За 5 месяцев совокупные активы банков РФ, по оценке Эльвиры Набиуллиной, сократились почти на 7% (с поправкой на валютную переоценку — на 5,2%) (фото: kremlin.ru)

ОБВАЛ С МЕСЯЧНОЙ ЗАДЕРЖКОЙ: МИЛЛИАРД УБЫТКОВ

Совокупная чистая прибыль российских банков по итогам этого года может составить всего лишь 100 млрд. рублей — практически в 6 раз меньше, чем финансисты смогли заработать в 2014-м. Во всяком случае, именно такой прогноз озвучила в июне глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Если она окажется права, то отечественные банкиры по уровню доходов вернутся в самое начало нулевых и падение окажется гораздо болезненнее, чем в разгар прошлого кризиса.

Надо сказать, что пока нет никаких оснований сомневаться в прогнозе Центробанка. Напротив, он может оказаться даже чересчур оптимистичным: за первые 5 месяцев банки РФ общими усилиями смогли «наварить чистыми» только 9 млрд. рублей. Причем ситуация по-прежнему напоминает качели: убыточный месяц сменяет прибыльный и наоборот: скажем, если первый квартал финансисты закончили в столь же символическом плюсе на 6 млрд. рублей, то к 1 мая убытки сектора достигли 17 млрд. рублей. Иными словами, говорить о какой-то стабильности сегодня просто неуместно, просто значительная часть проблем банков надежно укрыта от посторонних глаз как подводная часть айсберга.

Корень этих проблем большей частью кроется в декабрьских событиях — резкое повышение ключевой ставки ЦБ до 17% все еще аукается игрокам. Стоимость фондирования взлетела, чистая процентная маржа пошла вниз, при этом банки аккумулировали депозиты по высоким ставкам, а уже выданные кредиты какое-то время обслуживались по докризисным ставкам. Сильнее других пострадали, разумеется, специалисты по рознице. Недавно ХКФ-банк отчитался об убытке за первый квартал в 5,6 млрд рублей (это превышает весь его прошлогодний убыток), впервые за пятилетку потерял 200 млн. рублей банк Олега Тинькова...

Впрочем, давайте подводить итоги работы в мае местных банков Татарстана. Итак, согласно данным портала Banki.ru, республиканские финансисты, до этого два месяца подряд сдерживавшие совокупный убыток на уровне 65 млн. рублей, не удержали эти позиции. К 1 июня банки РТ потеряли почти 1 млрд. рублей, с месячным запозданием повторив обвал у российских коллег.

Заметим, 14 из 21 кредитной организации закончили май в плюсе. Однако даже общими усилиями они не смогли компенсировать убыток республиканского флагмана, банка «АК БАРС», на 1,08 млрд. рублей. Мы обратились в банк с просьбой прокомментировать ситуацию и получили следующий ответ: «Основными причинами полученного отрицательного результата являются общие для всех банков факторы, а именно: снижение процентной маржи в результате опережающего роста стоимости пассивов по сравнению с ростом доходов, получаемых банком от кредитования, а также рост резервов по кредитам и колебания курсов валют», — подтвердил наши предположения Айрат Шарапов — начальник управления анализа и планирования ОАО «АК БАРС» БАНК.

На вопрос, каким образом банк намерен выходить из убытков, Шарапов столь же ожидаемо ответил: снижать вслед за ключевой ставкой процентные ставки по депозитам, поддерживать в актуальном состоянии кредитные ставки и минимизировать операционные расходы.

Любопытно, что второй по величине банк РТ, похоже, начинает просыпаться после зимней спячки. После затянувшегося убыточного периода в апреле Татфондбанк сумел заработать символические 7 млн., а в мае аж 90 млн. рублей.

Один из постоянных лидеров нашего рейтинга депозитов Анкор банк, напротив, ухудшил свой результат, за месяц сократив свою прибыль на треть. В результате он переместился с третьего места на четвертое, уступив дорогу Татсоцбанку. «Учитывая довольно высокую стоимость ресурсов в конце прошлого - начале текущего года, уменьшение прибыли банка в периоде выглядит достаточно закономерно. Анкор банк проводит активную работу по наращиванию корпоративного кредитного портфеля, что позволяет максимально нивелировать разницу между процентными расходами и доходами», — поспешил нас успокоить первый заместитель председателя правления ОАО «Анкор банк» Айрат Забиров.

