Алексей Желтяков: «Технику у нас покупают и руководители республики, и чиновники, и предприниматели»

«Я ХОЧУ ТАКОЙ ЖЕ, ТОЛЬКО КРУЧЕ»

— Из деклараций о доходах известно, что квадроцикл есть, например, у министра связи Татарстана Романа Шайхутдинова. А также у многих бизнесменов: Тимура Ханнанова, главы «Татхимфармпрепаратов», директора рынка «Тулпар» Наиля Сулейманова. Выходит, квадроцикл — это дорогая игрушка состоятельных людей с дефицитом адреналина?

— Я всегда пытаюсь определить, для чего люди покупают технику, и выделил для себя три группы. Первая — это люди, которые покупают квадроцикл, чтобы подчеркнуть свои статус и социальный уровень. Вторая — это те, кто использует квадроцикл в бытовом, утилитарном назначении: цепляют на него прицеп, собирают грибы, ездят на рыбалку. И третья — спортсмены.

— Первые покупают квадроцикл для того, чтобы перед соседями по даче покрасоваться?

— Бывает такое, что из поселка приезжает человек и спрашивает: «Ты вчера продал Ивану Ивановичу квадроцикл»? Я говорю да. На что слышу следующее: «Я хочу такой же, только круче». Зачастую это выглядит как соревнование между состоятельными соседями по поселку. Однако 80 процентов продаж приходится на людей, которые покупают технику для того, чтобы использовать ее в определенных целях, например, ездить на рыбалку, на охоту. Спортсменов — единицы, это узкий сегмент, и я на 90 процентов могу предсказать, кто займет пьедестал на соревнованиях, спортсмены все известные, и их немного, десяток.

«В основном наши клиенты — состоятельные люди. Хотя я знаю примеры, когда не супербогатые люди имеют и снегоход, и квадроцикл. У них простой дом, простая машина, например, «ВАЗ», и квадроцикл за 500 тысяч рублей. Вообще, квадроциклы стоят от 400 тысяч до 2,5 миллионов рублей»

— Говорят, что покупка квадроцикла — это только первый шаг к разорению. Потом начинается охота на тюнинговые «плюшки». Многие ваши покупатели возвращаются за какими-то допами?

— Есть люди, которые покупают квадроцикл и ездят на нем в валенках и фуфайке. Они меняют только то, что отвалилось. Их с каждым годом все меньше. Есть люди, которые «прокачивают» свою технику. Кто-то хочет по бездорожью быстро ехать, кто-то хочет, чтобы квадроцикл не тонул в болотах, мы его к этому готовим. Что касается разорения, все зависит от отношения к себе в первую очередь, если есть уважение к себе, твоя техника всегда исправна. Были случаи, когда квадроцикл не проезжал и 100 километров, его просто разрывали пополам. Есть два выражения, которые известны среди квадроциклистов. Первое — «смотри, как я умею» и второе — «это все ерунда, смотри, как надо». Это всегда приводит к тому, что с квадроциклом начинаются проблемы.

«У МЕНЯ НИ РАЗУ НИГДЕ ДОКУМЕНТЫ НЕ СПРАШИВАЛИ»

— По данным гостехнадзора, за весь 2013 год было зарегистрировано 89 квадроциклов, а за 8 месяцев 2014 года — 225. Почему так сильно растет их популярность?

— Я считаю, что люди, имеющие деньги, уже попутешествовали, посмотрели мир, и эта волна схлынула. Тем не менее, как известно, самое ценное, что есть у человека, — это общение. А у нас каждый выезд как встреча старых друзей (Алексей Желтяков организует квадропоходыприм. авт.). Мы собираемся, делимся своими новостями, уже начали дни рождения вместе отмечать. Сейчас люди приходят к тому, что важно иметь товарищей и друзей, людей, которым ты можешь доверить свою спину. Именно поэтому растет популярность техники для активного отдыха. Кроме того, стоит вечером прийти домой, переодеться, надеть шлем, ты уже на свободе. Можешь ехать куда захочешь. А по результатам гостехнадзора могу сказать, что просто больше людей стали регистрировать свою технику. Мы среди своих клиентов в этом направлении ведем разъяснительные беседы.

