На «Чаллы-ТВ» меняется пятый главный редактор за 4,5 года

НЕ ПРОШЛО И ГОДА, СНОВА РОКИРОВКА

Сегодня последний день в своей должности работает директор — главный редактор одной из крупнейших телерадиокомпаний Закамья «Чаллы-ТВ» Раис Фархутдинов. С 1 июля он официально сложит свои полномочия. Исполняющей обязанности назначена заместитель директора по телевидению и радиовещанию АО «Татмедиа» Марина Коновалова, проработавшая в этой должности всего три недели. Фархутдинов же успел поруководить всего 8 месяцев. Известный в автограде рекламщик, выходец из империи «Единство» был назначен на пост директора в ноябре прошлого года, сменив прежнего директора Алсу Валееву. Тогда руководство «Татмедиа» объясняло кадровую перестановку желанием «усилить управленческую составляющую». Однако, как видим, не прошло и года — снова рокировка.

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕC Online» Фархутдинов подтвердил информацию о своем уходе с телевидения, но не стал раскрывать истинных причин. «Комментировать не хочется. Я и приходил — не комментировал, и ухожу — не комментирую. Этот уход — больше мое личное решение», — сообщил он, тем самым подтвердив официальную версию, которая связана с тем, что он открывает свой бизнес по рекламно-издательской деятельности. Но из неофициальных источников стало известно, что досрочно он ушел «по собственному желанию» из-за создавшейся сложной финансовой ситуации в компании, низких темпов реализации программы по выходу из кризиса, принятой головным предприятием — АО «Татмедиа».

Как рассказали источники «БИЗНЕС Online», хорошо знакомые с ситуацией, генеральный директор «Татмедиа» Фарит Шагиахметов не намерен торопиться с принятием решения о новом назначении (по большему счету, перетасовка кадров не дает ничего хорошего, убедились в «Татмедиа», а концептуально никто пока не может предложить новых идей). Любопытно, что Коновалова приступила к обязанностям в «Татмедиа» недавно и неоднократно выезжала в Челны для изучения ситуации, предложив при этом конкретную программу действий. Кроме того, нужно принять во внимание, что задачи «Чаллы-ТВ» стали куда сложнее. Теперь эта структура имеет гордое название «медиахолдинг», включающий в себя два телеканала, радиостанцию с перспективой развития сети по республике и два корпоративных портала. Видимо, действовали по принципу «не получается делать нормальное интересное ТV, навесим сверху побольше активов, дабы сверхактивностью компенсировать провалы на главном фронте»... Вчера Коновалову представили руководителю исполкома автограда Наилю Магдееву. Поразительно, но в Челны она приезжала в составе целого медиадесанта во главе с руководителем республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айратом Зариповым, компанию которому составили гендиректор ТНВ Ильшат Аминов и руководитель телеканала «ВГТРК-Татарстан» Фирдус Гималтдинов. В общем, группа поддержки оказалась мощнейшей...

Марина Коновалова
На какой период Коновалова приехала в «Чаллы-ТВ», пока неизвестно (фото: info.tatcenter.ru)

ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ НЕ ОТКРЫЛОСЬ, С ПЕРВЫМ ТОЖЕ БЫЛИ ПРОБЛЕМЫ

Отметим, что в последние несколько лет на должности директора телекомпании наблюдалась большая текучка — побывали и жесткие управленцы, и творцы, и «продажники» — именно в такой последовательности. В декабре 2010 года на городском телеканале «Чаллы-ТВ» бессменный директор и главный редактор Хабрахман Шафигуллин, руководивший каналом 10 лет, уступил свое место Абдулхаку Батюшову, возглавлявшему созданный им холдинг «СТВ-Медиа». Батюшов в интервью «БИЗНЕС Online» летом 2011 года рассказал о том, что принял решение возглавить телекомпанию, чтобы нарастить рынок рекламы. «Чаллы-ТВ» на базе НТВ — это очень серьезный игрок на рынке. И мы, работая параллельно, всегда чувствовали и видели, что в определенной степени этот телеканал не дает развиваться рекламному рынку, а значит, и нашему бизнесу. С точки зрения бизнеса мое назначение стало плюсом для всех. Но на «Чаллы-ТВ» есть учредители («Татмедиа»прим. ред.), которые указывают направление информационной политики, и мы ни на шаг от этого вектора не отходим», — говорил тогда Батюшов.

