Хайдар Халиуллин

ЦЕЛЬ — 15% В ОБЪЕМЕ ЗАКУПОК

Форум «Малый и средний бизнес Татарстана в государственных закупках», организованный ассоциацией малого и среднего бизнеса РТ в отеле «Шаляпин», прошел, как принято говорить, в дружеской обстановке. Рядовые участники не стеснялись задавать острые вопросы спикерам. Да и кого бояться? В зале не оказалось влиятельных чиновников, хотя все они заранее получили приглашения. Не смог прийти даже заявленный спикером бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов. Что это значит? Власти устраивает существующий порядок вещей и они не хотят ничего менять? Или нашлись дела поважнее? Участники форума бурно возмущались такому демаршу властей — многие приехали из глубинки, чтобы задать волнующий вопрос. Темы, которые они поднимали, как говорится, выплаканы и выстраданы. Чтобы достучаться-таки до верхних этажей власти, гости форума решили выйти с обращением к врио президента РТ Рустаму Минниханову.

Для начала президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин напомнил, что правительство России сегодня создает условия для вовлечения МСП в закупочный процесс. Законы обязывают госзаказчиков осуществлять закупки у средних и малых предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок. В последние годы наметились очевидные позитивные сдвиги в законодательстве: введено авансирование прямых заказов МСП не менее 30%, упрощена общая процедура закупок, созданы совещательные органы при госкомпаниях и т.д. и т.п. Как результат в 2014 году в России существенно вырос объем торгов с привлечением МСП в системе госзаказа. Но не все так просто.

ДОЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ В ГОСЗАКУПКАХ — 2%?

«По официальным источникам, доля МСП в госзакупках Татарстана уже достигла 15%, а по результатам мониторинга агентства стратегических исследований (АСИ), средний и малый бизнес в общей сумме контрактов составляет 5,13 процента. По этому показателю Татарстан в группе Е», — с сожалением констатировал Халиуллин. Так что выйти на желанный уровень в 15% пока оказывается делом проблематичным. Требуется утроение усилий. К тому же это официальные данные. По оценкам экспертов, в госзакупках участвует всего 2 - 5% предприятий МСП. Из 140 тыс. экономически активных татарстанских МСП в торгах участвуют не более 4 - 5 тысяч. Если общая сумма контрактов в РТ в последние годы колеблется между 80 - 90 млрд. рублей, то на МСБ приходится только 1,8 - 4 миллиарда.

По данным вице-президента Академии наук РТ Вадима Хоменко, доля МСП в общем закупочном процессе РТ и вовсе составляет не более 2%. Причин масса: от нежелания закупаться у МСП заказчиков до пассивности поставщиков. «Существует большое количество закупок, где за участие в торгах необходимо вносить плату, которая не возвращается независимо от исхода торгов, — иллюстрировал свои тезисы Хоменко. — Вводятся надуманные условия, которые ничего не добавляют в содержание контракта, но усложняют его заключение». Основной сдерживающий фактор со стороны поставщиков, по мнению ученого, нехватка средств для обеспечения госконтрактов у малых предприятий. Он предложил создать некий консолидированный орган власти, который объединил бы в себе финансовые ресурсы и смог бы предоставлять их субъектам МСП на возвратной основе. Но это предложение повисло в воздухе. Кризис.

Без-имени-1.jpg

«ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ...»

Любопытный интернет-срез сделал Рафик Шайхутдинов — вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Он изучил работу муниципалитетов, а также региональных министерств и ведомств в плане привлечения МСП, и вот что получилось.

По данным за 2013 год, доля закупок с участием МСП в районах республики составляет 5% (в рублях), хотя по количественному показателю даже удалось выйти на заветную отметку в 15%. Но если смотреть в разрезе районов, все не так радужно. Хуже всех показывают себя Камско-Устьинский, Дрожжановский, Мамадышский районы — доля закупок с представителями МСП в последние годы у них стремится к нулю.

А что же в министерствах? Выяснилось, что каких-либо активных действий, кроме как со стороны минэкономики РТ, увы, не предпринимается. Максимум, на что способны органы власти, — опубликовать планы своих закупок на сайте, да и то делают это лишь избранные. Общественные советы, созданные при министрествах, еще не обсуждали вопросы закупок. «Действий (по привлечению МСП в закупкиприм. авт.) не выявлено, но поиски продолжаются», — очень патетически заявил Шайхутдинов, чем вызвал бурю смеха в зале.

