Любопытная ситуация сложилась по Казани: если в мае было размещено 1,4 тыс. объявлений о продаже бизнеса, то в мае этого — 963 объявлений о продаже бизнеса, то в июне произошел настоящий обвал — до 212 объявлений по состоянию на сегодняшний день
Любопытная ситуация сложилась по Казани: если в мае было размещено 963 объявления о продаже бизнеса, то в июне произошел настоящий обвал до 212 объявлений по состоянию на сегодняшний день

КАЗАНСКИЕ ПРОДАВЦЫ БИЗНЕСОВ УШЛИ В ОТПУСК?

После большой распродажи готовых бизнесов в апреле этого года ситуация немного успокоилась, но в докризисное состояние так и не вернулась. Если в спокойном январе 2014 года в разделе о продаже готовых бизнесов на Avito по Татарстану было размещено чуть более 200 актуальных объявлений, то в кризисном январе 2015 года — уже 2,6 тысячи. По состоянию на 30 июня этот показатель опустился до отметки в 1 675 предложений. Информацию до мая включительно нашей газете предоставили в компании Avito. Объявления по состоянию на июнь, их число были проанализированы корреспондентами газеты.

Поясним, что срок действия объявления на Avito составляет 30 дней (за плату его можно увеличить до 45 или 60 дней). Таким образом, все объявления, размещенные на сайте, свежие или недавно продленные, что и позволяет использовать их, как некий барометр деловой активности.

Особенно любопытная ситуация сложилась по Казани. Если в мае прошлого года было размещено 1,4 тыс. объявлений о продаже бизнеса, то в мае этого — 963. В июне же произошел настоящий обвал — до 213 объявлений по состоянию на вчерашний день. С чем связано падение в 4,5 раза интереса к продаже бизнеса? То ли благодаря снижению ставки ЦБ и укреплению рубля банки смягчили требования, а бизнесмены почувствовали продых. То ли те, кто хотел продать, нашли покупателя, то ли, напротив, отчаялись искать...

Ясно лишь, что совершенно противоположная тенденция в Челнах. На фоне роста безработицы и обеднения населения число желающих продать свое кафе или парикмахерскую за год увеличилось в два раза (565 объявлений в мае прошлого года и 1022 в мае 2015-го). В июне число предложений пошло на спад, уменьшившись до 845. Но это все равно в четыре раза больше, чем в Казани, где бизнесу как ни крути живется сытнее. Отметим, что аномально много предпринимателей хотят выйти в кэш в Нижнекамске (169) и в Альметьевске (141). Для сравнения: по Елабуге объявлений всего 40, а в Заинске — 15.

Если смотреть по разделам, и в Казани, и Набережных Челнах наибольшее количество объявлений традиционно было размещено в категориях «Торговля», «Сфера услуг» и «Общественное питание». Однако сейчас на третье место вышла такая весомая и капиталоемкая категория, как производство. По автограду в этой рубрике 97 объявлений, по Казани — 26. Если так пойдет и дальше, цехов и мастерских скоро будут продавать не меньше, чем кафе и маникюрных салонов.

Сейчас на третье место вышла такая весомая и капиталоемкая категория, как производство. По автограду в этой рубрике 97 объявлений, по Казани — 26

ОТ САЛОНОВ КРАСОТЫ ДО КИРПИЧЕЙ

Что же продается в Казани? По состоянию на 30 июня на сайте, как уже говорилось, размещено 213 объявлений, то есть лишь восьмая часть от всех объявлений по Татарстану. Самым «дорогим» объявлением все так же, как и несколько месяцев назад, остается объявление о продаже завода железобетонных изделий, правда, ценник на нем снизился со 100 млн. до 92 млн. рублей. Производство действующее, участок в собственности, на территории — административные здания, гаражные боксы, железнодорожная ветка, своя котельная. Завод входит в структуру многопрофильной компании «Татагропромстрой».

Несколько дней назад появилось объявление о продаже завода по производству металлоизделий за 26 млн. рублей. Указано, что производятся металлические шкафы, почтовые ящики, электрические шкафы, стеллажи. «Родители болеют, нужны деньги, — объясняет продавец Дмитрий. — Вопросов ни по сбыту, ни по чему нет. Вся кассовая документация, конструктора, заказчики, поставщики есть и остаются».