Далее главным событием на местном телевидении при Батюшове стала смена подложки с НТВ на менее перспективный «ТВ Центр». Тогда Батюшов прокомментировал это «БИЗНЕС Online» так: «Решение о новом сетевом партнере сознательное, и думаем, что в результате перехода на новый канал даже какое-то второе дыхание «Чаллы-ТВ» получит». Но, видимо, второе дыхание не открылось, да и с первым появились проблемы.

После весьма неожиданного объявления об уходе Батюшова в апреле 2013 в кресло руководителя местного телеканала села его заместитель Алсу Валеева. В своей работе она сделала ставку на творческий подход. За полтора года деятельности ей удалось сохранить выход в эфир старых программ, в числе которых три татароязычные передачи («Алтын балык», «Еллар, юллар...», «Кыйбла») и три русскоязычные («Будь здоров!», «Оперативная сводка», «Откровенный диалог»), а также запустить новые — за год эфир телеканала пополнился новыми передачами: «Вектор комфорта», «Надо брать», «Души прекрасные порывы», «Мы построили этот город». Кроме того, с февраля 2014 года у телеканала появился еще один сетевой партнер в Челнах — «Пятница! Челны».

В ноябре прошлого года на смену Валеевой пришел Фархутдинов. Отставку тогда руководство «Татмедиа» объяснило тем, что Валеева «является хорошим творцом, но ей немного не хватило управленческих компетенций, мужских вещей, которые ей сложно было делать». На деле же с появлением Фархутдинова руководство надеялось повысить продажи рекламы, так как он был известен в медийной сфере как профессионал в деле привлечения рекламодателей, хотя и исключительно в сфере печатных медиа. Валеевой было предложено остаться в «Чаллы-ТВ» в качестве заместителя, но она, по всей видимости, решила не испытывать судьбу и вновь ушла в команду Батюшова в «СТВ-Медиа».

Фархутдинов и Валеева
Раис Фархутдинов и Алсу Валеева для «Чаллы-ТВ» уже история

НОВЫЙ ДИРЕКТОР ПОД ВЫБОРЫ?

Что же до нового назначенца, то надо отметить, что работа на телевидении для Коноваловой не в новинку. Она 12 лет руководила коммерческой службой медиахолдинга ТНВ, то есть с самого момента основания. В ведении правой руки Аминова находились отделы маркетинга и эфирного промоушена, отделы продаж телевидения и радио, отделы производства аудио- и видеорекламы, отдел специальных проектов, а также региональные рекламные службы Закамья и юго-востока Татарстана. Правда, в ноябре прошлого года Коновалова ушла с ТНВ по собственному желанию, а в январе заняла пост заместителя гендиректора ТРК «Казань», где в круг задач нового зама вошло развитие закупаемого контента, его продвижение, курирование таких направлений, как PR, маркетинг и рекламные доходы. С ней был подписан годовой контракт, а должность в компании была создана в рамках новой программы дальнейшего развития телеканала «Казань». Однако там ей довелось поработать всего полгода. В июне Коновалову пригласили в АО «Татмедиа» заместителем генерального директора по телевидению и радиовещанию. Как говорят злые языки, в случае с ТНВ толчком к уходу послужили разногласия с заместителем директора Миляушой Айтугановой, а на ТРК «Казань» после масштабов ТНВ ей было тесновато... А у Шагиахметова как раз пустовало кресло зама, в марте освобожденное Маратом Ибляминовым.

На какой период Коновалова приехала в «Чаллы-ТВ», пока неизвестно. Предположительно до окончания выборной кампании в республике и до момента назначения нового директора компании. В разговоре с корреспондентом Коновалова, правда, сказала, что ее текущую работу в Казани никто не отменял... Она уже ознакомилась с работой четырех телерадиокомпаний, ее и топ-менеджмент «Татмедиа» ждет активная и конкретная работа по развитию телерадиоиндустрии республики. Но, видимо, вплотную начинать придется все же с кризисных Челнов.

