Андрей Герасимов: «Свой бизнес я рассматриваю как игру. Как некоторое соревнование на интерес»
Андрей Герасимов: «Свой бизнес я рассматриваю как игру. Как некоторое соревнование на интерес»

«ВАГИЗ ВАСИЛОВИЧ — ЧЕЛОВЕК БОЛЬШОГО СЕРДЦА»

— Андрей Сергеевич, насколько мы знаем, вас можно назвать предпринимателем самой первой, перестроечной волны?

— Предпринимательская жилка у меня была всегда. Еще будучи студентом летного училища, я занимался, как тогда говорили, «фарцовкой». Одним словом «крутился», как многие тогда.

Потом уже осознанно и в крупном объеме начал делать бизнес на продаже модных тогда «Командирских» часов Чистопольского завода. Осуществлял прямые поставки их часов по всей России, вплоть до Хабаровска и Владивостока. В то время это был довольно прибыльный бизнес.

Потом по мере разрушения товарно-денежных отношений вынужденно стали заниматься взаимозачетами, выстраиванием бартерных цепочек. Вышли на Троицкую бумажную фабрику (Калужская область), которая поставляла пищевую бумагу, потом стали сотрудничать с казанской маслосырбазой. У нас была налажена сбытовая сеть не только в Казани, но и по всей стране, а у них как раз были проблемы с реализацией своей продукции.

— Кризис 1998 года как пережили?

— В 1998 году, когда произошел кризис, бартерные схемы перестали быть актуальными. Мы перезаключили договор с Троицкой бумажной фабрикой и «Татарстан соте» и работали уже как официальные дилеры: брали продукцию со скидкой и продавали ее потребителям.

— С «Татарстан соте», с Вагизом Мингазовым трудно было работать?

— Когда в компанию пришла команда Вагиза Василовича, он предложил нам стать официальными дилерами по реализации своей продукции. Вот все говорят, у него там, в «Вамине», была клановость. Но ведь я для них был совсем «человек с улицы», не родственник и не друг родственника. Передо мной ставились различные задачи, и я их последовательно решал. И хотя у нас были чисто коммерческие отношения, по моему мнению, Вагиз Василович — это человек большого сердца. Он жесткий, но справедливый руководитель. Он всегда старался все вопросы решать по совести.

Лично я благодарен ему за полученный большой опыт в качестве управленца. Мне пришлось научиться взаимодействовать с различными структурами большой разветвленной организации. Приходилось быть гибким, но, как говорится, «со стержнем», чтобы доказывать свою точку зрения.

По сути, он дал нам шанс, и я его реализовал. Специально под реализацию продукции мы создали отдельную фирму и через нее продавали продукцию «Вамина» по всей России. Была определенная территория, за которую мы отвечали. Разумеется, у «Вамина» были и другие дилеры.

— А почему тогда ушли от него?

— В 2008 году я предложил Вагизу Василовичу провести реформу сбытовой структуры «Вамина». Лично я тогда не видел перспектив в развитии дилерской сети. По моему мнению, нужно было создавать торговый дом и вести дела напрямую с торговыми сетями, чтобы получать от них обратную связь и оперативно подстраиваться под нужды покупателей. Возможно, многозвеньевая цепочка дилеров и была нужна на начальном этапе, но к 2008 году мне было уже ясно, что эту схему нужно менять — ужесточение конкуренции между дилерами «Вамина» приводило к демпингу и ненужным выяснениям отношений. Я так и сказал Мингазову, что не вижу себя в качестве дилера. Можно, конечно, было еще год-полтора продолжать работу в том же духе, но я чувствовал, что просто теряю время, что моя полезность заметно падает.

«Мы выстроили стратегию, которая позволила компании даже в кризис расти на 30% в год»
«Мы выстроили стратегию, которая позволила компании даже в кризис расти на 30 процентов в год»

— Вы хотели единолично распределять продукцию «Вамина», став руководителем торгового дома?