Позже на импровизированную сцену, набравшись смелости, вышел представитель Камско-Устьинского района. Свои скромные успехи в деле привлечения малого бизнеса в районные закупки он объяснил принципами конкуренции. Он привел в пример закупку мяса в детсады района — ее выиграл предприниматель из Казани. Из зала, конечно, посыпались усмешки: «А что, в Казани скот выращивают?» Но ответы делегата из района показались корреспонденту «БИЗНЕС Online» вполне резонными. Казанская фирма снизила сумму поставки с 230 до 186 рублей за килограмм. По этой цене местные фермеры поставлять свое сырье отказались, так что пришлось заключать контракт со столичным поставщиком. На что из зала вновь посыпались смешки, мол, «это буйволятина, наверное, в брикетах». Но предложение делать преференции местным сельхозпроизводителям вызвало только скепсис: никто из госзаказчиков, наученных горьким опытом, нарываться на штрафы УФАС не желает.

«ЭТО НЕ ДИАЛОГ, А ДИКТАТ!»

Немало острых вопросов всплыло на круглых столах, которые были проведены в рамках форума. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на одном из них, посвященном обсуждению закупок в рамках 44-ФЗ. Председатель правления фермеров Тукаевского района Минталип Миннеханов пожаловался на отсрочку платежей со стороны госзаказчиков. «Я поставил (в прошлом годуприм. авт.) тысячу тонн пшеницы, а со мной расплатились только в июне, а мне за кредит платить надо, за технику рассчитываться надо!» — посетовал он. Также фермер возмутился безаппеляционностью требований заказчиков, мол, если просишь что-то подправить в проекте договора, говорят: «Все, мы с вами не работаем». «Это не диалог, а диктат!» — возмущался фермер.

Участники жаловались на то, что в море закупок малым предприятиям сложно бывает найти нужную — сведения зачастую «утоплены» в многостраничных спецификациях. Приходится привлекать сторонние организации, а это лишние расходы. На что член Общественной палаты РТ Татьяна Леонтьева предложила помечать закупки с преференциями для МСП и СОНКО особым значком.

Также сетовали предприниматели, что им почти нереально получить кредит в банке на обеспечение контракта. И фактически закупки свыше 300 тыс. рублей для них оказываются недоступными. «Допустим, аукцион на миллион, но в процессе торгов цена часто снижается до 60 процентов, и мы при сумме контракта в 400 тысяч должны внести обеспечение контракта в 600 тысяч!» — недоумевали бизнесмены.

«НЕ СПЕШИТЕ БЕЖАТЬ В УФАС!»

Модератор встречи Радик Халиуллин пояснил, что, согласно постановлению 199 правительства РФ от 6 марта 2015 года, госзаказчики получили право не требовать от поставщиков обеспечения контракта. Однако, как тут же колко подметили участники, ФЗ-44 никто не отменял, и, руководствуясь этим законом, УФАС тут же оштрафует такого «доброго» заказчика.

Со своей позиции выступили и организаторы закупок. Джамиля Мингалиева — начальник отдела муниципального заказа Нурлатского района, попросила участников торгов не бежать сразу жалобами в ФАС, мол, мы тоже люди, можем и ошибиться. Она предложила сначала написать заказчику на электронную почту. Говорит, сразу подправим, если вкралась ошибка.

Представитель «Деловой России» Артем Кузнецов выступил с политическим заявлением из федерального центра — он предложил исключать из участников закупок иностранных поставщиков в случае, если в торгах участвует два и более отечественных поставщика. Но, как выяснилось, эта мера уже формально введена.
Директор «Бриор-к» и член ОП РТ Каусария Матросова пожаловалась на систему распределения работ по капремонту в Казани — открытых торгов не проводится, они заменены на квалификационный отбор. «Для меня это нонсенс», — удивлялась она.

Все пожелания с мест организаторы форума сформировали в единый меморандум, который будет направлен в Госсовет РТ с целью создания законодательных инициатив. Также решено было выступить с отдельным обращением к врио президента РТ — с выдержками из всего сказанного. Как предположил Халиуллин, Рустам Минниханов мог бы использовать эти своего рода наказы предпринимателей в своей предвыборной кампании.