И, напротив, упомянутый банк Анастасии Колесовой увеличил прибыль на 50 млн. рублей, а «Девон-Кредит» — на 65 млн. рублей. Рецепт успеха последнего нам раскрыл председатель правления банка Руслан Нуралиев. По его словам, в условиях, когда ставки по пассивам растут почти в два раза (как и было в первом полугодии), а ставки по кредитам остаются неизменными, маржа стремится к нулю. В условиях нестабильности падают и котировки ценных бумаг. «Мы эти риски предвидели заранее, поэтому сумели вовремя подготовиться и принять необходимые меры. Из ценных бумаг мы практически вышли еще в начале 2014 года, после начала всем известных событий, оставив лишь обязательства государства и то в небольшом объеме. Также было понятно, что падение цен на нефть вызовет девальвацию рубля, шок в экономике и рост просрочки по кредитам. Поэтому мы сократили и кредитный портфель, максимально концентрируя ликвидность. Запасы ликвидности банк размещал в безрисковые и краткосрочные инструменты Банка России», — пояснил нам предправления «Девон-Кредита».

«УСОХШИЕ» АКТИВЫ «АК БАРСА» С ЛИХВОЙ КОМПЕНСИРОВАЛО АСВ

Теперь давайте обратимся к таким важнейшим банковским показателям, как активы, собственный капитал и соотношение этих двух величин, которое напрямую подводит нас к понятию достаточности капитала. Сразу скажем, что Татарстан в очередной раз шел не в ногу с остальной Россией, на сей раз в хорошем смысле. Так, совокупные активы российских банков, раскрывающих свою отчетность на сайте ЦБ, за май 2015 года сократились на 210,8 млрд. рублей и на 1 июня составили 70,6 триллиона. Согласно данным финансового рейтинга Banki.ru, наибольшие потери — как абсолютные, так и относительные — понесли гиганты рынка: активы «большой десятки» просели на 0,87% при среднем по банковской системе снижении на 0,30%. Хотя надо отметить, что почти две трети российских кредитных организаций показали в мае прирост активов. Всего же за 5 месяцев совокупные активы банков РФ, по оценке Набиуллиной, сократились почти на 7% (с поправкой на валютную переоценку — на 5,2%).

В Татарстане, где, видимо, валютная переоценка подходит к концу, все получилось несколько иначе: 17 из 21 участников нашего рейтинга — и гиганты, и середняки, и малыши — с разной скоростью наращивали активы, которые в итоге выросли на 23,1 млрд. рублей, или на 2,7%. И даже на этом фоне сумел выделиться «Аверс», показавший прирост активов почти на четверть (9,2 млрд. рублей). Жаль, что финансисты ТАИФа не объяснили причины такой динамики, не ответив на наш запрос.

Как мы уже писали, погоня за активами не всегда приносит пользу: это может ухудшить соотношение между ними и собственным капиталом банка. А там, глядишь, не за горами «красная черта» ЦБ по достаточности капитала кредитной организации. К слову, агентство Fitch по данным отчетности на начало июня подготовило «Обзор российских банков», составители которого утверждают: финансовая система практически проела свой капитал. «У 57 из 100 банков — из тех, которые приводят отчетность по показателям капитализации, — запас капитала был достаточным, чтобы абсорбировать лишь до 5 процентов потенциальных потерь по кредитам, а 10 могли абсорбировать лишь менее 1 процента», — пишут аналитики Fitch.

Капитал местных банков РТ в мае же сократился на 1,9 млрд. рублей (1,6%), что сразу же ухудшило средневзвешенное отношение собственного капитала к активам-нетто с 13,5% до 12,9%. Впрочем, не все так страшно, как выглядит на бумаге. В целом 12 из 21 кредитной организации в разной степени увеличили свою кубышку, а тотальный минус образовался по вине «АК БАРСа», капитал которого усох на 2,2 млрд. рублей. Впрочем, как известно, эти потери уже компенсированы: 9 июня АСВ сообщило о передаче банку в рамках программы докапитализации ОФЗ пяти выпусков суммарной номинальной стоимостью 12,1 млрд. рублей.

Роберт Мусин
Пока еще рассчитывает на докапитализацию Татфондбанк Роберта Мусина

Пока еще рассчитывает на докапитализацию и ТФБ (если, конечно, федеральный центр вновь не ужесточит отбор участников программы или вообще не объявит: извините, ребята, деньги кончились). Для банка Роберта Мусина, неторопливо, но планомерно ухудшающего соотношение капитала к активам, такое подспорье было бы нелишним, учитывая эпопею с санацией «Тимер Банка». Последний, заметим, регулярно забредает за «флажки» Центробанка и в мае вошел в число 12 банков, нарушивших обязательные нормативы ЦБ. Речь идет о том, что бывший «БТА-Казань» в течение 18 дней не соблюдал норматив достаточности капитала Н1 и норматив достаточности основного капитала Н1.2 (на начало июня значение Н1 составило 5,46%, Н1.2 — 5,41%).