— Нет, я просто сказал, как есть, что законы рынка диктуют создание торгового дома. Это было мое глубокое убеждение.

— Но в итоге ведь был создан торговый дом «Вамин» и оформлен на вас?..

— Да, но только он работал в тех регионах, где было наше географическое присутствие как дилера. Летом 2008 года я решил уйти из этого бизнеса. Мой уход не был связан с каким-то личностным скандалом с Мингазовым. Просто мы как два человека разошлись в оценке стратегии развития компании. Не знаю, как у него ко мне, но у меня к Вагизу Василовичу остались самые добрые отношения.

— Но все-таки решение наверняка было тяжелым?

— Было эмоционально сложно. Для работы с «Вамином» я создавал отдельные компании — оптовую компанию «Элотея», которая работала на регионы России, и ООО «Сырная компания «Визир», которая осуществляла дистрибуцию по Казани. В последующем обе компании были закрыты.

Я очень переживал, хотя холодный расчет говорил, что их надо закрыть, а сотрудников уволить, чтобы сохранить более перспективные направления. Ключевых сотрудников я перевел в другие свои компании, а основную массу персонала пришлось сократить. В любом случае все они устроились, потому что те знания, которые мы им давали (два раза в год они проходили внешнее обучение), позволили без проблем устроиться в других компаниях. Это еще раз показывает важность повышения квалификации на рабочем месте. Хотя меня многие критикуют: ты их обучаешь, а они потом уходят к конкурентам. И что теперь, не обучать? Бизнес ведь не построишь без компетентных сотрудников!

У флексографического метода конкурентоспособная цена на печать малых тиражей. Офсетная печать выгодна при средних и крупных тиражах
У флексографического метода конкурентоспособная цена на печать малых тиражей. Офсетная печать выгодна при средних и крупных тиражах

— По вашему мнению, кто виноват в крушении империи Мингазова? Обстоятельства так сложились, было какое-то внешнее воздействие или им были допущены какие-то ошибки?

— Я думаю, все вкупе.

«МЫ ВЫСТРОИЛИ СТРАТЕГИЮ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИЛА РАСТИ НА 30 ПРОЦЕНТОВ В ГОД»

— Что сейчас представляет из себя ваша группа компаний? Что в нее входит?

— В 1998 году была создана компания ООО «Базис» (сейчас — ТК «Базис-Инвест-Холдинг»), которая занималась продажей пищевой бумаги Троицкой бумажной фабрики, а затем и других производителей. Но у меня сразу было понимание, что я хочу заниматься не одним бизнесом, а сразу несколькими направлениями. Собственно говоря, и назвал я свою компанию так, потому что она должна была стать ядром моего холдинга. В 2000 году появилась компания «Базис-Металл», которая сначала продавала металлопрокат. Сейчас она перепрофилировалась под производственную компанию — производим и реализуем кладочную сетку.

В конце 2006 года был приобретен контрольный пакет акций компании «ФлексоПринт». Появление новых активов потребовало создания в 2007 году управляющей компании ООО «УК «Базис-Инвест-Холдинг». В 2012 году я приобрел казанское производственное предприятие ЗАО «Тафлекс», а компания «ФлексоПринт» была продана.

— Что это была за компания? Почему вы решили, что оно вам нужно?

— Это волгоградская полиграфическая компания, которая занималась печатью этикеток. Мы были поставщиками сырья для них. В 2007 году мне случайно представилась возможность приобрести долю. На тот момент у компании были пять собственников, и они решили разделиться. Один из собственников и предложил мне выкупить свой пакет акций. Я согласился, а потом выкупил доли и других собственников. В то время эта компания была на перепутье — куда дальше развиваться. Мы выстроили стратегию, которая позволила компании даже в кризис расти на 30 процентов в год.

