ООО «Челны-Бройлер» планирует войти в тройку российских лидеров по производству куриного мяса (сейчас птицефабрика входит в десятку крупнейших)

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ — ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИИ

Накануне в Челнах состоялся пресс-тур на птицефабрику «Челны-Бройлер». Поводом для угощения журналистов цыплятами табака и куриными наггетсами послужил старт строительства нового производственного комплекса по переработке мяса птицы. Его производительная мощность составит 144 тонны в сутки или 49,5 тыс. тонн в год — это один из самых высоких показателей в отрасли по России. Правда, подробности организаторы приберегли на десерт, поэтому рассказ о путешествии по птицефабрике мы начнем с конца — с небольшого брифинга.

По словам гендиректора управляющей компании ООО «Челны-Бройлер» Светланы Барсуковой, в планах компании — войти в тройку российских лидеров по производству куриного мяса (сейчас птицефабрика входит в десятку крупнейших). Поэтому «Челны-Бройлер» и в дальнейшем предполагает инвестировать средства в строительство новых мощностей как по выращиванию, так и по переработке мяса птицы. Новый проект стоит более 2 млрд. рублей, из которых четверть — собственные средства. Предполагаемый срок окупаемости проекта — 5 лет. Срок ввода в эксплуатацию — июнь следующего года. «Мы хотим увеличить долю рынка по реализации мясной продукции, — поделилась планами Барсукова. — На сегодня доля компании на рынке Татарстана составляет ориентировочно 50 процентов. Учитывая то, что мы хотим поставлять продукцию во все регионы России, думаю, мы будем снижать долю присутствия в Татарстане, увеличивая при этом объемы продукции».

Светлана Барсукова
Светлана Барсукова: «Мы хотим увеличить долю рынка по реализации мясной продукции. На сегодня доля компании на рынке Татарстана составляет ориентировочно 50 процентов»

Пока, без нового комплекса, мощностей катастрофически не хватает. Коммерческий директор компании Роман Устенников доложил, что в настоящий момент птицефабрика реализует продукцию в 17 - 20 субъектов РФ, но спрос есть везде. Даже в Арабских Эмиратах, Северной Африке и некоторых других мусульманских странах, которых интересует халяльная продукция, знакомы с ассортиментом «Челны-Бройлера». Но растущий спрос удовлетворить нет возможности. «Если я скажу, что 30 процентов нашей продукции — индивидуальные заявки, это будет мало. За последнее время мы сделали ряд мероприятий, которые позволяют войти во многие регионы. В ПФО мы присутствуем практически во всех федеральных и региональных сетях. Сейчас мы очень плотно зашли в Башкортостан — это и близко, и выгодно, так как потребление одинаково. Чтобы поддержать родной рынок, здесь сохранить долю, мы, во-первых, развиваем свою фирменную сеть. К концу года будет уже порядка 50 наших магазинов во всех городах и райцентрах республики. Для потребителя это более низкая цена и более качественный продукт, более свежий. А для нас — немного убрать издержки. Если уйдем в этот сегмент, тоже неплохо будет. Но основная постановка целей на федерализацию компании», — рассказал Устенников.

Как сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online», строительство нового комплекса пока находится на стадии закладки фундамента и ведется на собственные средства компании. Вопрос по основному банку-партнеру сейчас рассматривается, но в июне на предприятии окончательно определятся с кредитором — сейчас прорабатываются несколько предложений.

«НЕ ИСПУГАЛИСЬ» ДУРНОЙ МОЛВЫ

Затеянное компанией строительство происходит на фоне еще не разрешившегося конфликта между «Челны-Бройлером» и подрядными организациями, занятыми на восстановлении фабрики после августовского урагана 2014 года. Напомним, что исполнитель работ — казанское ООО «КровТорг» — и привлеченные им строители перед Новым годом пикетировали фабрику с требованием оплатить ремонт 27 разрушенных корпусов птицефабрики. На тот момент генеральным директором «Челны-Бройлера» был Арслан Хамидуллин, который попросту исчез, как говорят, прихватив с собой деньги подрядчиков. Уголовное дело в отношении бывшего гендиректора фабрики было возбуждено 14 апреля по заявлению одного из учредителей ООО «Челны-Бройлер». В деле фигурировал эпизод о завышении стоимости работ по устройству кровли птичников, пострадавших от урагана. Затем Хамидуллина стали подозревать в том, что он реализовал через подконтрольные ему фирмы живых цыплят и зерно, что принесло компании ущерб в размере 3,8 млн. рублей. Появилась в деле и совершенная Хамидуллиным покупка от имени «Челны-Бройлера» автомобиля Mercedes GL350 2013 года выпуска по цене 4,5 млн. рублей, которую следствие считает завышенной.

Строители тем временем до сих пор ждут своих денег и судятся в арбитраже, требуя взыскать с птицефабрики недоплаченные 181,1 млн. рублей. Напомним также, что генподрядчиком работ выступало ООО «Калибри», подрядчиком второго уровня — ООО «Авангард», а реально работы выполняло ООО «КровТорг». В суде юридическим представителем и ООО «Калибри», и ООО «Авангард» выступает не кто иной, как сестра экс-гендиректора птицефабрики Фарида Хамидуллина.

