1. Театр. «Заклятие Коркута» на «Наурузе»
1 июня

«Скандальный иностранный режиссер» и тюркская легенда

XII «Науруз» откроется тюркской легендой в постановке литовского режиссера. Коркут (Коркыт) — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор IX века, выходец из степей вдоль реки Сырдарьи. Создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. А последние годы Коркыта пришлись на время противостояния между исконным тенгрианством и исламом, который только пришел в степь.

Именно на основе эпоса о Коркуте современного казахского поэта, драматурга Ирана Гайыпа создан спектакль «Заклятие Коркута» Казахского государственного академического театра драмы им. Ауэзова. А в качестве постановщика выступил именитый литовец Йонас Вайткус, на закате советской эпохи получавший Государственную премию СССР вместе с Беллой Ахмадуллиной и Фазилем Искандером. Казахстанская пресса называет называет худрука Русского драматического театра Литвы не иначе как «скандальный иностранный режиссер».

Между тем сегодня «литовская режиссура» — целое направление в современном театре, которое отличает подчеркнуто метафорическое начало. Среди известнейших ее представителей — Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас и тот же Вайткус. Спектакль Казахского театра им. Ауэзова — особое сочетание метафорической литовской режиссуры и древней тюркской легенды. Учитывая, что метатема «Науруза» — это синтез, создание нового из известных компонентов, «Заклятие Коркута» — воплощение постмодернистской концепции фестиваля.

12+

Начало — 18:00
ТГАТ им. Камала
Казань, Татарстана, 1

2. Театр. «Слуга двух господ» на «Наурузе»
3 июня

Гольдони из автограда

Молодой казанский драматург Ильгиз Зайниев фактически за один театральный сезон превратился в самого перспективного режиссера на просторах республики. И на «Наурузе» можно будет увидеть сразу две его работы. Первая — «Ричард III» на родной камаловской сцене, ставшая предметом споров и дискуссий.

Вторая — еще одна вечная классика «Слуга двух господ» Карло Гольдони из Набережночелнинского государственного татарского драматического театра. Зайниев берет за основу форму комедии дель арте, найденную некогда Джорджо Стрелером, который, пристально вглядываясь в театральность Ренессанса, искал ответы на художественные запросы современности. Насыщая каждый отрезок действия лацци и гэгами, активно вовлекая в игру зрителя и отчаянно импровизируя на актуальные темы дня, челнинцы рассказывают о судьбе блистательного лицедея. Финал звучит грустным аккордом неугомонной комедии, меняя жанровый регистр и уточняя смыслы. Завлит Камаловского театра и отборщик «Золотой маски» Нияз Игламов отметил: «Мне кажется, это выдающаяся работа не просто челнинского театра, а вообще заметное культурное событие в масштабах Татарстана и даже России. Считаю, что с этим спектаклем можно и нужно заявляться на всероссийские и зарубежные фестивали!» Именно на «Наурузе» с новой работой Набережночелнинского государственного татарского драматического театра смогут познакомиться не только зрители, но и авторитетные столичные критики.

12+

Начало — 15:00
ТГАТ им. Камала (малый зал)
Казань, Татарстана, 1

3. Театр. «Тиит» на «Наурузе»
3 июня

Шекспир как Тарантино

Эта постановка главного режиссера Саха академического театра им. Ойунского Сергея Потапова представляет собой сочетание уникальных традиций якутского театра и «кровавой трагедии» Шекспира «Тит Андроник», в которой режиссер увидел образы зрелых произведений великого англичанина и… фильмов Квентина Тарантино. «Четырнадцать убийств, тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык — таков инвентарь ужасов, наполняющих эту трагедию», — так шекспироведы формулируют сюжет одного из ранних произведений главного драматурга всех времен и народов, но это описание выглядит и практически синопсисом сценария картины автора «Бешеных псов» и «Криминального чтива».

У якутского постановщика Потапова на Шекспира особый взгляд. В «Тиите» он увидел не только героев Тарантино, но и знаменитые образы зрелых произведений драматурга: Ромео и Джульетту, Гамлета, Короля Лира и Отелло. «Я интерпретировал это произведение. Получилась история вне времени и пространства», — говорит режиссер. В результате у зрителя, наблюдающего за кровавой историей римского полководца Тита Андроника, возникают мысли о нашем сегодняшнем времени и о том, что зло и насилие превращается в рутину и повседневность.

12+

Начало — 18:30
Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина
Казань, Горького, 13

4. Театр. «Невыдуманные истории» на «Наурузе»
4 июня

Альметьевский вербатим

Пример очень смелого для Альметьевского татарского государственного драматического театра эксперимента, хотя документальный театр живет давно и успешно на мировых просторах.