«По 2015 году мы планируем достичь оборота порядка 300 млн. рублей. Из них 40% приходится на производство самоклейки, 35% — на термоусадочную этикетку и 25% — на вплавляемую этикетку»
«По 2015 году мы планируем достичь оборота порядка 300 миллионов рублей. Из них 40 процентов приходится на производство самоклейки, 35 процентов — на термоусадочную этикетку, и 25 процентов — на вплавляемую этикетку»

— Но для вас же это был совершенно новый бизнес? Как удалось так удачно войти в него?

— Хотя я начал с торговли, мне всегда импонировало производство. Разумеется, все произошло не по мановению волшебной палочки. С 1996 по 2006 год я развивал свой бизнес в большей степени интуитивно. Но мне хотелось строить правильно, грамотно систему исполнительства, систему продаж, систему бюджетирования, построение корпоративной культуры и т.д. Поэтому в 2006 году я прошел бизнес-тренинг, организованный нижегородской консалтинговой компанией Score. Специалисты компании не только обучили меня, но и показали, как систематизировать мой бизнес. С их помощью я провел реорганизацию своей группы компаний. Для ребят, которые через это прошли, наиболее ценно, что регламенты мы писали сами, эту школу мы прошли сами. Так что к моменту покупки «ФлексоПринта» у нас уже был опыт реорганизации бизнес-процессов в торговых компаниях. И этот свой опыт мы успешно применили в волгоградской производственной компании.

— Как вы приобрели казанский «Тафлекс»?

— За три-четыре года я хорошо узнал рынок этикетки и понял, что для выхода на лидирующие позиции в это предприятие необходимо вложить большие инвестиции и много времени. Тогда я стал исследовать рынок с тем, чтобы найти более интересный актив, который бы отвечал моим задачам. В результате мне понравились два актива: казанский «Тафлекс» и еще одна полиграфическая компания в Нижнем Новгороде. С владельцами обеих компаний я в течение года проводил переговоры, и в итоге в 2012 году произошла сделка по покупке «Тафлекса».

— Кто тогда был собственником ЗАО «Тафлекс»?

— Там было двое учредителей — Дмитрий Курамшин (трехкратный чемпион России по аквабайку) и Азат Габидуллин (руководитель ГУП НПЦ «Штрих» — уполномоченной организации по внедрению штрихового кодированияприм. ред.).

— Почему вы свой выбор остановили на этом полиграфическом предприятии?

— Производство компании было оснащено по последнему слову техники, и у предприятия были необходимые нам инновационные продукты — направление Inmold (вплавляемая этикетка), термоусадочная этикетка. Надо отдать должное, бывшие владельцы компании хорошо представляли перспективы рынка и развивались в правильном направлении. «Тафлекс» уже до 2012 года имел репутацию креативной и инновационной компании. Нужны были только деньги, энергия и компетенции, чтобы выстроить бизнес-процессы и получать положительные результаты.

— А что с «ФлексоПринт»?

— Когда переговоры с «Тафлексом» вышли на финишную прямую, мы продали волгоградскую компанию. Деньги пошли на покупку более перспективного казанского актива.

«КОНКУРЕНЦИЯ ИДЕТ ПО КРИТЕРИЮ, КАКАЯ КОМПАНИЯ ЭФФЕКТИВНЕЕ УПРАВЛЯЕТСЯ»

— Чем отличаются разные виды этикетки? Какой тут может быть креатив и инновации?

— Самая простая разновидность этикеток — самоклейка. Это отпечатанные полиграфическим способом этикетки с нанесенным на обратную сторону клеем. Такие этикетки, например, используются в вино-водочной продукции, в кондитерских изделиях, парфюмерии, фармацевтике и т.д. Это самая простая разновидность этикеток. Вход в этот сегмент рынка довольно дешевый — 5 - 8 миллионов рублей, и уже можно делать этикетку, разумеется, без дополнительных оснасток. Но для многих заказчиков этого достаточно — самоклеящаяся этикетка сейчас составляет порядка 70 процентов всего рынка.