Арслан Хамидуллин
Арслан Хамидуллин

В свете всего вышеизложенного интересно отметить, что вести новое строительство птицефабрики будет некое ООО «Стройинвестинжиниринг». Видимо, эта компания не испугалась дурной молвы, которая шлейфом тянется за предприятием после махинаций прежнего директора. С другой стороны, «смелость» строителей вполне объяснима. Начнем с того, что зарегистрирована компания «Стройинвестинжиниринг» с уставным капиталом 100 тыс. рублей 10 февраля 2012 года по адресу: Актанышский район, деревня Аняково, улица Ш. Шаймиева, дом 8А, то есть на родине Ильшата Фардиева, который контролирует «Челны-Бройлер». Близость строителей нового комплекса к Фардиеву проглядывается не только по адресу регистрации, но и, как говорится, по их делам. Не далее как в декабре прошлого года директор «Стройинвестинжиниринг» Рафаэль Сагитов передал альметьевским энергетикам символический ключ от нового здания одного из подразделений ОАО «Сетевая компания», а всего их было построено три. На торжественном открытии Фардиев выразил благодарность и строителям за оперативное и качественное выполнение работ (здание было возведено всего за 6 месяцев) и вручил им почетные грамоты и благодарственные письма. Остается надеяться, что строительство нового объекта «Челны-Бройлера» закончится в таких же мажорных тонах…

ВЛАДЕЛЬЦАМ КАНАРЕЕК НА ПТИЦЕФАБРИКЕ УКАЖУТ НА ДВЕРЬ

Надо сказать, что теперь об урагане, который нанес большие убытки птицефабрике, ничего не напоминает. Она производит благоприятное впечатление. В первую очередь огромной территорией в 406 га, по которой пришлось перемещаться с пересадками на автобусах. Между птичниками и другими объектами птицефабрики расстояния измеряются в километрах, чтобы обезопасить цеха от распространения какого-либо заболевания. И все это пространство — зеленые, почти альпийские луга. На этих землях никогда не велось строительство, фабрика построена в чистом поле практически с нуля.

Во время экскурсии участникам мероприятия продемонстрировали весь производственный цикл от поставки суточных цыплят до упаковки готовой продукции. Пока делегация СМИ ехала в «родильный дом» птицефабрики — инкубатор, главный зоотехник Ахмет Доскиев рассказал, что фабрика имеет законченный цикл производства, в чем и состоит ее уникальность. «Мы закупаем суточных цыплят из Голландии шесть раз в год. А остальное все производим у себя. Работаем с одной из самых современных и высокопродуктивных пород в Европе и мире — американский кросс «Кобб 500». Его производят в Германии и Голландии», — рассказал Доскиев.

На закономерный вопрос журналистов о санкциях, замдиректора ООО «Тукаевский племрепродуктор» Рамиль Сайфутдинов ответил, что они на деятельности фабрики никак не отражаются. Тем более что сейчас предприятие переходит на отечественных производителей, чтобы уже стопроцентно не зависеть от поставок племенной птицы из-за рубежа. Первую партию цыплят от российского поставщика — фирмы «Бройлер будущего», расположенной в Подмосковье, — как раз должны были получать в день пресс-тура. А вообще, в проекте есть планы по запуску племрепродуктора первого порядка, чтобы обеспечивать себя своим инкубационным яйцом.

Ахмет Доскиев
Ахмет Доскиев

Особое внимание уделяется на предприятии биобезопасности. Как заметил Сайфутдинов, на птицефабрику никогда не возьмут работать людей, у которых дома содержатся домашние декоративные птицы, включая канареек и попугайчиков, потому что вирусы, которые передаются птицам, могут жить в волосах человека до полугода. А сотрудников, содержащих свои подворья, служба безопасности предприятия периодически проверяет. Опрашивают соседей, и если какой-то подозрительный факт выясняется, человек сразу увольняется. Вся техника, заезжающая на территорию птицефабрики, дезинфицируется. А сами дороги на птицефабрике делятся на «грязные» и «чистые». По «грязным» возят навоз, по чистым — корма и цыплят. И дороги эти нигде не пересекаются.

Рамиль Сайфутдинов
Рамиль Сайфутдинов

ОСТОРОЖНО! ПТИЦА СТРЕССОНЕУСТОЙЧИВА

В разговорах о канарейках делегация доехала до «родильного дома» фабрики — инкубатора. Правда, в инкубатор попасть не удалось. Для этого потребовалось бы как минимум три часа времени, потому что всем журналистам пришлось бы тщательно мыться. По словам замдиректора Инсафа Шайхразиева, это один из самых крупных и самых технологичных инкубаторов в России. Оборудование сплошь импортное — французское, немецкое. Каждый день здесь получают 150 тыс. штук цыплят, а в год — 80 миллионов. «Яйцо инкубируем 21 день, а потом суточных цыплят отправляем на откорм. В родильном доме все автономно: котельная стоит, водоснабжение свое. На 18-е сутки инкубации, и это мы одни из первых в России внедрили, яйцо сканируется — неоплодотворенные яйца отправляются на промпереработку, а цыплята вакцинируются прямо в яйце — через скорлупу в шейную мышцу делается укол. Таким образом экономится вакцина и исключается человеческий фактор», — похвастал Шайхразиев.