Абдулхак Батюшов
Абдулхак Батюшов: «С точки зрения бизнеса мое назначение стало плюсом для всех. Но на «Чаллы-ТВ» есть учредители, которые указывают направление информационной политики»

«БРАТЬ ГАЗЕТЧИКА ДИРЕКТОРОМ ТЕЛЕКОМПАНИИ — ИЗНАЧАЛЬНО РИСКОВЫЙ ШАГ»

Почему же директора в «Чаллы-ТВ» меняются как перчатки? Эксперты «БИЗНЕС Online» сошлись во мнении, что здесь может быть целый клубок причин — начиная от поля деятельности телеканала до общемировых тенденций и смены трендов. По словам экс-директора челнинской телекомпании «Эфир» Шамиля Садыкова, работа в государственной телекомпании, а именно таковой является «Чаллы-ТВ», изначально очень сложная.

«Нужно делать бизнес и обслуживать власть, а это не всегда удается совмещать успешно. Выражаясь образно, нужно соединить ужа с ежом. Кроме того, на челнинском рынке телекомпаниям тесновато. Рынок маленький, а целых три телекомпании борются за телезрителя и рекламодателя. Ситуация осложняется тем, что в Челнах есть доминирующая телекомпания «Эфир», которая съедает основную долю рекламного пирога и забирает основную телеаудиторию. У нее хороший сетевой партнер ТНТ, агрессивные новости — исторически так сложилось, что люди смотрят программу «Город». И очень сильный отдел продаж. Добирают «СТВ-Медиа», у которых тоже надежный сетевой партнер «Рен-ТВ» и хорошие новости. И какие-то крохи с барского стола достаются «Чаллы-ТВ». И ТВЦ, и «Пятница» — не в первой десятке рейтингов. Имея такую базу, очень сложно работать. Новости у них крепкие, но чтобы рейтинги заработать, нужно три составляющих: критика власти, глас народа и криминал. Вот здесь и страдает рейтинговость. Потому что нужно о власти подумать», — высказал свою позицию Садыков.

Другой экс-директор челнинского подразделения ТК «Эфир», а ныне директор русского драматического театра «Мастеровые» Армандо Диаманте солидарен с Садыковым и считает, что и «Эфир», и «Рен-ТВ» — это самодостаточные, хорошо зарабатывающие средства массовой информации. И чтобы составить им достойную конкуренцию, надо поднимать продажи и выстраивать грамотную маркетинговую политику. При этом, как сказал Диаманте, можно работать и с ТВЦ, и с «Пятницей». Но нужно, чтобы человек был «от телевидения». «Назначать газетчика директором телекомпании — это изначально рисковый шаг. Газета и телевидение — это очень разные вещи. Там по-другому создается контент, по иным законам подается информация, другие визуальные правила. Хотя, если его брали как управленца, значит, ожидания касались грамотного менеджмента. И хорошему управленцу, в принципе, если он достаточно образован, все равно, чем управлять: хоть ликероводочным заводом, хоть телекомпанией», — высказался Диаманте.

Олеся Белоус
Олеся Белоус: «Нужно прилагать усилия, чтобы продвигать этот канал в городе, то есть все дело в пиаре» (фото из публичного аккаунта Белоус в соцсети «ВКонтакте»)

Однако только продажами дело не поправить. Как отметила исполнительный директор телекомпании «Эфир» Олеся Белоус, в кризис нужно работать творчески, чтобы быть конкурентоспособными, обязательно запускать интересные проекты. «Посмотрите на любой федеральный канал, несмотря на кризис, они создают новые программы, проекты, выпускают продолжения ситкомов. Конечно, у «Чаллы-ТВ» сетевой партнер в плане интересного контента, креатива уступает более продвинутым каналам — ТНТ, СТС. Но у них есть телеканал «Пятница», у которого хорошее наполнение, просто нужно прилагать усилия, чтобы продвигать этот канал в городе, то есть все дело в пиаре», — порекомендовала она.