Соответственно, 30 процентов рынка — это сложная этикетка, вплавляемая (IML) и термоусадочная. Первая размещается внутри литьевой формы и в момент формования из расплава пластмассы пластиковых ведер, банок буквально вплавляется в получаемое изделие. Такая этикетка образует единое целое с упаковкой. Для достижения наилучшего качества для производства вплавляемой этикетки используют тот же материал, который используется и при изготовлении основного изделия.

Термоусадочная этикетка печатается на рукаве, изготовленном из пленочного материала и сжимающемся под воздействием тепла. Это позволяет этикетке плотно садиться на тару и повторять ее форму.

— Насколько это емкий рынок и каков основной тренд?

— По экспертным данным, емкость российского рынка самоклеющейся этикетки в 2013 году составляла 15,3 миллиарда рублей, а прогноз на 2016 год — 16,2 миллиарда рублей, то есть темпы роста составляют менее 2 процентов. Конкуренция между производителями в этом сегменте чрезвычайно высока. Соответственно, демпинг, падение маржи за два года на 30 процентов. Поэтому мы мигрируем в сегмент сложной этикетки, где клиенту можно предложить какие-то особенности. Хотя объем рынка термоусадочной и вплавляемой этикетки не так велик, как у самоклейки: 2,7 и 1,2 миллиарда рублей соответственно, но их темпы роста и маржинальность значительно выше.

— Какую долю российского рынка вы занимаете в каждом из сегментов? И какие планы?

— По самоклейке — сотые доли процента, по термоусадочной этикетке сейчас у нас около 2 процентов. В целом в 2015 году мы планируем достичь оборота порядка 300 миллионов рублей. Из них 40 процентов пока приходится на производство самоклейки, 35 процентов — на термоусадочную этикетку, и 25 процентов — на вплавляемую. К 2016 году мы хотим прирасти по термоусадочной этикетке на 50 процентов, а по вплавляемой — в 2 раза. По самоклеящейся этикетке роста не планируется. По всем нашим компаниям стоит задача прирастать не менее чем на 20 процентов в год.

«Мы сотрудничаем с маркетинговыми службами компаний. Они говорят нам свои «хотелки» и мы уже совместно с ними думаем, как эти «хотелки» реализовать технологически»
«Мы сотрудничаем с маркетинговыми службами компаний. Они говорят нам свои «хотелки», и мы уже совместно с ними думаем, как эти «хотелки» реализовать технологически»

— Кто ваши основные конкуренты на этом рынке?

— По самоклейке их очень много — десятки типографий. Если мы говорим о термоусадочной этикетке, то здесь основные наши конкуренты — Happy plastics, «Окил» и X-Label. По IML-этикетке все та же питерская типография «Окил» и ижевская «Пешта». В Казани по новым продуктам у нас конкурентов нет.

— Кто клиенты? Каковы особенности работы с крупными заказчиками?

— Ну, например, мы печатаем термоусадочную этикетку для «Юнилевер Русь», УК «Просто молоко» и других компаний. Вплавляемая этикетка интересна предприятиям-изготовителям хозяйственно-бытовых принадлежностей, производителям полимерной тары и прочих полимерных изделий (техники и комплектующих). Нашими клиентами являются «Лукойл», «Мир упаковки», «Бытпласт» и другие.

Для того чтобы работать с крупными заказчиками, надо получить статус надежного поставщика. Для них важно не только наличие в компании современного оборудования, но и гарантия сроков и качества выполнения заказа. А этого можно добиться только за счет четко отлаженных бизнес-процессов внутри компании. Фактически конкуренция между компаниями идет именно по этому направлению — какая компания более эффективно управляется, та и выигрывает.

