У КОГО САДАКА ДЕШЕВЛЕ?

Пожалуй, в Татарстане никому не нужно объяснять, что такое «садака»: в исламе это слово обозначает добровольную милостыню. Раздавать садаку — в некотором смысле одна из важнейших обязанностей истинного мусульманина. На эту целевую аудиторию и ориентировалась компания из Высокогорского района «Бакалейщик», специализирующаяся на крупнооптовых поставках муки, сахара и крупы.

По словам представителя «Бакалейщика» Айрата Рахматуллина, сахар с маркировкой «садака» компания начала выпускать после регистрации прав на товарный знак: с конца 2012-го — начала 2013 года. В компании рассудили, что людям будет приятнее дарить нуждающимся продукцию в соответствующей упаковке. В планах и выпуск чая под данным наименованием. К слову, у компании есть и другой товарный знак, ориентированный, видимо, на русскоязычную публику, — «Сытое царство».

Но вот беда — в начале этого года представители «Бакалейщика» увидели на прилавках казанских магазинов сахар от ТПК «Сандал» (торговая марка «Восточная столица») и чай от ООО «Вест-лайн» с той же самой маркировкой «садака». К примеру, в магазине «Аш-су» сахар «Бакалейщика» весом 200 г стоит 25 рублей, а сахар «Сандала» весом 150 г — 18 рублей, то есть на 7 рублей дешевле. Чай производства «Вест-лайн» весом 130 г тоже стоит 18 рублей. Отметим, что в Татарстане есть и другие производители, которые маркируют свою продукцию названием «Садака», например, в Челнах предприниматель Азат Мусин фасует чай именно под данной маркой, но ему претензий пока не предъявлено.

Чай Садака от Вест-лайн
В компании «Вест-лайн» выбор названия объяснили тем, что людям будет приятнее дарить нуждающимся продукцию в соответствующей упаковке

Не став спокойно смотреть, как конкуренты захватывают перспективный рынок, «Бакалейщик» пожаловался в прокуратуру. Надзорный орган посчитал, что «Сандал» незаконно использовал товарный знак, и наложил штраф в 10 тыс. рублей с «конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака». После чего владелец патента обратился уже в УФАС с жалобами на обе компании.

МОСКОВСКИЙ РЕГИСТРАТОР ОТНЕССЯ К САДАКЕ КАК К ФАНТАЗИЙНОМУ СЛОВУ?

Однако тут дело приняло неожиданный для заявителя оборот: антимонопольщики усомнились в самом праве «Бакалейщика» на термин «садака». В ходе заседания, которое посетил корреспондент «БИЗНЕС Online», занимавшийся регистрацией бренда юрист Константин Филиппов попытался доказать, что «садака» на сахаре имеет уникальное написание и цветовую гамму, а знак является комбинированным и не нарушает ничьих прав. Однако председатель комиссии УФАС Рузалин Хабибуллин эти аргументы отклонил: по документам право зарегистрировано именно на конкретное слово. И даже если смотреть на визуальную составляющую, то видно, что шрифт на сахаре напоминает арабскую вязь. Представитель ИП парировал, что отношения к восточной письменности здесь нет, это «обычный шрифт в Word, такого исполнения товарного знака было достаточно для регистрации, несмотря на семантическое значение».

Представитель ООО «Вест-лайн» Ренат Халиуллин заявил «БИЗНЕС Online», что они начали выпуск чая «Садака» намного раньше, чем «Бакалейщик». «Активно продаем чай под данным наименованием с мая 2009 года и до сих пор в различных супермаркетах и магазинах города Казани и Татарстана», — заявил он. Причем, по его словам, оппоненты знали «о популярности нашего чая под названием «Садака», злонамеренно воспользовались ситуацией и подали заявку в Роспатент».