Самая популярная рубрика — «Сфера услуг», а самые заметные и многочисленные объявления в ней — о продаже салонов красоты. Самый дорогой салон, который стоит 19,5 млн. рублей, носит название Exclusive и расположен на 140 кв. м площади. Причиной продажи указан переезд собственников в другую страну. Еще 10 салонов красоты продаются по цене от 200 тыс. рублей до 3 миллионов. То ли казанцы стали реже стричься, то ли содержать убыточные хобби-бизнесы жен кому-то стало не по карману.

Также в этом разделе продается прачечная за 12 млн. рублей, гостиница около ДРКБ за 4,9 млн. рублей, хостел в центре Казани за 1,6 миллиона. Есть несколько объявлений о продаже автомоек. Например, два поста автомойки на ул. Габишева-Кулгали (напротив авторынка) продаются за 9,5 млн. рублей. Есть также автомойки за 450 тыс. рублей (на пересечении пр. Победы и Файзи) и за 400 тыс. (на ул. Гвардейской).

Вторая по популярности категория — «Торговля», в которой самые многочисленные объявления — магазины разливных напитков, чья стоимость колеблется от 100 до 400 тыс. рублей. Здесь же объявления о продаже магазина меховых изделий за 5,5 млн. рублей в одном из торговых центров Казани. По словам представителя продавца Александра, речь идет о торговом центре «Ильдан». Оценить покупательский трафик он затруднился.

Самая популярная рубрика — «Сфера услуг», а самые заметные и многочисленные объявления в ней — о продаже салонов красоты

В этой категории также выставлено на продажу пятиэтажное кирпичное здание площадью 954 кв. метра в центре Константиновки за 38 млн. рублей. Нина, представитель собственника, по телефону, указанному на Avito, рассказала «БИЗНЕС Online», что в здании можно разместить «что угодно: хоть офисы, хоть помещения для продажи, сейчас там и офисы арендуют, и отделение банка есть». По поводу торга на столь большую цену она ответила «договоримся».

В тройке рубрик с наибольшим количеством объявлений — «Производство». Здесь предлагается приобрести кирпичный завод группы компаний «Эверест-Инвест» за 38,5 млн. рублей. Впрочем, завод находится не в самой Казани, а в Богатых Сабах — в 100 км от столицы. В объявлении уточняется, что в год выпускается «4 миллиона штук керамических полнотелых одинарных (красных) кирпичей марки м-125». Представитель ГК «Эверест-Инвест» Радик сообщил нашему журналисту, представившемуся покупателем, что еще недавно (чуть больше недели назад) цена завода была 45 млн. рублей, а сейчас снижена.

«Мы покупали завод под правительственную программу по керамическому нанощебню. Соответственно, мы его сделали. Но так как программа заморозилась и проект этот для нас непрофильный — мы в основном занимаемся нефтехимией, мы его продаем», — объяснил Радик. По его словам, сейчас завод на консервации, но запустить его — это максимум неделя. 25 - 30 человек персонала находятся в административных отпусках. «У нас с руководителем района очень тесное сотрудничество. По правую руку, скажем, его производство, по левую руку — наш завод. Поэтому полная поддержка со стороны администрации тоже будет», — заверил напоследок продавец.

Есть предложения о продаже деревообрабатывающих цехов в Высокогорском районе за 2,5 млн. рублей, которые продает строительная фирма «Комета» по причине, как указано в объявлении, реализации другого проекта. На производстве есть 8 новых станков, в месяц можно производить 200 - 400 куб. метров. Кроме того, есть бригада лесорубов. Продавец Байрам сообщил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», представившимся покупателем, что ему необходимо уехать в другой регион, поэтому он и продает цех.

«РЫНОК СТОИТ МЕРТВЫЙ — НИЧЕГО НЕ ПРОДАЕТСЯ И НЕ ПОКУПАЕТСЯ»

В рубрике «Общественное питание» знаковых кафе или ресторанов нет, да и максимальная цена небольшая — 1,2 млн. рублей за кофейню. Неоднократно на рынке ходили слухи о продаже известного ресторана «Купеческое собрание». В СМИ появлялась информация, что ресторан на ул. Петербургской продается за 95 млн. рублей. Однако, как уточнил газете «БИЗНЕС Online» совладелец сети ресторанов «Танго-Групп» («Купеческое собрание» входит в сеть) Михаил Горшенин, объявление размещено давно и это владелец продает здание с обременением (владелец здания — компания «КамаСтройИнвест»прим. ред.). «Покупатель станет собственником с обременением, а с нашим рестораном ничего не меняется. Так же с собственником у нас было по ресторану «Арлекино», там мы начинали с одним, потом они продали здание, и сейчас мы работаем с другим собственником», — объяснил собеседник газеты.