А вообще, процентов 90 владельцев не ставят квадроцикл на учет, потому что эксплуатируют его в основном в деревнях, поселках, не выезжая на дороги общего пользования.

— В рамках реформы образования водителей ввели новые категорий прав, в частности, М — скутеры и мопеды и B1 — квадроциклы. Много ли квадроциклистов, которые имеют соответствующие права?

— На квадроциклы, на снегоходы раньше требовалась категория А1 «машинист-тракторист», но таких прав почти ни у кого нет. Мы своим примером показываем, как должно быть: все квадроциклы, у меня их не один и не два, застрахованы, поставлены на учет в гостехнадзоре, мы ездим по правилам, не употребляем алкоголь, и члены нашего клуба (клуба «Мотокам» — прим.авт.) придерживаются этих правил. У всех госномера, все в шлемах. К сожалению, есть люди, которые ведут себя наоборот, пытаются показать свое умение вождения в городе, в поселках. Я всем говорю: хочешь доказать, что ты лучший, приди на спортивное мероприятие и выиграй его. Приди на трек, где есть гонки, и там докажи, что ты лучший.

— Документы сотрудники ГИБДД проверяют?

— Честно скажу, у меня ни разу нигде документы не спрашивали. Когда видят фирменную одежду нашего клуба, госномера на технике, инспектора ГИБДД не проявляют интереса. Мы иногда по центру Казани проезжаем по 30 - 40 квадроциклов за раз, пока проблем с ГИБДД не возникало.

«ТОМОГРАФИЯ МОЗГА СТОИТ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО СТОИТ ШЛЕМ»

— В 2011 году на квадроцикле разбился 32-летний банкир, сын главы ВТБ Андрей Костин. В августе 2014 погиб 56-летний гонщик команды «КАМАЗ-Мастер» Ильгизар Мардеев. Оба были без шлема. Какое внимание вы уделяете безопасности?

— Каждый, кто у меня покупает квадроцикл, предупреждается, что без «шапки», как мы по-спортивному называем шлем, ездить нельзя. Не секрет, что квадроциклисты попадают в аварию либо в первый, либо в третий год вождения. На первом году из-за недостатка опыта, а на третьем всем кажется, что они все умеют. Я знаю большое количество людей, которые, в том числе, выигрывали соревнования и при этом падали. Мне достаточно, что они показывают свой шрам. Говорят: хотел сделать красивый трюк перед зрителями, перевернулся и получил трепанацию черепа. Я без шлема и 3 метров не проеду. Считается неким шиком ехать на квадроцикле без шлема, но так ездят люди, которым до сих пор везло. Рано или поздно они найдут свою ветку, которая выколет им глаз, или ударит их по лбу так, что они упадут, и их переедет собственный квадроцикл. Я всем рассказываю, что томография мозга стоит столько же, сколько стоит шлем...

«Я всем говорю: наберите в YouTube «езда на квадроцикле без шлема». Там такие видео! Все правила написаны кровью, что на охоте, что на рыбалке»

— И какая доля квадроциклистов, по вашим наблюдениям, пользуется шлемом?

— Сейчас уже около 95 процентов. Я всем говорю: наберите в YouTube «езда на квадроцикле без шлема». Там такие видео! Все правила написаны кровью, что на охоте, что на рыбалке. Когда мы говорим: ребята, надевайте жилеты. Отвечают: да как я на охоте надену оранжевый жилет? Я говорю: давайте поспорим, что если я буду рядом с вами стоять в оранжевом жилете, то утка все равно будет на нас налетать, не важен цвет одежды, главное — не двигаться. Это элементарная безграмотность.

— Сколько стоит шлем и экипировка?

— Шлем стоит от 5 тысяч рублей, перчатки — от тысячи рублей, всем остальным можно пренебречь. Летом можно надеть обычную хлопчато-бумажную одежду. В наших походах не требуется ни защита шеи, как на соревнованиях, ни панцирь, ни наколенники, ни спецботы. Можно надеть обычные кроссовки, берцы, ну и бандану, чтобы защитить нос и горло от пыли. У меня есть экипировка от американской компании Vizion, в которой я могу сутки находиться под дождем и остаться сухим. Такой костюм стоит 30 - 40 тысяч рублей, но вы лазаете в болоте, воде и остаетесь сухим, в вашу ногу не воткнется ветка, потому что вы в специальных ботинках.

