Решение Microsoft о прекращении поддержки старых операционных систем и принуждении к миграции на Windows 10 затронет интересы многих компаний и банков, считает генеральный директор группы компаний ICL Виктор Дьячков. По его словам, миграция на новое программное обеспечение очень болезненна, так как всегда есть опасность возникновения проблем. В статье для «БИЗНЕС Online» он делится опытом проведения миграций и рассуждает на тему взаимоотношений вендора, потребителя и сервисных партнеров.
Генеральный директор группы компаний ICL Виктор Дьячков |
ПОРА МИГРИРОВАТЬ?
Год назад корпорация Microsoft прекратила поддерживать операционную систему Windows XP, которая долгие годы была самой распространенной среди частных и корпоративных пользователей. В январе этого года такая же участь постигла Windows 7. И вот новый вызов: 14 июля 2015 года Microsoft заканчивает поддержку операционной системы Windows Server 2003 и Windows Server 2003 R2. В связи с этим обновления и исправления будут более недоступны, а любой центр обработки данных, работающий на этих ОС после указанной даты, не будет соответствовать требованиям безопасности и государственного регулирования.
Таким образом, компаниям, использующим данную ОС, вскоре предстоит пройти процесс миграции. Он непрост даже для домашнего компьютера — есть большой риск потери важной информации, хранящейся на нем. Для корпоративных же пользователей миграция может занять до 200 дней, а если включить туда еще и процесс тестирования приложений, то и все 300. Снижение управляемости большой компании на длительный период, потеря наработанных данных, возможная несовместимость с программами предыдущей ОС, утечка данных — это далеко не полный список возможных проблем.
А надо ли вообще затевать миграцию? Для многих компаний переход на новую операционную систему очевиден. Других устраивает и старая версия. Они не хотят переплачивать за те функции новой системы, которые для них избыточны. Вот и работают на ней до тех пор, пока разработчик не прекратит поддержку той или иной ОС. А это означает, что разработчик перестает выявлять уязвимости в безопасности системы и вовремя их устранять, используя так называемые пакеты обновлений (Service pack). Таким образом, компьютер, на котором установлена старая операционная система Windows, становится легкой добычей для хакеров. К тому же производители больше не несут ответственности за работоспособность программ на старой версии операционной системы.
«НАСТУПАЕТ ПРЕДЕЛ, КОГДА В НОВЫЙ ПРОДУКТ УЖЕ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ВКЛЮЧАТЬ ПОДДЕРЖКУ УСТАРЕВШЕЙ ВЕРСИИ»
Классический сценарий миграции — это просто удалить с компьютера старое ПО и поставить новое. У такого сценария есть существенные недостатки — теряется весь наработанный опыт, настройки, которые были в старой версии. Таким образом, каждому пользователю в компании придется тратить огромные усилия для того, чтобы настроить новое программное обеспечение, разобраться в нем. Это приводит к простою и снижению производительности компании. По нашим оценкам, при переходе на новую версию Windows пользователь теряет от 3 до 10 дней только на настройку операционной системы и конфигурацию программ под свои привычки.
На самом деле есть более цивилизованный способ миграции, который мы предлагаем своим клиентам. Он позволяет перенести данные пользователя и, самое главное, обеспечить совместимость старых приложений с новой операционной системой. А это самая большая проблема при переходе на новое ПО. В области системных решений разработчики всегда стараются, чтобы новое программное обеспечение стыковалось со старым, чтобы клиент не терял наработанную информацию. Однако наступает предел, когда в новый продукт уже нецелесообразно включать совместимость с устаревшей версией. Часто это касается специальных приложений, критически важных для компаний.
«ОБМАНКИ» ДЛЯ ПРОГРАММ
Группа компаний ICL часто оказывает услуги заказчикам по миграции с одного ПО на другое. Это очень сложная работа, и она требует высшей квалификации специалистов. Например, у одного нашего клиента на новой операционной системе не работал софт, применяемый для проектирования зданий. В результате они несли большие убытки. Нашей задачей было помочь им решить проблему миграции.
Саму переустановку ПО в компании можно завершить за день-два, но подготовительные этапы обычно занимают несколько месяцев — в зависимости от масштаба компании и ее разнородности, оборудования и программного обеспечения. На первом этапе работ мы проводим инвентаризацию существующего софта и компьютеров заказчика. После этого готовим план рационализации, например, предлагаем отказаться от некоторых программных продуктов и перейти на более современные аналоги. После сбора требований заказчика начинается стадия проектирования. Затем идет пилотное тестирование на небольшой группе компьютеров. По завершении пилотного этапа и внесении необходимых корректив начинается этап массовой миграции на новое ПО.
Проблема совместимости критически важного старого софта клиента с новой операционной системой обычно решается через виртуализацию. Наши специалисты умеют «обманывать» приложение — оно считает, что продолжает работать в связке со старой системой, хотя на самом деле на компьютере уже стоит новая.
«У ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПОЯВИТСЯ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО СЧИТАТЬ ПИРАТСКИЕ КОПИИ ЗАКОННЫМ ТРОФЕЕМ»
Не могу обойти вниманием актуальную сейчас тему импортозамещения программных продуктов. Говорят, что есть опасность того, что западные производители откажут российским потребителям в праве пользоваться своими программами. Лично я в это не верю. Это будет сродни объявлению войны нашим потребителям, и у них появится моральное право считать пиратские копии законным трофеем. А украсть где-то программу, убрать из нее закладки, которые обеспечивают лицензионную прозрачность, очень легко. Причем украдет софт даже не конечный пользователь, а поставщик «железяки», которая не будет работать без этого ПО. Не думаю, что в нынешних условиях российские антипиратские структуры будут проявлять лишнее рвение, защищая тех, кто вводит санкции.
Другое дело, что сейчас удобное время задуматься о windows-зависимости и перейти на открытый линуксоидный софт Open Source. Я думаю, что ряд заказчиков так и сделают. Но при этом нужно хорошо просчитывать все плюсы и минусы. Сама операционная система Linux требует привыкания. Поэтому при подготовке к миграции компании нужно заложить потери на неэффективную работу пользователей в первое время. Но главная проблема кроется не в операционной системе, а в прикладном ПО. Есть специфичные программы, например, проектировочные, производственные, которые могут не работать на линуксоидах. И здесь тоже надо будет искать пути решения. Впрочем, сейчас ситуация меняется к лучшему, появилось большое количество разных адаптеров. Есть и вопрос стоимости — полноценно мигрировать с одной версии Windows на другую значительно дешевле, чем с Windows на Open Sourse.
У Open Source довольно необычная бизнес-схема. Любой программист может внести в них улучшения, и за счет этого по функционалу линуксоидные системы ничем не хуже коммерческих продуктов. Но разобраться в них, настроить под конкретные потребности потребителя — это под силу только профессионалам. Поэтому конечные потребители платят не за дистрибутив софта, а за те настройки, которые профессионалы сделали для них, за сопровождение. За возможность поднять трубку телефона и получить на том конце провода консультацию отзывчивого специалиста.
У нас в группе компаний ICL все внутренние сети уже лет 20 работают на Linux. Мы тоже ведем свою разработку на Open Source и предлагаем аппаратно-программное решение, на которое при необходимости можем дать гарантию работоспособности на полный жизненный цикл. Например, мы выпустили порядка 30 тыс. тонких клиентов для медицинских учреждений, где стоят линуксоидные ПО на рабочих местах врачей. Эти изделия мы сертифицировали в ФСТЭК России, подтвердив, что продукт отвечает своему описанию и в нем нет закладок.
Генеральный директор группы компаний ICL Виктор Дьячков
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.