Стратегия «Тафлекса» предполагает стать лидером в области интегрированных решений, которая объединяет маркетинг, дизайн, производство и логистику. Общаясь с клиентами, мы выявляем их потребности и помогаем продвинуть их торговую марку.

— Но ведь крупные компании работают через маркетинговые агентства. Получается, что именно они для вас конечный клиент?

— У нас есть свои пулы маркетинговых агентств, с которыми мы сотрудничаем. Также мы сотрудничаем и с маркетинговыми службами компаний. Они говорят нам свои «хотелки», и мы уже совместно с ними думаем, как эти «хотелки» реализовать технологически. Маркетинговые компании — специалисты в своей отрасли, они создают креативные решения, которые могут воздействовать на покупателя, а вот как это технически реализовать, они не знают. Мы им предлагаем различные решения с использованием разного рода технологий.

Например, мы совместно с «Татспиртпром» участвовали в разработке концепции и дизайна этикетки водки «Граф Ледофф». Наше решение позволило выделить продукт на полке, привлечь новых потребителей и защитить его от контрафакта.

«Лично я благодарен Вагизу Мингазову за полученный большой опыт в качестве управленца»
«Лично я благодарен Вагизу Мингазову за полученный большой опыт в качестве управленца»

«БЫЛ ПРИЯТНО УДИВЛЕН ОДНОЙ ИЗ ВСТРЕЧ С МИННИХАНОВЫМ»

— Полиграфическое оборудование развивается довольно быстрыми темпами, смена поколения происходит раз в пять-шесть лет. Насколько в вашем бизнесе обладание новейшим оборудованием является критическим фактором успеха?

— Я бы не сказал, что сейчас оборудование является самым критическим фактором, предопределяющим успех полиграфической компании. Я считаю, что успех определяют люди, которые работают в компании. Можно оборудование купить, но все заложенные в нем возможности так и не реализовать. Так ведь и случилось с «Тафлексом»: вроде приобрели новейшее оборудование и думали, что теперь придет успех. Но оказалось, что кроме этого есть много других процессов, которые необходимо довести до совершенства.

— И все-таки какая у вас инвестиционная программа? Сколько и во что вы хотите инвестировать?

— В IML-направление (вплавляемая этикетка) в 2016 - 2017 году мы намерены инвестировать 5 - 6 миллионов евро для приобретения высококачественного оборудования для офсетной печати. Сейчас мы печатаем IML-этикетки флексографическим методом, что выгодно только на относительно небольших тиражах. Офсетная же печать выгодна при средних и крупных тиражах (порядка 25 тысяч квадратных метров). Оборудование очень производительное — миллионы квадратных метров в месяц при гарантированно высоком качестве. Но оборудование дорогостоящее, требующее больших помещений. Мы уже сейчас плотно занимаемся этим проектом, рассматриваем различные площадки для него. Освоение новой технологии позволит конкурировать и за крупные заказы.

— Как на вас сказался новый кризис? Заметили ли вы его?

— Да, по некоторым позициям у нас произошло проседание. Если раньше у нас в структуре портфеля заказов по самоклейке было много производителей водки, то сейчас их заказы значительно уменьшились — спрос на водку падает.

В целом в 2013 - 2014 годах «Тафлекс» генерировал убытки из-за падения продаж, неблагоприятной курсовой разницы. Но с 2015 года компания начала приносить прибыль, и сейчас мы рассчитываем на ее увеличение.

— В прошлом году была нашумевшая история про ваше обращение в ФАС по поводу тендера. На страницах «БИЗНЕС Online» мы подробно освещали ту ситуацию. Насколько мы знаем, в итоге вы отозвали иск. Основываясь на этом своем опыте, как бы вы охарактеризовали существующий в Татарстане инвестиционный климат?