«Путешествий не должно быть много, иначе можно превратиться во второго Конюхова»
«Путешествий не должно быть много, иначе можно превратиться во второго Конюхова»

«КОГДА ЕДЕШЬ БОЛЬШЕ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ДНЕЙ, ВПАДАЕШЬ В СОСТОЯНИЕ «ПОЕХАЛИ»

— В 2014 году вы съездили на квадроциклах в Монголию, на Байкал и в Крым. Как это было?

— В Монголии мы заняли первое место в международных соревнованиях по мототуризму в пятом уровне сложности. Я туда поехал в составе сборной России, там были ребята из Екатеринбурга, с Урала, с Поволжья, из Казани были два участника. Мы прилетели в Барнаул (квадроциклы ехали автовозом), сели в микроавтобус, приехали в село Курай, которое в 100 километрах от границы с Монголией, пересели на квадроциклы, съездили в горный Алтай, пересекли границу и уехали в Монгольский Алтай, где путешествовали полторы недели. Мы поднялись в горы на квадроциклах на высоту 3,9 тысячи метров, вследствие чего выиграли чемпионат. После Монголии жить как раньше мы уже не могли. Там очень красиво!

— С какими сложностями вы столкнулись, по дороге у вас техника не ломалась?

— Мы взяли новую технику, собрали ее, все везде проверили, сели и поехали. За весь поход была только одна поломка — у меня оторвало колесо. Но все обошлось, я справился с управлением, и мы восстановили его своими силами.

Самое трудное — вернуться из путешествий. Организм перестраивается полностью. Когда едешь больше трех-четырех дней, возвращаешься домой и впадаешь в состояние, которое я для себя назвал «поехали». То есть ты ждешь, когда же поедем. Вернуться в быт, каждое утро вставать, идти на работу сложно. Когда в прошлом году я сначала поехал в Монголию, через месяц на Байкал и потом в Крым, у меня было такое состояние, когда ты приходишь на работу, берешь документ, читаешь его по пять раз и не можешь понять. Мозг привыкает к вольному ветру, а потом возвращаешься и маршрут дом-работа-дом угнетает. Вернуться назад оказалось очень тяжело, поэтому я сделал вывод, что путешествий не должно быть много, иначе можно превратиться во второго Конюхова (Федор Конюхов путешествует более 40 летприм. авт.).

— В Крым поехали на общей волне «Крымнаш»?

— Да, я там побывал, и пока у меня есть возможность ездить в Европу, я там отдыхать не планирую. Туда можно поехать, отели там есть, но на все откладывает отпечаток российский менталитет. На отдыхе я от него стараюсь отдыхать, потому что по работе сталкиваюсь с ним очень часто. А Крым — это та же Греция, только неблагоустроенная. Я не ожидал, что Крым в таком состоянии, более или менее хорошая дорога у них одна — от аэропорта до Ялты. Все остальное там... ну и отношение местных к своей природе не очень. Я понимаю, вы хозяева, но выкидывать мусор в эвкалиптовую рощу, я считаю, неправильно.

— Вы организуете турпоездки по Татарстану и соседним регионам на квадроциклах. Что вас к этому подтолкнуло, пример Турции и Египта?

— Нет, мы делаем это по следам любителей джипов, которые по полгода готовят технику и за день ее могут убить. У нас есть light-походы, когда мы едем по красивым лесам и полям. И есть маршруты, допустим, в Марий Эл, когда мы ездим через болота. Путешествия на квадроцикле в два раза интересней, чем на машине, потому что на квадроцикле ты проезжаешь там, куда на машине боялся даже смотреть. Квадроцикл ездит вертикально вверх и вертикально вниз и не боится бездорожья. Там, где «УАЗики» едут 5 километров в час, квадроцикл может ехать 40 — 50 километров в час, поэтому мы развиваем такое направление, водим по 12 - 15 квадроциклов. Максимальная скорость обычного квадроцикла — до 120 километров в час.

«В ДЕКАБРЕ ПРОДАЖИ ВЫРОСЛИ В ЧЕТЫРЕ РАЗА»

— Какие бренды у вас представлены?

