Kazan_02.jpg

ИЗ АМЕРИКИ В МОСКВУ

Центр современной культуры «Смена» к международной акции «Ночь музеев» привез три замечательные выставки, объединенные темой архитектуры советского модернизма: живописную серию «Об обустройстве сна шестой пятилетки» Александры Паперно и два фотопроекта Юрия Пальмина «Северное Чертаново» и «ВДНХ».

Сотрудники «Смены» держат высокую планку, которую в самом начале своей деятельности они поставили перед собой, открывшись выставкой очень популярного петербургского художника Николая Копейкина. Каждая выставка, привезенная в «Смену», знакомит казанского зрителя с современными художниками разных направлений, но объединяет их актуальность тем, с которыми они работают, и признание профессионального сообщества — не только российского, но и международного. Так, Паперно — автор выставки «Об обустройстве сна шестой пятилетки», известна не только в России, но и за рубежом, она участница самых престижных в мире искусства выставок — венецианской архитектурной биеннале и пражской биеннале современного искусства.

Паперно родилась в Москве, в возрасте 13 лет уехала вместе с родителями в Нью-Йорк, где и получила художественное образование — окончила престижный Cooper Union for the Advancement of Science and Art. В начале 2000-х вернулась в Москву и практически сразу заявила о себе как о сложившемся художнике масштабной персональной выставкой, прошедшей в 2004 году в ГЦСИ (государственном центре современного искусства). Потом были выставки «Карты звездного неба», «Популярная астрономия», «Жилплощадь» и другие.

Даже по названиям серий и отдельных работ становится понятно, что темы, которые интересуют художника, связаны с пространством небесным (серии «Звездное небо», «Птицы») или земным — неслучайно так часто в ее живописи возникают образы глобуса и географической карты мира.

Kazan_04.jpg

ХРУЩЕВКИ И ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

В двух сериях, составляющих экспозицию «Обустройства сна…», художник представляет зрителю жилое пространство советского человека. В первой серии, которая называется «Нормы», автор проводит исследование феномена квартир с типовыми планировками в так называемых домах-хрущевках. Такие типовые пятиэтажки начали строить именно во время шестой пятилетки, длившейся с 1956-й по 1960 год.

На работах изображены планы спален с обозначенными на них размерами самих комнат, дверных и оконных проемов, расположенной в них мебели. Более того, указаны расстояния между кроватью взрослого человека и детской кроваткой, между двумя соседними кроватями т. п.

Обитатели спален представлены схематично, контурно — так, изображены лежащий на кровати мужчина, а также мать, укладывающая ребенка в кроватку. Контурные человечки напоминают знаменитого «Модулора» Ле Корбюзье — стилизованную человеческую фигуру, связанную с системой пропорций, которую разработал великий французский архитектор.

Не надо забывать, что поиски зарубежных архитекторов-модернистов были созвучны советским: тот же Ле Корбюзье буквально за 10 лет до начала строительства хрущевок на рубеже 1940 - 1950-х спроектировал и построил в Марселе жилой дом под названием «Жилая единица». С хрущевками квартиры этого дома напрямую сравнивать некорректно, но идея минимализации пространства, необходимого человеку для жилья, была сходной с задачами, стоявшими перед советской строительной индустрией послевоенного времени: массовое строительство малогабаритного жилья позволило миллионам советских людей перебраться из подвалов и коммуналок в собственную «изолированную» квартиру с «удобствами».

Безусловно, работы Паперно напрямую не связаны с утопическим пафосом социалистической архитектуры, но тем не менее чувство ностальгии по тому светлому, гуманистическому периоду, который называют временем оттепели, при внимательном рассмотрении этих работ все же возникает.

Объединяет серию «Нормы» с серией «Стены» масштабное полотно с изображением карты мира. В аннотации, сопровождающей выставку, отмечается, что подобные карты были непременным компонентом почти всех советских интерьеров, особенно интерьеров детских комнат.

Kazan_05.jpg

КАРТА МИРА КАК ПОРТАЛ

В проекте Паперно карта выполняет функцию портала — места перехода из реального мира в мир бессознательного: «При условии соблюдения правильного проектирования спального места советский школьник, засыпая в любом из 10 часовых поясов огромной страны, перед собой на стене видит карту мира. Она висит в спальне как напоминание о великих завоеваниях Родины и новых будущих победах на Земле и в космосе. Сон и живопись постепенно размывают границы времени и пространства».

Во второй части проекта — серии «Стены» — художник, воспроизводя, казалось бы, вполне конкретные, физические, материальные объекты (стены советской квартиры), повествует об очень тонкой субстанции — о памяти. Серые прямоугольники разных размеров, расположенные на светлом, почти серебристом фоне, — это невыцветшие от света следы висевших некогда на стене картин и фотографий, ковра, стоявших у стены софы и пианино.

Отмечая концептуальную точность художественного высказывания, нельзя не отметить живописные достоинства картин Паперно. Эта живопись на первый взгляд монохромная, с еле различимыми тональными нюансами, она напоминает одновременно и так называемую живопись цветного поля — одно из абстракционистских течений 1960-х годов, и белую на белом живопись московского художника Владимира Вейсберга (также работавшего в 1960-х годах).

Kazan_08.jpg

При близком рассмотрении живописная поверхность впечатляет мастерски выполненными лессировками — тонкими красочными слоями, благодаря которым появляется эффект свечения живописи изнутри. Необходимо отметить и очень точное, почти идеальное «попадание» живописных полотен в экспозиционное пространство выставочного зала «Смены».

Фактурная поверхность кирпичной кладки, местами окрашенной в белый цвет, сама по себе очень выразительная и притягивает внимание зрителя. Казалось бы, нейтральные серо-белые картины сольются со стенами, но нет — возникает очень интересный эффект «поддержки» живописи визуально активными стенами, происходит соединение времен: XIX века (время строительства здания, в котором расположилась «Смена») и середины XX (время строительства квартир-хрущевок).

Архитектура советского модернизма — тема, очень востребованная сегодня и историками архитектуры, и архитекторами-практиками, переосмысляющими модернистское наследие. Но вот так поэтично и загадочно рассказать об архитектурной утопии, хоть и сохранившейся в городской среде физически, но ментально ушедшей в прошлое, можно только средствами изобразительного искусства — Паперно нашла такой способ.