На вопрос о том, стало ли меньше в Казани продаваться заведений общепита, он ответил отрицательно. «Думаю, сейчас продается еще больше заведений. Просто сейчас никто ничего не купит. Рынок стоит мертвый — ничего не продается и не покупается. Желающих продать, наверное, много, но вариантов нет. Когда плохо, всем плохо. А когда будет хорошо, все передумают и продолжат работать», — сказал Горшенин.

На днях появилось объявление о продаже бар-клуба в центре Казани за 7 млн. рублей. Газета «БИЗНЕС Online» выяснила, что речь идет о баре «50/50» на ул. Баумана, 54. Представитель продавца Нонна объяснять причину продажи не стала, заверив лишь, что «трафик в этом месте очень хороший».

На Ноксинском спуске продается за 2,2 млн. рублей кафе «Фонарь» на площади 350 кв. метров. Все остальные предложения заведений общепита «висят» на сайте по несколько месяцев, и мы писали о них ранее. Так, продолжаются попытки продать кафе на ул. Астрономической в здании «АВА-клиники» за 600 тыс. рублей. При этом еще в апреле объект продавался с пометкой срочно.

На днях появилось объявление о продаже бар-клуба в центре Казани за 7 млн. рублей

КАЛЬЯННЫЕ И КВЕСТ-КОМНАТЫ

В рубрике «Развлечения» выделяются оказавшиеся не вполне в рамках закона о борьбе с курением кальянные. Так, на продажу с конца весны выставлена кофейня-кальянная West Side Coffee за 850 тыс. рублей. Двухъярусный объект находится в центре города, есть парковка, все необходимое оборудование и мебель (бильярд, кикер, пианино, проектор и т.д.), но, видимо, не пользовался популярностью у горожан. Журналисты «БИЗНЕС Online», несколько раз заходившие в заведение в дневное время, видели там только скучающего баристу. Еще один кальянный клуб продается в «историческом центре города на первой линии» за 790 тыс. рублей. Впрочем, можно купить кальянный клуб и еще дешевле — за 400 тыс. рублей.

Выставлено на продажу с пометкой срочно и несколько квест-комнат, которые предлагаются по цене от 200 до 700 тыс. рублей. Соучредитель квест-проекта «Выйти из комнаты» Артем Крамин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» рассказал, что следит за рынком и конкурентами и видел объявления: «Я просмотрел ребят, которые продают комнаты, и могу сказать, что у всех очень плохой продукт. Это те, кто попытались прыгнуть в поезд в последний момент по-быстрому и что-то людям впарить, но у них не получилось, — считает Крамин. — Это вопрос не какого-то системного кризиса, а в отдельно взятых случаях плохо сделанная работа». Сам он уверяет, что скоро доведет число своих квест-комнат по России до 57.

«НЕ НАДЕЙТЕСЬ, ЧТО 20 МИЛЛИОНОВ ВЫТОРГУЕТЕ»

Гораздо более грандиозная распродажа бизнесов в Набережных Челнах. На автоград приходится почти половина всех объявлений в республике. Всего по разным причинам готовы распрощаться со своим делом 845 челнинских бизнесменов. Среди объявлений по продаже готовых бизнесов в Челнах в количественном выражении лидируют торговые объекты — таковых 222, сфера услуг — 211 предложений.

Однако самые дорогие предложения связаны не с торговыми объектами или услугами, а с продажей арендных площадок. К примеру, производственная база почти за 105 млн. рублей. Как следует из текста объявления, общая площадь базы — 27,1 тыс. кв. м, расположена она вблизи федеральной трассы М7. Она включает в себя автомойку, склад запчастей, столярную мастерскую. Несмотря на то, что объект выставлен за цену ниже оценочной стоимости, которая составляет более 120 млн. рублей, продавец уверяет, что торг уместен, и обещает стабильную выручку от объекта 2 млн. рублей в месяц с издержками в 300 тыс. рублей. «Бизнес существует с 1991 года. Живой и работающий в полную силу объект. Основная выручка идет с аренды офисов и стоянок для большегрузных автомобилей», — пишет собственник базы. В качестве причины продажи указывается смена места жительства.