— Мы продаем технику BRP, CFMOTO, ArcticCat, лодочные моторы Tohatsu, катера отечественного производства «Бестер», лодки ПВХ (поливинилхлорид — прим. авт.) «Гладиатор». На данный момент у нас подписан протокол о намерениях с представителем производителя лодочных моторов Mercury.

— Сколько снегоходов и квадроциклов вы продаете в год?

— До тысячи штук.

— Как вы считаете, сколько в Татарстане квадроциклов?

— Я думаю, около 10 тысяч штук.

— На какое время приходится бум продаж?

— На декабрь и весну. В декабре, наверное, люди реализуют свои мечты, кому-то Дед Мороз помогает, кому-то Санта Клаус, плюс 13-я зарплата и премия по результатам года. А весна — это начало сезона.

— В декабре 2014 года многие побежали покупать телевизоры. Наверное, кто-то побежал покупать квадроциклы и снегоходы. Во сколько раз у вас в декабре выросли продажи?

— В четыре раза, мы установили абсолютный рекорд по всем направлениям продаж. Не только у нас ничего не оставалось, у дистрибьюторов не было товара на складах. В январе уже пошел спад, остались только снегоходы, а в феврале все стало спокойно.

— Когда курс евро и доллара вырос, насколько у вас поднялись цены?

— Соответственно изменению курса: в 1,5 - 2 раза. У нас практически все поставщики иностранные, и нам пришлось пересчитать ценники. Но сейчас идет снижение цены. Например, снегоходы Arctic Cat после повышения курса мы продавали по цене более 1 миллиона рублей, а сейчас цена снизилась до 800 тысяч рублей.

«ЕСТЬ КЛИЕНТЫ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ФАБРИКИ, ЗАВОДЫ, ПАРОХОДЫ И ЕЗДЯТ НА КИТАЙСКОЙ ТЕХНИКЕ»

— Ценник на такие «игрушки» вплотную подбирается к стоимости серьезных автомобилей?

— Да, действительно это так. Брендовые модели Arctic Cat, BRP стоят 600 - 700 тысяч рублей, «Нива» с грязевыми колесами стоит 400 - 450 тысяч рублей. Ну что делать? Фактически можно стирать в тазике, а можно купить стиральную машинку. Для путешествий квадроцикл более комфортен и более неприхотлив, чем «Нива». Да, на «Ниве» можно и по городу ездить, но туда, куда проедет квадроцикл, «Нива» не приедет никогда.

— Все-таки ваши клиенты, наверное, не те люди, которые выбирают между квадроциклом и «Нивой». Скорее всего, у них уже есть «Нива» или что-нибудь покруче.

— Да, в основном наши клиенты — состоятельные люди. Хотя я знаю примеры, когда не супербогатые люди имеют и снегоход, и квадроцикл. У них простой дом, простая машина, например, «ВАЗ», и квадроцикл за 500 тысяч рублей. Вообще, квадроциклы стоят от 400 тысяч до 2,5 миллионов рублей.

— Какие квадроциклы стоят 2,5 миллиона рублей?

— Это «кибитки», Side-by-Side. Это техника для людей, которые хотят комфортной автомобильной посадки — автомобильный руль, автомобильные сиденья, и при этом хотят ехать по бездорожью со скоростью квадроцикла. В основном они заряжены как для спорта, так и для общего пользования. В Америке на сегодняшний день Side-by-Side продают в 5 - 6 раз больше, чем квадроциклы. Хотя три-четыре года назад все было наоборот. Мы пока отстаем от Америки лет на 10 - 15.

— Кто ваши клиенты?

— Технику у нас покупают и руководители республики, и чиновники, и предприниматели.

— Что лучше продается — одноместные или двухместные квадроциклы?

— Мы одноместные квадроциклы редко продаем, их берут либо для спорта, либо для болот. А людей, которые готовы купить квадроцикл за 800 - 900 тысяч рублей и заехать на нем в болото, немного. Жалко, пылинки сдувают. Человек покупает квадроцикл для того, чтобы он у него был. На нем никуда не полезешь, чтобы не дай бог не оцарапать и не сломать. Тех, кто берет квадроцикл для болот, очень мало.

— Разве квадроцикл покупают не для того, чтобы везде на нем проехать?

