«ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА НАШИ ОППОНЕНТЫ УМЕЮТ»

На вроде бы плановой пресс-конференции первый секретарь рескома, депутат Госсовета Хафиз Миргалимов под конец своего не слишком информативного вступительного слова решил потрясти воображение собравшихся журналистов. Он огласил отчет об итогах борьбы с правым уклоном в партии. Оный имел место, казалось бы, в тихом Арском районе республики. И. о. первого секретаря тамошнего райкома КПРФ Нурия Хакимова порекомендовала, а затем в кратчайшие сроки приняла в партию некоего Наиля Набиуллина. Разгорелся нешуточный скандал. Дело в том, что Набиуллин — фигура известная. Он лидер союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода») — организации, придерживающейся националистических и даже в чем-то сепаратистских взглядов. Наиль привел в старейшую российскую партию еще и своего знакомого Айрата Шакирова, имеющего в республике репутацию едва ли не радикального исламиста.

Репутацию, впрочем, к делу не пришьешь. В том смысле, что ничего экстремистского в действиях свежеиспеченных коммунистов правоохранители не отмечали. Но вот с точки зрения предвыборных позиций КПРФ такой скандал явно на руку ее оппонентам. Достаточно сказать, что Набиуллин и Шакиров выходили на пикеты в поддержку киевского майдана, что по нынешним временам — явный политический криминал. «Благожелатели» коммунистов не преминули раструбить о ЧП районного масштаба. И тут началось. В Арск пожаловала высокая партийная комиссия для рассмотрения, как сказал Миргалимов на пресс-конференции, «личных дел товарищей Набиуллина и Шакирова». Заодно рассмотрели и дело принявшей их в партию Хакимовой.

Наиль Набиуллин и Айрат Шакиров

Хафиз Гаязович держался так, как и положено коммунисту на допросе.

— Правда, что вы лично подписали Набиуллину и Шакирову партбилеты? — допытывались журналисты.

— Какие-то билеты подписывал, но я ведь лично в партию не принимаю, в партию принимают местные отделения на основании двух рекомендаций. А там что? У Набиуллина одна рекомендация, а он уже сам, пробыв в партии всего ничего, другого своего товарища рекомендует. Это нарушение устава.

— Вы, действительно, знакомы с Наилем Набиуллиным и выступали вместе с ним на митинге?

— 6 ноября два года назад был киноконцертный митинг творческой интеллигенции. Меня попросили сказать несколько слов о Конституции. Я сказал... Сзади, говорят, он (Набиуллинприм. ред.) стоял, но я с ним не знаком, даже за руку не здоровался, знать его не знаю...

ELG_7123.jpg

Все кончилось для КПРФ, в общем, без особых имиджевых потерь: «засланных казачков» из партии исключили, главу Арского райкома сменили. При этом Миргалимов прямо увязал весь этот скандал с грядущими выборами: «Делать из мухи слона наши оппоненты умеют, посмотрели лучше бы на себя. Поэтому мы живем в том обществе, в котором живем, имеем тех людей, которых имеем».

«МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ «СТРАТЕГИЮ-2030», НО...»

«Не нравится мне американское слово «праймериз». Богатый русский язык, богатый татарский и другие языки народов, которые населяют Россию. Почему не назвать «первичные выборы», например?» — приступил непосредственно к вопросам предвыборной стратегии и тактики КПРФ Хафиз Гаязович.

Со стратегией и тактикой у коммунистов, чего греха таить, есть проблемы. Например, самому Миргалимову надо будет собрать более 300 подписей муниципальных депутатов для регистрации своей кандидатуры на президентских выборах. «Под ружьем» у КПРФ 156 местных депутатов-коммунистов. За недостающими голосами придется обращаться к оппонентам из «Единой России». Несмотря на то что первому секретарю рескома муниципальный фильтр очень не нравится, приходится играть по правилам, разработанным партией власти. И так во всем: КПРФ вроде бы в оппозиции, но позицию власти учитывает и в целом поддерживает.

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, в чем отличие программы кандидата от КПРФ и Рустама Минниханова, Миргалимов долго расхваливал разработанную по заданию республиканских властей «Стратегию-2030», но, в конце концов, признал: «Мы поддерживаем в основном стратегию развития до 2030 года, но у нас есть свое видение в отраслевых направлениях».

Направления такие. Во-первых, образование, которое, по совам Миргалимова, должно воспитывать гармонично развитого человека, а не потребителя, как это происходит сейчас. Во-вторых, медицина: «В Татарстане она уже практически платная, пенсионеры кредиты получают, чтобы делать операции». В-третьих, категорически не нравится лидеру республиканского отделения КПРФ распределение налогов в масштабах всей Российской Федерации: «В Татарстане все неплохо развивается, но зависим от России. 50 на 50 должно быть, по-моему, распределение налогов между республикой и центром. А еще бы я списал все долги Универсиады».

Чтобы завершить филологическую тему, корреспондент газеты «БИЗНЕС Online» спросил главу рескома КПРФ о его отношении к дебатам. Этот американский феномен Хафизу Гаязовичу, в отличие от праймериз, пришелся по душе. «При условии сбора подписей в каком-то виде дебаты с Рустамом Миннихановым будут обязательно. Это же не просто дебаты физлиц, а партийных платформ. Тем более что и ему есть чем оппонировать. Республика находится в первой десятке по экономическому развитию. Но и у оппонентов, в том числе и у меня, есть свое видение».

Кстати, что касается праймериз «Единой России», то участникам пресс-конференции все же не удалось скрыть своего раздражения, связанного с шумихой в прессе по этому поводу. Шпильку в адрес оппонентов отпустил второй секретарь рескома КПРФ Артем Прокофьев, который, как было объявлено, возглавит список партии на выборах в Казгордуму. «Мы хорошо с вами знаем, как честно и в условиях открытой конкуренции проходят обычные выборы с участием «Единой России». Ну а ее внутренние выборы — это просто кристальный образец конкуренции, прозрачности и честности, — начал он издалека. — Поэтому мы уже видим непонятные задержки с результатами внутреннего голосования. Эта витрина с предварительными выборами в «Единой России» таит за собой абсолютно директивные методы определения кандидатов».

«ОТВЕТ ПРОКУРАТУРЫ МЕНЯ НЕ УДОВЛЕТВОРИЛ»

Уже после завершения пресс-конференции Миргалимов ответил на вопросы нашей газеты о еще одном скандале, связанном с КПРФ. Речь идет о запросе главного коммуниста Татарстана в прокуратуру по поводу якобы имевшей место пропаганды нацистской символики в постановке оперы «Джалиль».

Миргалимов попросил прокуратуру республики провести проверку постановки Татарского академического театра оперы и балета, где, по его мнению, «уравняли» Гитлера и Сталина. Опера «Джалиль» в репертуаре театра с 2011 года и посвящена подвигу героя Советского Союза Мусы Джалиля. Сюжеты повествует о его антифашистской деятельности в немецком плену и героической смерти поэта.

IMG_0030.jpg
Опера «Джалиль»

«Меня ответ прокуратуры не удовлетворил, — заявил Миргалимов. — В нем сказано, что ведется расследование. Чего там расследовать? Надо просто посмотреть и дать оценку. Есть же федеральный закон о недопущении пропаганды нацистских символов, свастики. Это же на сцене присутствовало. За такое в законе предусмотрено административное наказание режиссера, сценариста, не знаю кого. Я пока от прокуратуры вразумительного ответа не получил. Направил новое заявление».