Сахар Бакалейщика (Фото: httpwww.sytoetsarstvo.ru)
Сахар с маркировкой «садака» компания ООО «Бакалейщик» начала выпускать после регистрации прав на товарный знак

На заседании оштрафованный прокуратурой «Сандал» отметил, что они тоже не новички на рынке и работают с 2002 года под торговой маркой «Восточная столица». Причем на процессе выяснилось, что «Сандал» тоже пытался зарегистрировать на себя товарный знак «садака» еще раньше — пять лет назад. Для этого компания обратилась за консультацией в ЗАО «Авторское агентство «Артпатент». Однако там ответили, что «садака» не может быть признано охраноспособным обозначением.

Обозначение носит очевидную религиозную семантику и не может быть зарегистрировано, так как может затронуть чувства верующих, «что является прямой причиной для отказа», пояснил на процессе генеральный директор «Артпатента» Григорий Бусарев. Также спорное право «может наделить правообладателя необоснованными преимуществами, поскольку у потребителя он будет ассоциироваться как обозначение, связанное с духовенством, благословенное и так далее».

Почему же «Бакалейщику» удалось зарегистрировать товарный знак? При изучении заявки «Бакалейщика» в Роспатент становится понятно, что заявитель не указал смысловое значение слова, пояснил Бусарев. А в отношении слов, мало употребляющихся в русском языке, он обязан был это сделать. Так как для русского человека «садака» «все-таки малоизвестный термин», московский эксперт, не зная значения слова, отнеслась к нему как к фантазийному или искусственному слову, предположил Бусарев.

В итоге УФАС по РТ приняло жесткое решение: выписать Роспатенту предписание об аннулировании свидетельства о регистрации слова. «Бакалейщик», как заявили «БИЗНЕС Online» в компании, намерен это решение обжаловать в арбитраже.

Одним из партнеров Рашита Сахапова является депутат Госсовета и генеральный директор ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков
Одним из партнеров Рашита Сахапова является депутат Госсовета и генеральный директор ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков

ПАРТНЕР ХАНБИКОВА В «МИЛОСТЫНЕ» НЕ НУЖДАЕТСЯ?

Особого внимания заслуживают владельцы компании «Бакалейщик», так упорно отстаивающей свою монополию на «садаку». Согласно открытой базе данных «Контур», «Бакалейщик» принадлежит Рашиту Сахапову (75%) и Марселю Ганиеву (25%). По итогам 2013 года его чистая прибыль составила 2,2 млн. рублей при выручке в 197 млн. рублей.

3.jpg
Рашит Сахапов

Однако Рашит Лукманович фигурирует в качестве соучредителя еще в нескольких компаниях. Жемчужина его империи — это ЗАО «ИХК «Татгазинвест», где он занимает пост гендиректора. Компания зарегистрирована в Богатых Сабах, занимается общестроительными работами по прокладке магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи. По итогам 2013 года компания заняла 99-е место в рейтинге Топ-300 «БИЗНЕС Online» c выручкой 3,2 млрд. рублей (годом ранее было 5,8 млрд. рублей). В этой компании Сахапову принадлежит 71%, еще 17% — у Рустема Шарипова, 12% — у того же Ганиева.

Согласно информации на сайте «Татгазинвеста», компания была создана 25 января 1999 года как подразделение ЗАО «Татгазинвест» «для удовлетворения потребностей РТ и РФ в газификации промышленных и социальных объектов по программе ОАО «Газпром». Там же приведены достижения — за 10 лет работы компанией построено и сдано в эксплуатацию более 1596 км газовых сетей.

ЗАО «ИХК «Татгазинвест», согласно «Контуру», является соучредителем целого ряда компаний — ООО «Якушкинское масло», ООО «Тамле», ООО «Биомай», ОАО «ГСОК «Казань», СП «Нефтегазспецстрой», ООО ЧОП «Тор». Ранее Сахапов также входил в число совладельцев банка «Спурт» и даже входил в его совет директоров.

Отметим, что одним из партнеров Сахапова является депутат Госсовета и генеральный директор ЗАО «Газпром межрегионгаз Казань» Ринат Ханбиков. Вдвоем они владеют, к примеру, ООО «КеллиС» — компанией, сдающей в наем собственное недвижимое имущество (Сахапову принадлежит 60%, Ханбикову — 40%). В той же пропорции им принадлежит ООО «Акским», занимающееся производством изделий из бетона, гипса и цемента.