Ручной труд в инкубаторе, да и вообще на фабрике, практически исключен. В автоматическом режиме скорлупа отделяется от цыплят. В каждый лоток строго по счетчику грузится по 80 штук новорожденных бройлеров, которые потом загружаются в машины и отправляются на откорм.

О корме стоит поговорить отдельно. Ежесуточно бройлер должен прибавлять по 65 граммов. За цикл выращивания, который составляет 38 дней, он достигает порядка 2,5 килограммов. Еженедельно птицу взвешивают, чтобы узнать, достаточно ли ей корма. И птицефабрике удалось добиться оптимального показателя конверсии кормов. «На сегодня у нас конверсия — 1,69. То есть на центнер привеса мы затрачиваем 169 килограммов корма. Птицеводы знают, что это высокий показатель. А в некоторых залах доходит до 1,65 - 1,67. Мы сегодня получаем комбикорм с нового современного элеватора, который предприятие запустило, и получаем ежесуточно 700 тонн кормов. Этот комбикормовый завод делает 18 видов кормов для каждого поголовья — ведь за 38 дней жизни бройлера ему 6 раз меняют корма. Мы балансируем корма по 27 наименованиям: витамины, минералы, кормовые добавки, протеины, клетчатка и т.д. И главная цель — это затратить минимальное количество корма с минимальной стоимостью», — рассказал Доскиев.

Зато посчастливилось журналистам попасть в один из 11 производственных цехов, где производятся бройлеры. Каждый цех обслуживает только один человек, так как управляет всеми производственными процессами компьютер, контролирующий температуру, влажность и освещенность в помещении, раздачу кормов. Перед входом в цех делегацию предупредили: птица стрессонеустойчива, любой сквозняк или перепад температур может вызвать падеж. Поэтому сначала всех запустили и лишь потом открыли двери цеха, где в зеленом приглушенном свете выращивались бройлеры.

ОТ ОКРАИН ДО САМОЙ ДО МОСКВЫ

Последним пунктом в экскурсии стал производственный цех или, как его называют, убойный. Ежегодно предприятие производит более 100 тыс. т мяса в живом весе и реализует 75 тыс. т переработанной продукции. Завод по переработке является производством замкнутого типа: в цехах осуществляется весь комплекс действий от забоя до фасовки продукции. С момента завоза живой птицы на завод до отгрузки готовой продукции проходит менее четырех часов.

В конце экскурсии журналистов ждала дегустация. На накрытых столах стояли блюда, на которых был представлен многочисленный ассортимент продукции «Челны-Бройлера». Чего здесь только не было: и рулеты, и карпаччо, и колбаса, и купаты, и даже свои наггетсы — наш ответ McDonald’s. Журналистов попросили выбрать понравившийся продукт и пообещали, что впоследствии на нем будет стоять маркировка «Выбор журналистов Татарстана».

На вопрос журналиста «БИЗНЕС Online», почему всего этого великолепия почти не встретишь на прилавках магазинов, ответил Устенников: «Мы только в Казани собираемся открывать не менее 20 магазинов, а возможно и 25, чтобы составить достойную конкуренцию «Пестречинке», которая является сильным соперником. Хочется и долю свою забрать, и продавать много, но при этом особо их не двигать, пускай покупатель выберет, что вкуснее. Мы даже в ПФО имеем 30-процентный дефицит. Поэтому инвесторами и было принято решение о строительстве новых мощностей. Мы хотим продавать много, я хочу, чтобы все было завалено нашим продуктом — от Екатеринбурга до Москвы».

По всей видимости, в компании уверены, что и в Москве найдут своего потребителя. В подтверждение своих слов Устенников продемонстрировал продукт для Москвы, пройдя к столу, где живописно располагалась упакованная продукция. Взяв в руки охлажденную тушку в вакуумной упаковке, Устенников с восхищением заметил: «Это же уникальный продукт! Эта пленка французская. Она позволяет охлажденную курицу до 10 дней держать в холодильнике без потери потребительских качеств. Да, это чуть дороже, но это продукт для городов-миллионников. Вы ее через 10 дней открываете, а это свежачок! Обычная курица два-три дня хранится, поэтому ее не везут. А это можно везти. До трех дней на транспорт, два-три дня она в магазине лежит, и у человека еще есть три дня, чтобы ее употребить. Хотел бы я, чтобы в России такую пленку делали, но пока ее нет».

Кстати, итоги дегустации подвели сразу. В лидеры попали сосиски «Max», карпаччо, колбаса халяльная «Рамазан» и панированный в сухарях шницель «Кордон блю» с грибами. Так что имейте в виду, эти продукты одобрены не только лабораториями «Челны-Бройлера», но и журналистами Татарстана.