Слово «вербатим» в переводе с латинского означает «дословно»; спектакли, созданные в подобной технике, полностью состоят из монологов настоящих людей, рассказываемых актерами. В спектакле задействованы 6 актрис, и каждая из них проделала непривычную для себя уникальную работу: нашла свою будущую героиню, подобрала ключик к ней, «разговорила» и представила на сцене монолог реальной женщины. Слово «представила» тут даже не совсем верно — прожила жизнь реальной героини на сцене.

Спектакль «Невыдуманные истории» поставила режиссер и актриса Нафиса Исмагилова. Поставила, судя по всему, держа в уме знаменитую пьесу «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. На сцене — женщины в черном, и среди них одна (наиболее свободная, и ее монологи не в словах, а в танцах) — в бирюзовом платье. И вся структура спектакля выстроена через танец.

12+

Начало — 18:00
ТГАТ им. Камала (малый зал)
Казань, Татарстана, 1

5. Театр. «Черноликие» на «Наурузе»
4 июня

О человеческой природе

О чем спектакль «Черноликие» сегодня, когда религиозные мотивы отошли на задний план, а вперед выдвинулись обычные человеческие пороки? Всему виной — люди, способные оправдать безнравственные поступки религиозными постулатами. В центре внимания трагедии — человеческая природа. А это тема вневременная, вечная. Как жизнь. За 80 лет с момента написания произведения это уже четвертая постановка «Черноликих» в данном театре.

«Есть две главные темы. Первая — как можно с подачи одного человека опорочить, погубить молодую жизнь. Сегодня это звучит очень современно. Вторая тема — как народ, сам не видя, не слыша, а просто поверив другим, участвует в казни, мстит», — рассказывает народная артистка РФ Нурия Ирсаева. А худрук Камаловского театра Фарид Бикчантаев, представляя нынешний «Науруз» читателям «БИЗНЕС Online», обращал внимание на работы режиссера Башкирского государственного академического драматического театра им. Гафури Айрата Абушахманова.

12+

Начало — 20:00
ТГАТ им. Камала
Казань, Татарстан, 1

6. Кино. «Книга» в «Смене»
4 июня

Встреча с президентом «Артдокфеста»

Виталий Манский — один из самых известных режиссеров-документалистов России. Снял более 30 фильмов, продюсировал более 200 проектов. Его картины участвовали во множестве международных кинофестивалей, среди которых форумы в Амстердаме, Канне, Сан-Себастьяне, Оберхаузене, Сан-Франциско, Локарно, Мюнхене, Монреале, Турине, Тампере, Кракове, Ямагате, Шеффилде, Рио-Де-Жанейро.

С 1996 года Манский занимается популяризацией документального кино на телевидении. Работал с крупнейшими телеканалами России — Первым каналом, РТР, РЕН ТВ. С 2000 года является генеральным продюсером национальной премии в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», с 2006 года — президентом фестиваля авторского документального кино «Артдокфест».

Тысячу лет назад в Древней Армении святой Григорий Нарекаци написал книгу молитвенных созерцаний, которая по сей день является глубочайшим откровением духовного мира человека в поиске смысла жизни. Герой фильма — современный человек, живущий в современном мире. Мире, в котором фундаментальный вопрос смысла жизни не носит актуальный характер.

12+

Начало — 18:00
ЦСК «Смена»
Казань, Бурхана Шахиди, 7

7. Кино. «Похищение Фредди Хайнекена» в казанских кинотеатрах

С 28 мая

«Это было идеальное преступление, пока они не нашли лазейку»

В основу фильма «Похищение Фредди Хайнекена» швейцарского режиссера Дэниэля Альфредсона легли реальные события, произошедшие в 1983 году. Тогда генеральный директор пивоваренной компании Heineken International Фредди Хайнекен и его личный водитель были похищены преступниками прямо из собственного автомобиля. Сценарий картины является адаптацией книги Питера Рю Де Вриса, которая была написана на основе интервью с двумя участниками преступления — Ван Хутом и Холидэром. Похищение готовилось на протяжении двух лет и на сегодняшний день считается одним из самых громких и дерзких в Нидерландах.

Итак, согласно фильму Фредди Хайнекен, роль которого на экране воплотил неподражаемый актер, лауреат премии «Оскар» Энтони Хопкинс, 20 дней провел прикованным цепями к стене, пока все полицейские Амстердама безуспешно пытались выйти на след преступников. Магнат содержался в звуконепроницаемой камере, но не сломался, а, наоборот, проявил невероятную силу воли. Однако, победив в психологическом поединке, он рискует проиграть в выживании. После того как преступники получили свои деньги, они решают немедленно скрыться, оставив своих жертв умирать.