— По моему мнению, сложившаяся тогда ситуация не дает основания говорить, что все тендеры у нас коррумпированы. Что касается инвестиционного климата, то я был приятно удивлен итогами своего участия в одной из встреч предпринимателей с президентом РТ Рустамом Миннихановым в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Оказалось, что те вопросы, которые там обсуждаются, потом берутся в протокол. Я был участником той встречи, и наш проект по inmold взяли на контроль. Мы сообщили, что у нас есть проект, вот такие-то инвестиции, которые мы хотим принести в Татарстан, что вы можете нам предложить? В ответ нам предложили рассмотреть вопрос размещения на площадке в «Алабуге».

«Сейчас мы печатаем этикетки для УК «Просто молоко»
«Сейчас мы печатаем этикетки для УК «Просто молоко»

— А чем интересна вам «Алабуга»?

— Резидентам предоставляются налоговые преференции при закупке оборудования. Во-вторых, наши клиенты планируют разместить там свои производства. Близость к клиентам увеличит наше стратегическое преимущество перед конкурентами.

— А с «Махеевым» из Елабуги уже ведете переговоры?

— Вплавляемую этикетку для своих пластиковых ведерок под майонез они печатают за границей. Мы пока не можем обеспечить тот уровень цены и производительности, который интересен им. На это как раз и нацелен наш инвестиционный проект. То офсетное оборудование, которое мы хотим закупить, будет удовлетворять потребностям самого взыскательного крупного клиента.

— Какой вы видите компанию «Тафлекс» в 2018 году, когда будет реализована инвестиционная программа?

— Компанией Apple в области этикетки и упаковки (смеется). Мы хотим стать лидерами по производству IML-этикеток в России. Надеемся, что мы выбрали удачное время для перевооружения — в условиях кризиса большинство наших конкурентов сокращают свои инвестиции. Если все пойдет так, как задумано, то к 2018 году, когда запустится офсетная печать, наша доля достигнет 30 - 40 процентов российского рынка.

«НА СОБЕСЕДОВАНИЯХ СПРАШИВАЮ: КАКАЯ У ЧЕЛОВЕКА МЕЧТА?»

— Есть люди, которые в течение всей жизни занимаются одним делом, углубляя свои навыки и знания. Вы же как классический предприниматель западного типа легко переходите из одной ниши в другую...

— Каждый этап жизни приводит меня к некоторому переосмыслению жизненных принципов. Если говорить о сегодняшнем этапе, то можно сформулировать девиз: «жить играя, осознанно и со смыслом».

— Вы рассматриваете жизнь как игру?

— По крайней мере, свой бизнес я рассматриваю как игру. Как некоторое соревнование на интерес. Для меня самое интересное — это создание компании как эффективного живого организма, способного развиваться в какой-то выбранной мной сфере бизнеса.

Моя стратегия — испытать себя в новом направлении, при удачном раскладе закрепиться в нем, создать отдельную компанию, подобрать команду и руководителя, которые будут уже серьезно заниматься этим бизнесом.

«Если все пойдет так, как задумано, то к 2018 году, когда запустится офсетная печать, наша доля рынка достигнет 30-40% российского рынка»
«Если все пойдет так, как задумано, то к 2018 году, когда запустится офсетная печать, наша доля достигнет 30 - 40 процентов российского рынка»

— В этом деле, как известно, главное — кадры. Как вы подбираете людей? Что для вас главное в сотруднике своей компании?

— Мы выработали некоторые критерии, по которым принимаем сотрудников в компанию, — это ответственность, компетентность, нацеленность на результат, желание развиваться. Но самое главное — чтобы его личные интересы сопрягались с моими интересами. Я на собеседовании часто спрашиваю, какая мечта у человека?

По топ-менеджерам направлений у меня текучки нет, работают с самого начала. Да и среди рядовых сотрудников текучка не большая. Вакансий практически нет.

— А ваша мечта в таком случае какая?