— Тех, кто экстремально эксплуатирует технику, можно по пальцам пересчитать. Недавно меня пригласили в грязевой поход, нас было пять человек, и мы поехали через марийские болота, там глубина где-то по пояс. Все были на BRP, на Yamaha, а я умышленно поехал на китайской технике и везде проехал.

— Китайскую технику не жалко?

— Жалко все, что свое. Допустим, у тебя есть ботинки «Спартак» и Lloyd, ты же не будешь относиться к ботинкам «Спартак» по-другому, все равно будешь ухаживать за ними. Просто стоимость обслуживания другая. У меня есть клиенты, которые имеют фабрики, заводы, пароходы и ездят на китайской технике, и она их вполне устраивает. Я всем пытаюсь доказать, что не только от техники зависит, проедешь ты или нет, но и от человека.

— А вообще в вашем «парке» какая техника?

— Я езжу на технике всех брендов, которые продаю, поэтому имею возможность сравнивать. Отличие между ними простое: премиум класс — BRP, ArcticCat — это комфорт. По проходимости все они практически одинаковые.

— Детские квадроциклы продаете, на них есть спрос?

— Мы одно время продавали китайские детские квадроциклы, премиум-класс слишком дорого стоит. А китайский детский квадроцикл — это такая штука, которая либо ездит, либо сразу ломается. Это либо копеечный ремонт, либо у него сгорает вся электрическая система. Продажа должна состоять из нескольких этапов, а тут она совершенно нерегулируемая. Родители могут, уже заплатив деньги, вернуться и спросить, как он заводится. Сейчас мы детские квадроциклы не продаем, их надо продавать на рынке.

«ТЕ, У КОГО ЕСТЬ СНЕГОХОДЫ, РЕДКО ЕЗДЯТ НА КВАДРОЦИКЛАХ, ОНИ НЕ ЛЮБЯТ ГРЯЗЬ»

— Обладатели квадроциклов зимой пересаживаются на снегоходы?

— Тех, кто имеет и снегоходы, и квадроциклы, немного. Те, у кого есть снегоходы, редко ездят на квадроциклах, это пыль и грязь, а они грязь не любят. Зимой лежит белый снег, все чисто и красиво. Квадроциклисты, наоборот, участвуют в соревнования и лазят по болотам.

— Какие снегоходы пользуются популярностью?

— Я бы выделил BRP, Arctic Cat, они тоже делятся на утилитарные, на которых ездят на охоту, на рыбалку, и спортивные. Есть горные снегоходы, которые предназначены для глубокого снега, на нем по дороге не поедешь, у него для этого ходовка не предназначена. В Татарстане на таких катаются на перепадах на Свияге, в Лениногорске, в Бугульме есть хорошие места.

— Сколько за это удовольствие надо заплатить?

— Снегоход стоит от 1 до 1,5 миллионов рублей, сейчас все объявили о снижении, я думаю, что должно прийти к 800 - 900 тысячам рублей.

«ЕСЛИ Я БУДУ ПРОДАВАТЬ ТЕХНИКУ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ, У МЕНЯ НЕ ОСТАНЕТСЯ ДРУЗЕЙ»

— В России есть производители снегоходов и квадроциклов?

— Отечественный производитель снегоходов один — это «Русская механика», а квадроциклы производит «Русская механика» и Stels.

— Почему у вас мало техники отечественного производства?

— Я от нее отказался, потому что с нашими производителями сложно построить нормальные бизнес-отношения. Допустим, я вам продал отечественную технику, вы ко мне приходите через день и говорите, что она сломалось. Я соглашаюсь, что это гарантийный случай, отправляю производителю гарантийный бюллетень, мне говорят: да, это гарантия, но запчасть придет через полгода. Что я должен вам сказать? Я понял, что если я буду продавать технику отечественного производителя, у меня не останется друзей.

— У вас не было возможности создать склад запчастей, чтобы не ждать по полгода поставки от производителя?