Ищет владельца арендного бизнеса и хозяин 1,1 тыс. кв. м площади в доме 2/07, что в самом центре автограда. Все первые этажи этого дома-сороконожки давно используются под офисы и магазины. Здесь же цена вопроса — 60 млн. рублей. Арендаторы, как уверяет продавец, весьма платежеспособные компании — банки, крупные сети магазинов. Правда, поговорить с собственником площадей нам не удалось, его, по словам доверенного лица, нет в стране, и с этим как раз связана продажа площадей — владелец помещений переезжает на ПМЖ за границу. «Площадь сейчас вся занята, скоро въезжает один московский банк, контракты все длительные, документы в порядке», — расхваливает товар, указанный в объявлении, Дмитрий. Ни количество арендаторов, ни цену аренды он назвать не согласился, зато сказал, что торг уместен и на эти помещения уже есть два покупателя, но только платят они не наличкой, а кредитными средствами. «Так что интерес к помещениям есть. Поэтому не надейтесь, что 20 миллионов выторгуете. Будет скидка, но небольшая. Бизнес стабильный, надежный», — уверял Дмитрий, а после того, как автор сих строк хотел уже было распрощаться, предложил другой вариант: в три раза большую площадь за 65 млн. рублей в другом районе города. Площади тоже давно заняты арендаторами, но собственник в городе, и встречу с ним можно организовать хоть сию секунду.

Имеются предложения и подешевле. Так, за 8,3 млн. продается нежилое помещение торгово-офисного назначения в 180 кв. метров на втором этаже действующего торгово-офисного центра в 56-м комплексе. «Расположено в густонаселенном жилом массиве, стабильно высокие пешеходные и транспортные потоки, парковка, отличное место для организации бизнеса в сфере торговли, оказания любого вида услуг, размещения офиса компании. Готовый арендный бизнес, длительный договор аренды с федеральным розничным оператором, доход: 108 тысяч рублей в месяц, интересное предложение для частных инвесторов», — нахваливает свою «корову» продавец.

Самые дорогие предложения связаны не с торговыми объектами или услугами, а с продажей арендных площадок. К примеру, производственная база почти за 105 млн. рублей

«СЕТЕВУХИ» ДУШАТ, ПОЭТОМУ ПРОСТО НЕ СПРАВЛЯЕМСЯ»

Избавляются бизнесмены и от действующих производств. Так, обнаружилось среди объявлений достаточно известное в автограде предприятие ООО «ПКФ Челны-Пласт», выпускающее около 60 наименований продукции из пластмассы: пластиковые бассейны, сани, кофры для снегоходов, крылья и полукрылки для авто. Цена продажи — 40 миллионов. Причем руководитель не исключает возможности бизнес-партнерства — продажа половины доли предприятия за 25 млн. рублей в рассрочку. Звонок владельцу фирмы Дмитрию Пилясову многое прояснил. Есть долги и обязательства, поэтому и решено продать предприятие. Правда, сколько времени нужно будет для продажи — неизвестно. Желающих купить много, но денег не у всех хватает. «Пять лет нашему предприятию, — рассказал Пилясов. — Активно работаем три года и даже вышли на первое место в своем сегменте в стране. Но из-за долгов мне проще сейчас или полностью продать предприятие и расплатиться, или хотя бы половину продать. Второй вариант предпочтительнее, потому что бросать любимое дело не хочется». На заводе действует трехсменный режим, сотрудников на производстве порядка 30 человек. После небольшого рассказа о своем детище Пилясов извинился и переадресовал звонок своему заместителю, сказав, что позволил себе отпуск в Испании, где сейчас и находится.

Как рассказал директор ПКФ «Челны-пласт» Сергей Буртасов, патовая ситуация связана не с падением продаж, а с задержками поставщиков. «У крупных сетевых компаний рассрочка платежа до 120 дней. Поэтому просто не справляемся. Если с частниками работать — это другое дело. Но с ними, сами понимаете, и не разбогатеешь. А «сетевухи» душат», — пояснил Буртасов. Кстати, не далее как в ноябре прошлого года компания «Челны-пласт» выиграла денежные средства по программе «Лизинг-грант» в числе 23 компаний из автограда. Правда, эти средства пока не использовались, так как проект быстровозводимых домов, на которые их собирались потратить, дорогостоящий и сейчас компания изыскивает на него дополнительные средства.