БАНКИ НЕ «ПЫЛЕСОСЯТ» ВКЛАДЫ

О ситуации на рынке депозитов мы писали в середине июня и сегодня не станем подробно останавливаться на этом. Скажем лишь, что в мае граждане принесли в банки 4,6 млрд. рублей (вдвое больше, чем в апреле), которые в целом распределились пропорционально между игроками. Похоже, накануне летнего межсезонья татарстанцы, окончательно убедившись, что высоких ставок они не увидят еще долго, поспешили вложить под проценты имеющиеся наличные.

Настроения же банкиров достаточно четко сформулировал Нуралиев. «Дешевых ресурсов на рынке не осталось в принципе. Более-менее крупные остатки на счетах корпоративных клиентов (от 50 млн. рублей и выше) уже несколько лет как платные. Сегодня, допустим, вся первая двадцатка российских банков привлекает однодневные остатки по ставкам в районе 12 процентов годовых. Больше половины пассивов у нас — вклады физических лиц. Мы избегаем слишком дорогих пассивов, не «пылесосим» вклады», — сказал нам предправления «Девон-Кредита».

Эксперты уверяют, что локального дна существующие ставки по депозитам еще не достигли, а уход ставок от двузначных значений по рублевым вкладам вполне реален. Но даже без этого на 1 мая доля депозитов физлиц в пассивах кредитных организаций составляла около 26,4% (годом ранее — 27,9%), то есть до докризисного уровня банкирам еще далеко.

Камиль Юсупов
«Аверс» Камиля Юсупова проявляет небывалую щедрость: в апреле он одолжил клиентам 2,6 млрд. рублей, увеличив портфель на 21%, а теперь к этой сумме добавились сразу 5,8 млрд. рублей (плюс 43%)

КРЕДИТНАЯ ЛАВИНА «АВЕРСА»: 8,5 МЛРД. ЗА 2 МЕСЯЦА

Гораздо актуальнее сегодня звучит тема кредитования. Как видно из нашей таблицы, в мае оно в целом стагнировало, незначительно сокращаясь или увеличиваясь в большинстве банков РТ. И хотя суммарно кредитный портфель вырос на 7,1 млрд. рублей, львиную долю этой суммы обеспечили три игрока: Татсоцбанк, ТФБ и «Аверс». Банк Камиля Юсупова второй месяц подряд демонстрирует небывалую щедрость: в апреле он одолжил клиентам 2,6 млрд. рублей, увеличив портфель на 21%, а теперь к этой сумме добавились сразу 5,8 млрд. рублей (плюс 43% к портфелю!). Увы, адресата этих денег банк нам раскрывать не стал.

Татсоцбанк же нарастил портфель на 583 млн., то есть на 9,1%. Распахнуты ли двери банка для всех заемщиков или речь идет о близких к банку оборонных предприятиях, неизвестно. Но тем, кто ищет, где бы занять, попытаться стоит.

Повторимся, все это лишь исключение из правил: для кредитного бизнеса времена настали далеко не лучшие. «Допустим, у вас есть 1 миллиард рублей. У вас выбор: вложить его на 5 лет под 14 процентов или на полгода под 11 - 12 процентов. Понятно, что вложение под 14 процентов более доходно, но гораздо более рискованно. При этом решение требуется принять в условиях, когда невозможно прогнозировать ничего даже на месяц вперед. Разница в 2 - 3 процента годовых — это 20 - 30 миллионов рублей. Стоит ли рисковать этой суммой, ставя под удар 1 миллиард? Каждый решает для себя сам. Наше мнение: пока рисковать не стоит», — рассуждает Нуралиев.

Казалось бы, статистика ему противоречит: по данным ЦБ, совокупный кредитный портфель российских банков в мае увеличился (благодаря корпоративным кредитам) на 145,7 млрд. рублей до 41,1 трлн. рублей. Однако, как пишет Fitch, финансисты нарастили корпоративное кредитование в номинальном выражении на 173 млрд. рублей (0,5%), что фактически с поправкой на двухпроцентное снижение курса рубля к доллару «представляло собой сокращение на 90 миллиардов рублей (минус 0,3 процента)». При этом кредитование сжималось «более или менее равномерно по сектору».