— Мы заполняем склады по аналитике. Если мы знаем, что за три года мы продали одну такую запчасть, наш отдел закупки никогда не положит их пять. Когда вдруг ломается то, что раньше не ломалось, мы начинаем подбирать детали с другой техники, но это неправильно. Человек занимается не своим делом, подыскивая запчасть к квадроциклу от трактора, например, и это приводит либо к недополучению прибыли, либо к расходам. Поэтому я отказался от отечественной техники. С одним из производителей квадроциклов я работал 3 года, с другим — 7 лет. 7 лет я боролся за то, чтобы навести порядок. Я общался и с генеральными директорами, рассказывал об этих проблемах, но критика производителями отечественной техники воспринимается очень болезненно. Вместо того чтобы элементарно навести порядок, решаются какие-то глобальные вопросы, например, пятилетка в три дня. Выпустить никому не нужную модель к юбилею завода. Поэтому мои народные страдания на эту тему закончились.

«В 2014 ГОДУ 25 - 40 ПРОЦЕНТОВ ПРОДАЖ КВАДРОЦИКЛОВ МЫ ВЗЯЛИ НА СЕБЯ»

— Сколько игроков на рынке техники для активного отдыха в Татарстане?

— В Татарстане порядка 25, в Казани — 10 - 15 игроков. По продажам квадроциклов в 2014 году мы были в числе лидеров, 25 - 40 процентов мы на себя взяли.

— С кем вы конкурируете?

— Я всегда шел собственным путем, когда ты начинаешь конкурентную войну, это всегда расходы, и не остается время на развитие и управление компанией. А когда один говорит, мы мотор будем продавать на 3 тысячи рублей дешевле, а другой — на 5 тысяч, это не конкуренция, это демпинг. В Татарстане приятно конкурировать в брендах с компанией Grandex, мы друг друга даже консультируем, помогаем друг другу запчастями, я считаю, так и должно быть, это нормальное управление бизнесом. С остальными очень сложно находить общий язык.

— А как же СКАТ?

— СКАТ — один из первых игроков на рынке Татарстана, я общаюсь с собственником, Мунир Минхайдарович (Мунир Гафиятуллин — директор ОАО «Спорткультавтотовары» прим. авт.) — умный, хороший человек. Когда мы только вошли в Казань, мы с ним были в контрах, но со временем мы построили дружелюбные отношения. У него свои проблемы внутри компании, как и у всех, но несмотря на то, что он уже не молод, он работает не покладая рук. Ему бы команду хорошую, все было бы совсем по-другому.

— А остальные 20 компаний?

— Остальные работают по принципу «сто бабушек — сто рублей». Это значит, продал 100 моторов с минимальной наценкой, заработал 100 рублей. Клиент у них экономит деньги при покупке, но при этом компания ничего не заработала, не привезла запчастей, не обучила механиков. Клиент приходит к ним обслуживаться, у них раз ничего нет, два ничего нет, и он возвращается к нам и понимает, что мы нормальные ребята. Хотя зачастую довольных клиентов очень мало, людей, которые могут сказать спасибо, вообще единицы. У нас все только ругать могут.

Я надеюсь, что сейчас с рынка уйдут фирмы, которым легко было работать, когда 100 человек бегали и думали, где потратить деньги. Сейчас вместо этих 100 человек бегают двое, и уже не бегают, а вальяжно прогуливаются из магазина в магазин. Выживут только те компании, которые работали на развитие партнерских отношений со своими клиентами. Не купи-продай, когда как только ты внес деньги — интерес к тебе пропал, а когда есть сервисное обслуживание, организация походов и т.д.

«К НАМ ПРИШЛИ РЕБЯТА ИЗ «ТРАНСТЕХСЕРВИСА»

— Кто у вас работает в сервисных центрах, Кулибины?

— 70 процентов — это люди, которые имели свои мотоциклы и сами их ремонтировали, и 30 процентов — это автомеханики. Это люди, которые чувствуют технику, у кого есть тяга к ее ремонту, они к нам пришли и потихоньку научились. В Казани мы долго подбирали коллектив, и вот недавно пришли ребята из «Транстехсервиса», а там хорошая школа подготовки персонала. Спасибо им за это огромное.

— Вы их переманили?

— Нет, люди сами пришли, в этом году, видимо, там было сокращение кадров. В кризисе есть свои плюсы. Сейчас в казанском сервисе у нас работают 6 человек, а в челнинском — 8.

— Как вы их обучаете?