— Чтобы данный конкретный мой бизнес развивался, чтобы люди получали удовлетворение от своей работы в компании. Сам развиваешься, люди вокруг тебя развиваются, и вносишь какой-то вклад в развитие России. Для меня большим удивлением стало шествие «Бессмертного полка» 9 мая 2015 года. После стольких лет мы вновь вернули себе гордость за страну и ее историю. Мы вспомнили о великих свершениях наших предков, и меня это очень вдохновляет...

«Я бы не сказал, что сейчас оборудование является самым критическим фактором, предопределяющим успех полиграфической компании»
«Я бы не сказал, что сейчас оборудование является самым критическим фактором, предопределяющим успех полиграфической компании»

«БИЗНЕС Я РАССМАТРИВАЮ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

— Расскажите немного о себе. Вы ведь родом из Удмуртии?

— Да, мой отец — агроном, мать — учительница, до 1983 года мы жили в удмуртском селе, потом переехали на родину отца — в Бавлинский район Татарстана, в совхоз «Бавлинский». Получается, что все мое детство прошло на селе.

— Вы настоящий деревенский пацан?

— Да, да (смеется). С детства у меня была мечта стать летчиком, поэтому после окончания средней школы я поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации. В 1987 году, после окончания первого курса училища, меня призвали в армию, в воздушно-десантные войска. В 1988 году направили в армянский город Спитак, который был полностью разрушен после землетрясения, — охраняли уцелевшее имущество от мародеров. Потом переправили нас в Ереван, когда там начались волнения. После возвращения из армии доучился в летном училище, и меня распределили в Казань. Там я начал летать на Ан-2.

— Интересно было?

— Первое время было интересно, а потом началась рутина. Тогда в стране уже шли бурные изменения, и я вместе с друзьями решил заняться предпринимательством.

— После ухода из «Вамина» в октябре 2008 году вы поступили в Академию народного хозяйства при президенте РФ на обучение по программе МВА. Несколько странное решение — кругом паника, а вы за парту...

— Да, возможно, была паника. Но ведь кризис — это и новые возможности. Поэтому я решил получить знания по стратегическому управлению бизнесом, чтобы более осознанно и компетентно заниматься развитием, а не как «деревенский парень», работающий только по интуиции. Емкость рынка, темпы рынка, конкуренция, потребности клиента, позиционирование и т.д. Я постоянно ищу новые знания, чтобы их на практике применять в своей жизни и бизнесе. Кстати, наши преподаватели отмечали, что именно в 2008 году к ним на учебу пришли достаточно интересные люди. Я с ними сейчас продолжаю поддерживать связь.

— В последнее время многие бизнесмены ругают курсы МВА, считают их малоэффективными. А вам обучение много дало?

— Лично мне обучение дало очень много. Приобретенные знания помогли мне выстроить систему корпоративного управления, дали ориентиры по стратегии развития моих компаний. Мне запомнилась поговорка: истинное благородство не в том, чтобы превзойти кого-то, а в том, чтобы превзойти себя. Я и в своей жизни, и в деятельности своих компаний ищу внутренние точки роста, свою уникальность, а не смотрю по сторонам. Эта мысль пришла мне как озарение и теперь помогает по жизни.

«По топ-менеджерам направлений текучки нет, работают с самого начала. Да и среди рядовых сотрудников текучка небольшая»
«По топ-менеджерам направлений текучки нет, работают с самого начала. Да и среди рядовых сотрудников текучка не большая»

— Какие у вас хобби есть, какие увлечения?

— Если есть время, то люблю читать книги, которые дают пищу для размышлений, например, автобиографии великих людей. Бизнес я рассматриваю как элемент развития своей личности. Он дает возможности работать с людьми. Мне интересно, как бизнес зарождается, развивается. Мне интересно создавать компании, которые дают блага людям, работающим в них, приносить пользу стране своими продуктами.

— Наш традиционный вопрос: какие три ваших секрета успеха?

— Ответственность, настойчивость, любовь к своему делу. Нужно стремиться к внутренней гармонии, счастью, а успех приложится.