Вообще, «Похищение Фредди Хайнекена» является не первой адаптацией книги Де Вриса. В 2011 году Нидерланды выпустили фильм «Похищение Хайнекена» с Рутгером Хауэром в главной роли. Тогда картина получила противоречивые отзывы. Ну а что получилось сейчас, можно узнать уже в ближайший weekend.

18+

8. Кино. «Вне времени» в казанских кинотеатрах
С 28 мая

«Жизнь достойна борьбы, любовь достойна смерти»

Еще до выхода на экраны картина «Вне времени» носила название «Сингулярность», это математический термин, означающий стремление к бесконечности и вариативность. И вот почему. Действие фильма происходит в 2020 году, во время погружения в районе самого большого кораллового рифа Джей Финнел (герой Джоша Хартнетта) подвергается опасности и впадает в кому. Теперь его жена и по совместительству коллега не может найти себя места. Однако она не знает, что ее муж в какой-то мере жив. Его сознание, вселившись в офицера британской армии, переносится в Индию в 1778 год.

Джеймс Стюарт, а именно так зовут новую реверсную реинкарнацию Финнела, влюблен в Туладже, прекрасную индианку, связь с которой недопустима. Но разве на пути у настоящей любви в голливудских фильмах могут быть преграды? Умирая в одном мире, герой должен выжить в другом. Так-то! Но что же выберет Джей: остаться в мире прошлого и сражаться за любовь индийской красотки или вернуться в реальный мир и бороться за собственную жизнь?

16+

9. Фестиваль «Мы любим Кремль!»
1 июня

Дети — цветы жизни

Фестиваль «Мы любим Кремль!», посвященный Международному дню детей, развернется сразу на нескольких площадках музея-заповедника «Казанский Кремль». Приятным сюрпризом для всех детей станут бесплатное мороженое и сладости.

Детские танцевальные и музыкальные коллективы покажут свое мастерство на праздничном концерте. В рамках выступлений юных дарований пройдет награждение детишек, которым в этот день исполнился один год, а также победителей разнообразных детских городских и республиканских конкурсов. В этот день можно будет послушать рок в детском (но не менее профессиональном) исполнении от воспитанников «Школы рока». Принять участие в интерактивных играх и конкурсах, посмотреть на танцы и послушать песни разных народов мира приглашаем на площадку, организованную Домом дружбы народов.

В Пушечном дворе музея-заповедника пройдет акция «Татарстан. Танцуй с нами!». В программе бесплатные мастер-классы от участников и победителей шоу «Танцы» на ТНТ, «Танцы без правил», «Большие танцы» и выступление лучших танцевальных команд республики. Детская театральная студия «Дети на радуге» покажет современный мюзикл для детей и взрослых «Казанское сокровище». Герои этой истории поп-певица, бизнесмен, доцент и шеф-повар в погоне за сокровищем стремятся воплотить свои мечты. Слава и богатство движут героями, так похожими на реальных персонажей. В поисках сокровищ все они обретут свое счастье, каждый найдет то, чего ему так не хватало, — дружбу и любовь, желание дарить и творить.

0+

Начало — 11:00
Музей-заповедник «Казанский Кремль»

10. Шоу. «Огни Анатолии» в «Пирамиде»
1 июня

Танцующая Книга рекордов Гиннесса

«Огни Анатолии» — всемирно известное танцевальное шоу, поражающее своей яркостью и масштабом. В проекте принимают участие более 120 танцоров, отобранных со всего света. Отточенность движений, синхронность массовых сцен, высокий уровень хореографической подготовки и общая зрелищность шоу делают проект любимым во всем мире. На сегодняшний день шоу уже посмотрели более 40 млн. зрителей почти в 100 странах. Шоу было показано на лучших сценических площадках мира.

Уже несколько лет подряд «Огни Анатолии» удерживают два рекорда Книги рекордов Гиннесса: один — за самое быстрое исполнение танца с 241 танцевальным па в минуту, другой — за наибольшую аудиторию в 400 тыс. зрителей одновременно. Однако популярность шоу связана не только с его отличной хореографией и общей масштабностью. Великолепные декорации, воссоздающие эпоху древних цивилизаций, яркие костюмы, сменяющие друг друга каждые две минуты, красивая музыка и интересное световое оформление сцены, разнообразие танцевальных стилей, от народных танцев до балета и модерна, — все это делает шоу по-настоящему уникальным.

0+

Начало — 19:00
КРК «Пирамида»
Казань, Московская, 3

Если вы узнали об интересном событии в мире культуры,
об этом можно сообщить по эл. почте: nigmatullin_a@mail.ru

По вопросам размещения рекламы в рубрике «Афиша» обращайтесь по тел. (843) 2000-488