Другой пример: банки сокращают фондирование от ЦБ и минфина. Несмотря на снижение базовой ставки ЦБ на 1,5 п.п. и, соответственно, удешевление денег, банки сократили государственное фондирование на 570 млрд. рублей в номинальном выражении. Учитывая, что обычно эти средства по цепочке уходят заемщикам, оставляя банкирам навар, понятно, что кто-то денег явно недополучил. Если же учесть, что часть «свежевыданных» кредитов — не что иное, как рефинансированные старые, понятно, что о реальном росте этого сектора может говорить сегодня лишь завзятый оптимист.

О «рознице» же сегодня вообще упоминать надо в контексте пословицы про дом повешенного и веревку. Даже по официальным данным она за месяц сократилась на 51 млрд. рублей. Хотя представители ЦБ полагают, что оно и к лучшему. И вот почему.

ПОЧЕМУ ТАТАРСТАНЦЫ МОГУТ НЕ УВИДЕТЬ ДЕШЕВЫХ КРЕДИТОВ

В опубликованном на днях Центробанком «Обзоре финансовой стабильности» регулятор заявляет, что главной головной болью для банков в ближайший год будут кредитные риски. В условиях спада ВВП снижение деловой активности стимулирует рост «плохих» кредитов. «Существенный рост просроченной задолженности с начала 2015 года отмечается в следующих видах экономической деятельности: строительство, производство машин и оборудования для сельского хозяйства, торговля, — отмечает ЦБ. — В условиях высокой долговой нагрузки корпоративного сектора ухудшение качества портфеля кредитов компаниями продолжится».

И совсем неважно обстоят дела на рынке необеспеченного потребительского кредитования. Так, рентабельность капитала «розничных» банков на 1 апреля составила минус 6,8%. «Можно ожидать, что в 2015 - первой половине 2016 года доля «плохих» кредитов достигнет своего пика (16,5 - 17 процентов)», — прогнозирует Банк России.

Общий размер просрочки банков РТ в мае вырос на 671 млн. рублей и превысил 18 млрд., и приложили к этому свою руку главным образом два наших лидера — ТФБ и «АК БАРС» (по вполне понятным причинам). Хотя представители обеих организаций указали корреспонденту «БИЗНЕС Online», что показатели просрочки у них лучше, чем в среднем по стране. При этом опрошенные изданием банкиры были единодушны: именно необеспеченные кредиты физлицам лидируют среди плохих долгов.

При этом ужесточение в последние пару лет требований к заемщикам свою роль все же сыграло. «В кредитном портфеле, сформированном в 2014 - 2015 годах, доля проблемных кредитов существенно ниже... В результате повышенных усилий на раннем этапе работы с просрочкой до 90 процентов просроченной задолженности погашается в течение первых 30 дней просрочки; применяются инструменты реструктуризации кредитов; кроме того, банк сотрудничает с коллекторским агентством в целях взыскания просроченной задолженности до принятия решения о начале судебного взыскания», — сообщила нам пресс-служба Татфондбанка.

Звучит весьма позитивно, только вот занятий для коллекторов и судебных приставов в Татарстане, похоже, «на 100 лет припасено». А перспективы кредитной розницы размыты и зыбки.

Крупнейшее в России национальное бюро кредитных историй (НБКИ) провело исследование в субъектах РФ с наибольшим количеством заемщиков с действующими кредитными обязательствами. Целью было определение потенциала развития розничного кредитования и анализ существующих рисков в каждом из 42 рассматриваемых регионов.

Увы, Татарстану оказалось нечем похвастать: он вошел в первую, самую опасную, группу регионов из четырех выделенных. Республика оказалась в компании еще 11 субъектов РФ (Башкортостан, Белгородская, Тюменская, Новосибирская области, Красноярский край и т.д.), характеризующихся высокой вовлеченностью экономически активного населения в процесс кредитования. Здесь доля экономически активного населения, имеющего действующие обязательства, превысила 51,13%, а отношение остатка долга к годовому доходу заемщиков — больше 68,34%.

Из этого НКБИ сделало вывод: в означенных регионах кредиторам следует вести крайне аккуратную и осторожную политику как с точки зрения привлечения новых заемщиков, так и при предложении новых кредитных продуктов уже действующим. Банкам также следует максимально сосредоточиться на оперативном мониторинге выданных кредитов, повышать эффективность риск-аналитики по существующим клиентам с целью профилактики дефолтов.

Что лишний раз напоминает нам: тучные годы миновали. Халявы не будет, пора жить по средствам.

==table629==

==table630==

==table631==

==table632==

==table633==

==table634==

==table635==

==table636==