Каждый пятый бренд продукции отечественного производства к 2020 году будет маркирован возрожденным по советскому образцу знаком качества, следует из стратегии развития АНО «Российская система качества» (Роскачество). По мнению руководителя организации Максима Протасова, появление национального знака качества на упаковке позволяет увеличить продажи от 20 до 60%.

Для себя Роскачество ставит планку скромнее: продажи такой продукции в 2015 - 2016 годах с учетом индекса потребительских цен будут расти дополнительно на 3% в год, а в 2017 - 2020 годах — на 5%, пишет «Коммерсантъ».

Знак в виде буквы К в пятиугольнике будет присваиваться безвозмездно товарам, прошедшим добровольную сертификацию и соответствующим требованиям по качеству и локализации в России. В зависимости от вида товара знак будет выдаваться на два или три года. Согласно планам через пять лет сертификаты Роскачества получат 25% предприятий каждой отрасли, а 75% из них обратятся за повторной сертификацией. Всего к этому времени, рассчитывают в Роскачестве, должно быть сертифицировано 80 товарных категорий.

До конца года сертификацию должны пройти около 30 категорий: в их числе будут подсолнечное масло, майонез, мед, пищевая соль, маринованные огурцы, детская обувь и махровые полотенца. Если целевые показатели не будут достигнуты, Роскачеству могут урезать финансирование, говорят в организации, в этом году минпромторг РФ выделил ему 180 млн. рублей.

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением руководителей предприятий о новой инициативе.

Ирек Миннахметов, генеральный директор ОАО «Татспиртпром»:

- Постоянная работа над качеством - приоритет нашей компании.  И если будет возможность подтвердить качество нашей продукции соответствующим знаком, мы ею воспользуемся. Наличие таких знаков, безусловно, влияет на предпочтения потребителей и дает рост продаж. Хотя, конечно же, первостепенный характер носит личная удовлетворенность  покупателя свойствами конкретного товара. Мы видим, что потребители становятся все более искушенными.  Судя по сообщению, российский знак качества будет выдаваться на основе независимой экспертной оценки, поэтому он может стать востребованным и пользоваться доверием у россиян. «Шага в прошлое» в этом не вижу, так как аналогичным образом отмечают качество товаров во многих странах мира. 

По мнению Виктора Классена,  генерального директора ЗАО «Радиокомпания «Вектор», такой знак качества как минимум не помешает.

«Мы в нашей компании в течении многих лет занимаемся вопросами качества. С момента появления конкурса «Сто лучших товаров России», аналог которого появился и у нас в Татарстане, мы ни одного года не пропустили, участвуя в нем. Мы регулярно получаем дипломы российского и татарстанского конкурсов. Но влияет это на продажи или не влияет – такой прямой корреляции нет. Нужен ли знак качества России? Я думаю, он как минимум не помешает. Во всех областях человеческой деятельности есть те или иные конкурсы, знаки, премии. Если знак качества будет даваться тому или иному товару или услуге не навсегда, а на какой-то период и его нужно будет подтверждать, то это разумная вещь», - считает он.

Председатель ТПП РТ Шамиль Агеев считает, что наличие знака качества на продажах каких-либо товаров и услуг никак не сказывается. «Это очередные «игрушки» чиновников. Давая знак качества, надо создать условия, чтобы была нормальная конкуренция и чтобы наши производители были в равных условиях. Если для западного производителя самолетов делаются преференции, то наши самолеты никогда не будут с ними конкурировать. Чтобы было качество нужна конкуренция, а для конкуренции должны быть нормальные условия, начиная с подготовки кадров», - сказал он.