Чай компании Азата Мусина (Фото: chelny-izvest.ru)
В Челнах предприниматель Азат Мусин фасует чай именно под данной маркой, но ему претензий пока не предъявлено

Еще одной крупной компанией — ООО «Нефтегаз-Сервискомплект» — Сахапов владеет и руководит сам. Она образована в конце 2001 года и зарегистрирована в Богатых Сабах. Выручка по итогам 2013 года — 979 млн. рублей, чистая прибыль — 23 млн. рублей. В этом году компания уже выиграла три тендера на проведение ремонтных работ для АО «Транснефть — Верхняя Волга» и ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» на общую стоимость 85,6 млн. рублей.

Отметим, что, судя по всему, Сахапов знаком с садакой не понаслышке. В интернете есть упоминания о том, что он помог в реконструкции Туйметкинской мечети в Черемшанском районе, а также приобрел для казанского медресе для слабовидящих и незрячих при мечети «Сулейман» специальный дорогостоящий принтер для печати по Брайлю.

В «Татгазинвесте» подтвердили получение запроса от «БИЗНЕС Online» о комментарии, но на момент публикации ответа не поступило.

«СОВЕТОМ УЛЕМОВ ВЫНЕСЕНО ЕДИНОГЛАСНОЕ РЕШЕНИЕ, ЧТО ПОДОБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НЕДОПУСТИМЫ»

Рустам Нургалеев — глава совета улемов ДУМ РТ:

— К нам в совет улемов около года назад приходил данный вопрос. Вынесено единогласное решение, что подобные действия недопустимы, и мы к этому относимся очень негативно. Садака — это исключительно мусульманский религиозный термин. Пишется он по-разному с вариациями букв, например, садака, садакат, но суть одна и та же: с арабского языка дословно переводится как «милостыня».

Владение абсолютными правами на использование этих терминов — это преступление. Потому что это частичка божественного откровения, иметь право его писать должны все без ограничений. Но если эти права закрепляются за кем-то, то он нарушает права остальных. Предприниматели могут выпускать, скажем, чай «Садака», но закреплять это слово за одной компанией нельзя.

Садака может совершаться не только деньгами, сахаром или чаем, как в данном случае. Она может всем полезным совершаться. Я слышал, что кто-то собирается делать серебряные подарочные монеты. Приятно, когда юбиляру подарили монетку, где написан аят (мельчайшая структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих»прим. авт.) и написано, что это садака.

Руслан Ситдиков — юрист в сфере интеллектуальной собственности:

— Закон запрещает регистрацию в качестве товарного знака обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. К таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения, оскорбляющие религиозные чувства. То есть для решения вопроса о законности регистрации товарного знака на религиозную тематику необходимо установить, действительно ли это оскорбляет чувства верующих или нет. Много зависит от того, кто именно является заявителем и каков род его деятельности.

При этом есть примеры регистрации товарных знаков с обращением к религиозным понятиям. Например, «Три монастыря», «Монастырь», «Святой источник».

Одним из недавних случаев, связанных с подобным отказом в регистрации товарного знака, являлся спор по поводу обозначения негативно известной группы Pussy Riot, где в своем заключении эксперт указал, что регистрация может оскорбить религиозные чувства верующих, и отказал в регистрации.

Фарида Садреева — директор рекламного агентства «Белый Барс»:

— Насколько использование слова «садака» может увеличить продажи? Если смотреть целевую аудиторию — мусульман и если продукт будет хорошего качества, то шансы на увеличение продаж, конечно, очень велики. А если товар понравится, то его будут продолжать покупать и в дальнейшем. Я не знаю, какой смысл вкладывали сами производители. Возможно, они искренне надеются, что хорошим товаром и низкой ценой помогают людям. А если это дорого или как у всех, тогда я думаю, что это чисто рыночные отношения: играя на чувствах людей, продать свой товар.