— Тут логика какая? У каждого дилера должен быть сертифицированный механик, который имеет право участвовать в гарантийном разборе, а обучение проходит в процессе работы. Обучение проводит дистрибьютор, допустим, компания BRP проводит обучение дистанционно, многие дистрибьюторы вызывают механиков к себе. Кроме того, руководители сервисных центров периодически собирают механиков, проводят тестирование, выявляют слабые места и над ними работают.

— Часто в сервис обращаются?

— Часто стараются справиться с поломкой сами. Никто не читает инструкции, вспомнил, что дядя Федя в том году на квадроцикле ездил, звонит ему и спрашивает, что могло сломаться. Вместо «алло, сервисный центр?» он послушал дядю Федю, накрутил что-то, сломался и приехал к нам. А это уже не гарантия. По этому пути у нас идет половина клиентов.

— На автомобильном рынке уже отказались от гаражного ремонта, обращаются в сервис...

— В премиум-сегменте да, но люди, которые покупают «ВАЗы», до сих пор ремонтируются в гараже. С квадроциклами то же самое. Люди, которые покупают дешевые квадроциклы, стараются обслуживаться сами.

«БОЛЬШАЯ МЕЧТА — ПОСТРОИТЬ ТРАССУ ДЛЯ СНЕГОХОДОВ И КВАДРОЦИКЛОВ»

— Алексей Михайлович, как вы пришли к этому бизнесу?

— В 1996 году у меня была своя рыболовная артель в Набережных Челнах, я занимался промысловой добычей рыбы, которую сдавал государству. Помимо того, что это дело приносило доход, рыбалка доставляла мне истинное удовольствие. Когда мы начали технически развиваться, купили лодки, моторы, поняли, что покупать запчасти и обслуживать технику негде. В 2000 году я начал этим серьезно заниматься, организовал сервисный центр для ремонта моторов.

— Когда вы создавали технический центр «Мотокам», других игроков на рынке не было?

— Были две-три компании, но, несмотря на это, мы заняли свою нишу и сейчас являемся лидерами на рынке Татарстана и Поволжья.

— Какой стартовый капитал вам понадобился?

— Как бы смешно это ни звучало, я взял 3 тысячи рублей у мамы. Я их вернул через месяц. Кроме того, у меня были свои деньги, которые я заработал, работая тренером по окончании Волгоградского физкультурного института.

— Какие у вас планы по развитию?

— Большая мечта — построить трассу для снегоходов и квадроциклов. Такую трассу я пока видел только в Финляндии, в Рованиеми, где стоит завод LYNX. На всей трассе я видел 2 знака — ограничение скорости 100 километров в час и «Осторожно, олени». Это совсем другой мир, у нас это будет поколения через два, но я постараюсь сделать это раньше.

9(15).jpg
«Мне повезло, мое хобби — это моя работа, поэтому свободное время я стараюсь проводить с семьей. Иногда позволяю себе выбраться на охоту или рыбалку»

«НА ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ Я КУПИЛ 100 ДОЛЛАРОВ, КОТОРЫЕ ХРАНЮ ДО СИХ ПОР»

— Каким был ваш первый заработок?

— Первый заработок у меня связан с запчастями «КАМАЗа», я помог их разгрузить. На первые деньги в 1991 году я купил 100 долларов, которые до сих пор храню. Я их не потратил, они мне напоминают о первых финансовых шагах.

— Как вы проводите свободное время?

— Мне повезло, мое хобби — это моя работа, поэтому свободное время я стараюсь проводить с семьей. Иногда позволяю себе выбраться на охоту или рыбалку.

Рыбачу на Волге или озерах. Однажды на реке Иж в Татарстане на спиннинг поймал судака в 9,8 килограмма. Его нужно от дна оторвать, а потом уже проще. Дело техники умения и навыков.

— Поделитесь секретами успешного бизнеса.

— Во-первых, это желание быть свободным, финансово независимым, когда ты можешь делать то, что ты хочешь. Во-вторых, это желание проверить себя, насколько ты силен, где твой потолок. Ну и в-третьих, то ли кураж, то ли драйв от достижения двух предыдущих целей. Нет ничего хуже, когда достиг цели, оборачиваешься назад и не испытываешь никаких эмоций.