд «Арыш Мае» раскручен, менять его на другой мы не видим смысла. Его хорошо знают покупатели в городах и районах РТ, нам бы хотелось, чтобы у нашей сети появились и новые клиенты. Мы всегда старались, чтобы нашей аудитории было комфортно, поэтому и открывали магазины в шаговой доступности.

— Что вам уже удалось сделать? Какие были первые шаги?

— Часть магазинов сети была недостаточно эффективна. Проведение элементарных мероприятий по правильной выкладке товара, а также различные акции дали быстрый результат. Причем в большинстве случаев это не потребовало каких-либо денежных вливаний, достаточно было пересмотреть ассортимент, ускорить некоторые бизнес-процессы.

— Какие новые магазины вы планируете открыть? И в каком количестве?

— Каждый месяц мы открываем 3 - 5 новых магазинов по республике. На сегодняшний день сеть «Арыш Мае» насчитывает 81 магазин и более 190 отделов. В планах — расширить сеть до 320 магазинов. В этом случае мы будем иметь хорошую возможность получать хорошие скидки у оптовиков, поставляющих нам сопутствующие товары. В настоящее время такие товары составляют 18 процентов объема наших продаж, в планах — довести его до уровня более 30 процентов. Все эти меры позволят нам составить серьезную конкуренцию тем участникам рынка, кто пришел или хочет прийти в Татарстан.

Мы активно работаем над развитием сети дистрибуции. Один из форматов — это аренда сетью «Арыш Мае» полок либо части торговых помещений у владельцев других магазинов. В планах у нас — довести охват такой формой работы более 500 торговых точек. Для нас очень важно максимально возможное покрытие территории республики. Причем это не самоцель. Дело в том, что перед нами стоит задача, имеющая и социальное значение, — снизить присутствие контрафактной и суррогатной продукции в Татарстане. Это можно и нужно сделать через расширение нашего присутствия.

— Планируете ли выходить за пределы Татарстана?

— Такие планы нами рассматриваются. У нас есть проект создания сети алкомаркетов за пределами Татарстана. По нашим расчетам, в такой сети должно быть не менее 300 магазинов. Их формат предполагается несколько иным, чем у наших магазинов в Татарстане. Главное отличие в том, что они должны в дополнение к продукции «Татспиртпрома» иметь широкий ассортимент напитков, выпускаемых и другими российскими производителями. Это позволит нам конкурировать с уже существующими сетями алкомаркетов. Рост таких сетей сейчас является важным трендом на российском рынке.

— Кто в вашей новой команде?

— С моим приходом в апреле этого года в руководство сети начали работу более 10 специалистов, имеющих опыт в сфере продаж.

«Это не просто место, где продается продукция «Татспиртпрома», это магазин-музей»

«В МАГАЗИНЕ-МУЗЕЕ БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЕНА ВСЯ ИСТОРИЯ «ТАТСПИРТПРОМА»

— «Татспиртпром» планировал открыть в Казани магазин, который будет включен в туристические маршруты. Для чего он нужен и какова его концепция?

— Да, этот магазин уже начал работу на улице Салимжанова. Магазин войдет в туристические маршруты по столице республики, эту идею уже поддержал республиканский госкомитет по туризму.

Это не просто место, где продается продукция «Татспиртпрома», это магазин-музей. В нем мы хотим показать все виды нашей продукции и максимально продемонстрировать возможности компании. Там будут фильмы и коллажи, рассказывающие об истории «Татспиртпрома», — все-таки мы на рынке длительное время, с конца 90-х, нам есть что рассказать. Поэтому магазин-музей — это возможность показать туристам и прибывающим в Казань делегациям, что такое «Татспиртпром».

Туристы смогут посещать его как индивидуально, так и в составе групп. Каждая туристическая группа в течение 30 - 40 минут сможет свободно здесь находиться, ознакомиться с историей нашей компании, историей отрасли, приобрести напитки. И не только напитки, но и широкий ассортимент сувениров, национальных продуктов, таких как чак-чак, казылык, вяленый гусь и т. д.