А первый директор телерадиокомпании Шафигуллин вообще предложил поучиться телемастерству у соседей — нижнекамцев. Их контент и уровень продаж он считает лучшими в Закамье. «Чаллы-ТВ — это моя радость, гордость и боль. Нас учили, что прежде чем продавать, товар должен иметь лицо. И у нас раньше были программы прекрасные. Мы по рейтингу уступали только центральным телеканалам — первому и второму. Когда пошла реклама, мы каждый месяц зарабатывали от 2 до 3 миллионов рублей на рекламе. Но пригласили работать Батюшова, руководителя коммерческой телерадиокомпании. Он был вынужден в двух местах руководить и, конечно, разрушил все, честно вам скажу. Рекламный пирог нашего города тогда составлял около 30 миллионов рублей. Видимо, подумали, что, ликвидируя «Чаллы-ТВ», будут с большими деньгами сидеть. Но нет. Дело не в этом — надо просто телевидение любить и создавать нормальный контент. А воздух продавать — это не дело. Можно бесконечно менять людей, но нужно вспомнить о первоначальном предназначении «Чаллы-ТВ» — это просвещение, воспитание и информированность. Надо, чтобы телевидение воспитывало», — заключил Шафигуллин.

Хабрахман Шафигуллин
Хабрахман Шафигуллин: «Можно бесконечно менять людей, но нужно вспомнить о первоначальном предназначении «Чаллы-ТВ» — это просвещение, воспитание и информированность. Надо, чтобы телевидение воспитывало»

ИНТЕРНЕТ VS ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ ЧЕЛНАМ ТРИ ТЕЛЕКОМПАНИИ?

Помимо не самой высокой востребованности контента на работу местного телевидения накладывается и общая тенденция падения уровня телеаудитории. И в этой ситуации, признают эксперты, всем телекомпаниям нелегко. А особенно несладко придется региональным и местным каналам. «Если уйдут сетевые партнеры — это самое страшное для регионалов. Это и пример ТНВ показывает, и «Эфир-24». Мало кто справится с 24-часовым вещанием. Сейчас конкуренция в мире телевидения очень высокая. Местные же каналы конкурируют между собой только в новостийной среде. А чтобы создать качественное насыщение, необходимы определенные расходы и в обязательном порядке высокий уровень исполнительского мастерства. У нас недостаточно ни того, ни другого», — предрек Диаманте. Однако поспешил успокоить, что ситуация пока стабильная и какое-то время они еще поживут, а потом, возможно, будут выбирать из тех сетевых партнеров, которые не входят в цифровые пакеты. Правда, каналы эти, скорее всего, будут менее рейтинговыми, и продажи упадут.

Белоус назвала и более точный срок жизни регионального ТV — год-два. «А в дальнейшем изменения будут, потому что интернет завоевывает свои позиции. И возможно, с цифровым вещанием будет ясность. Этот проект запустили и не должны его забросить. Когда оба этих фактора наберут свои обороты, тогда и станет понятно, что будет с региональным телевидением. Но реклама в регионах в любом случае останется, потому что местные производители не в состоянии будут выходить на федеральные телеканалы, чтобы рекламировать какой-нибудь маленький магазин», — спрогнозировала Белоус.

Сколько продержится в своем кресле пятый гендиректор телекомпании «Чаллы-ТВ» за последние 4,5 года — покажет время. Самое поразительное во всей этой истории, как подчеркнул в беседе с нами один из игроков рынка, пожелавший остаться анонимным, что никто из «Татмедиа» или властей не задумывается, а зачем полумиллионным Челнам целых три ТV-компании? Зачем мучиться самим, мучить небольшими зарплатами людей и за счет бюджета содержать аутсайдера, тогда как городские власти вполне могут коммуницировать с горожанами через другие две популярные телекомпании, мечтающие о конструктивном сотрудничестве? Мол, дайте небольшой годовой грант «Эфиру» или «Рен-ТВ», они и на татарском передачу запустят, и прямую связь с Наилем Магдеевым организуют. «БИЗНЕС Online» будет следить за ходом событий...