За 65 млн. рублей выставили на продажу предприятие без финансовых и юридических проблем по производству крыльев, подкрылков, автомобильных ковриков. Как указано в объявлении, штат укомплектован, есть база постоянных клиентов, поставщиков сырья, большое количество форм для производства, собственное модельное производство.

Также с пометкой срочно предлагают купить в автограде литейное производство. Срочно, видимо, все же не получается, потому что продается оно уже около четырех месяцев. На четырех страницах подробно расписываются детали: «Площадь земли — 0,8 га, земля в аренде на 49 лет. Литейный корпус с печами, лабораторией, офисом, электроподстанциями. На территории имеется лесной массив с жилым домом площадью 50 кв. м, баней и садовым участком. Рабочий коллектив — 75 человек, договоры с поставщиками и покупателями». Все это хозяйство стоит 60 млн. рублей. Продавец по имени Максим обосновал свое желание избавиться от литейки тем, что бизнес семейный, но родители-пенсионеры уже не могут им заниматься, а у молодежи нет интереса.

КЛУБ НЕ РАБОТАЕТ, НО ПОКА НЕ ПРОДАН

Одним из самых заметных в Челнах стало объявление около месяца назад о продаже развлекательного комплекса Galaxy, расположенного в центре города. Надо отметить, что в последнее время это злачное место стало довольно часто попадать в полицейские сводки. А последняя разборка в январе между посетителями клуба закончилась смертью 31-летнего мужчины от удара ножом. Явился ли причиной продажи упавший имидж или бизнес перестал приносить хорошую прибыль, доподлинно неизвестно — телефоны заведения молчат. Объект реализовывался за 68 млн. рублей. Площадь помещения составляет 1,1 тыс. кв. метров. Все имущество находится в собственности. Владелец предлагал объект под банк или медицинский центр. Впрочем, на данный момент объявление на сайте уже отсутствует, по сведениям источников «БИЗНЕС Online», клуб не функционирует, но пока не продан.

Из числа более бюджетных видов бизнесов обнаружилось любопытное объявление о продаже 109-го маршрута с автобусом Ford Transit за 750 тыс. рублей. В свете последних событий в Челнах, где собираются организовывать муниципальный транспорт и выводить на дороги автобусы большой вместимости, распродажа маршрутов вызывает особый интерес. Частные перевозчики воспринимают транспортные реформы как прямую угрозу своему бизнесу. Продавец же, который является собственником одного автобуса в автопарке ИП Гариной, уверяет, что причина продажи не в реформах, а в покупке квартиры. Рентабельности 109-му маршруту большие автобусы угрожать не должны, потому как он не дублирует другие маршруты, а петляет по всем проспектам и имеет большой пассажиропоток и жирный план. «Мы полностью сделали ходовую, движок, в автомобиле все поменяли. Машина декабря 2012 года, в день приносит 3,5 тысячи рублей, по выходным — 2,5 - 2,8 тысячи. В общем, 80 тысяч в месяц стабильно чистой прибыли иметь будете. Заправка с водителей, ремонт с вас. Водителей двое», — доложил владелец микроавтобуса. Кстати, он также рассказал, что на этом же маршруте продает аналогичный автобус еще один человек, но отметил, что тенденции к распродаже маршрутов в городе все же не наблюдается.

В Челнах, где собираются организовывать муниципальный транспорт и выводить на дороги автобусы большой вместимости, распродажа маршрутов вызывает особый интерес

Среди множества предложений о продаже парикмахерских и салонов красоты в Челнах, средняя цена которых 450 - 500 тыс. рублей, особняком стояло объявление о продаже целой сети салонов красоты за 19,8 млн. Продавец зазывает покупателей ежемесячной прибылью в 1 млн. рублей и философским наблюдением: актуальная сфера деятельности и постоянные клиенты обеспечивают стабильность в любые времена. По телефону указанное в контактах лицо отказалось что-либо сообщать, сославшись на то, что продажа закрытая.

Несмотря на то, что собственники, продающие бизнес, меньше всего расположены говорить о проблемах, рост продаж малых и средних бизнесов по Челнам на фоне, кажется, успокоившейся Казани — тревожный симптом. Как ни заливай деньгами социальную напряженность, вставший конвейер КАМАЗа, похоже, дает о себе знать. Кризис в виде снижения спроса распространяется по всем клеточкам городской экономики. А иначе почему так много предпринимателей вдруг решили, что им нужно уехать?