Конечно же, здесь можно будет продегустировать весь спектр продукции «Татспиртпрома». Магазин достаточно большой, эффектно оформлен. В нем будут две зоны дегустации и еще одна интересная фишка — холодная комната, в которой поддерживается постоянная температура плюс 5 градусов. Зайдя в нее, можно надеть специальную одежду и продегустировать наши напитки в такой необычной обстановке.

КАК ПОБЕДИТЬ ФАЛЬСИФИКАТЫ?

— Можно выделить такие районы в Татарстане, где пьют больше, а где меньше?

— Вообще, вопрос довольно сложный и неоднозначный. Вот представьте две деревни: в одной 700 человек живут, в другой — столько же. Но в одной из них, по официальной статистике, водки потребляют в пять раз больше, чем соседи. При этом все знают, что на самом деле уровень потребления примерно одинаков. Вся причина такой странной разницы, скорее всего, в том, что в одной из деревень употребляют самодельный либо контрафактный алкоголь, который статистика учесть не может. Поэтому речь стоит вести, скорее, не о том, где больше или меньше пьют, а о том, сколько потребляют легальной и нелегальной продукции.

— Сейчас много говорят об отравлениях суррогатами и контрафактным алкоголем. Это действительно большая проблема? Как вы противодействуете распространению контрафакта?

— Сейчас в Татарстане заметно увеличилась смертность от алкогольных отравлений. По данным Роспотребнадзора, в январе-июне 2015 года в республике от этого умерли 185 человек. Это существенно больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда алкогольное отравление привело к летальному исходу 155 человек. Это говорит о том, что на рынке стало больше нелегальной продукции, смертельно опасной для жизни людей. По экспертным оценкам, сегодня в Татарстане такая продукция занимает до 30 - 40 процентов рынка.

Как можно победить фальсификаты? Один из путей — это расширение торговой сети компании «Арыш Мае». В нашей сети продается качественная водка и другие напитки. Мы реализуем их по минимально возможной цене. Таким образом мы стремимся вытеснить контрафакт с рынка.

«Магазин войдет в туристические маршруты по столице республики, эту идею уже поддержал республиканский госкомитет по туризму»

— Какие конкуренты могут наступать вам на пятки? Какое влияние имеют в РТ федеральные сети? Мешают ли они развиваться местному производителю?

— Конкуренцию я люблю. Без нее мы потеряли бы мотивацию и перестали развиваться. Конкуренция в Татарстане довольно большая. Формат магазинов «Арыш Мае» находится где-то посередине между минимаркетом и алкомаркетом. Конкуренция достаточно большая, и мы стараемся быть в числе лидеров по доле рынка.

ИЗ БАНКА — В «ТАТСПИРТПРОМ»

— Расскажите о себе: как вы пришли в «Татспиртпром»?

— Мой первый опыт работы в крупной компании был в «АК БАРС» Банке. Я проработал там 6 лет. Самым главным приобретением для меня стала большая практика, полученная в «АК БАРС» Банке, он является хорошим учебным центром. Я работал в 6 различных направлениях, вторую половину своей трудовой деятельности в банке занимался продажами.

Далее три года работал в страховой компании, был замдиректора филиала, потом директором — и тоже занимался продажами. 10 лет работал в Русфинанс Банке (входит в французскую группу Societe Generale). Начинал работу там в качестве руководителя по Татарстану, а в 2007 году стал директором Приволжского макрорегиона. В подчинении у меня находились 15 директоров, порядка 1 тысячи сотрудников.

Как вы решили из банковского бизнеса перейти в новую для вас сферу?

— Генеральный директор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов пригласил меня возглавить направление по развитию розничной сети. После некоторых раздумий я согласился. В Русфинанс Банке я сделал все, что возможно. Мой округ в последние два года был лучшим в банке. Но возможностей для дальнейшего развития я там больше не видел, поэтому принял решение перейти в «Татспиртпром». Здесь новая сфера, новые задачи — это всегда мотивирует к саморазвитию.