Тиражи республиканских газет и журналом в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 10%

«РЕКЛАМОДАТЕЛЮ ЭТО СТАЛО НЕИНТЕРЕСНО»

В Казани прекращается выпуск одного из старейших деловых журналов города «Деловой квартал». Об этом сообщил вчера медиахолдинг «Абак-Пресс», распространив обращение к своим партнерам.

«В связи со сложившейся экономической ситуацией, сокращением рекламных бюджетов в печатных СМИ и значительным удорожанием полиграфических услуг руководство медиахолдинга «Абак-Пресс» приняло решение приостановить работу издания «Деловой квартал-Казань» до конца 2015 года, — говорится в сообщении. — Все финансовые и юридические обязательства в рамках сотрудничества с партнерами и клиентами журнала «Деловой квартал-Казань» будут выполнены в оговоренные сроки».

Издание «Деловой квартал-Казань» появилось на рынке печатных СМИ Татарстана в апреле 2008 года. Первый выпуск вышел в апреле тиражом в 5 тыс. экземпляров. Журнал был ориентирован на деловую аудиторию и освещал вопросы экономики и политики. Его основными рекламодателями были лидирующие компании с рынка финансов, недвижимости, бизнес-услуг, авто. Но кризис, в который рекламный рынок начал входить в прошлом году, сказал свое слово. В начале 2015 года был прекращен выпуск журнала в Новосибирске, Красноярске и Ростове-на-Дону, а в медиасреде циркулировали слухи и о закрытии казанского издания. Тогда руководитель отдела продвижения сети «Деловой квартал» медиахолдинга «Абак-Пресс» Евгений Гринберг говорил газете «БИЗНЕС Online», что «долгосрочная стратегия развития сети «Деловой квартал» заключается в активном развитии интернет-продуктов». «Мы уверены в интернет-будущем и хотим сосредоточиться на развитии портала, поэтому оптимизируем издержки в зависимости от рыночной и экономической конъюнктуры городов», — уточнил он.

Однако, по оценке бывшего директора журнала Артема Тюрина, сайт не стал настолько популярным, как это планировалось: «На местном медиарынке dk.ru просто незаметен».

Как уточнила газете «БИЗНЕС Online» Елена Мясникова — исполнительный директор сети «Деловой квартал» медиахолдинга «Абак-Пресс», в настоящее время с сотрудниками редакции прекращены все трудовые отношения. С рекламодателями все обязательства выполнены (в разосланном сообщении для возврата денег за подписку и по закрывающим документам за рекламу указаны екатеринбургские адреса). Остальные журналы холдинга, выпускаемые в Казани, — «Я Покупаю», «BLIZKO Ремонт» — выходят в прежнем графике, заверила Мясникова. Запуск «Делового квартала» в 2016 году будет зависеть «от конъюнктуры рынка».

Эксперты по-разному оценивают качество контента, который журнал предлагал читателю. С одной стороны, как отмечает бывший главный редактор газеты «Время и Деньги» Юрий Алаев, у издания был четкий сетевой формат, «хорошо продуманные шаблоны по франчайзи».

Однако издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане Геннадий Наумов указывает на то, что «большой процент материалов носили рекламный характер, если не 90 процентов»: «Говорят, что на этом они жили. И рекламодателю это стало неинтересно. У них же достаточно скромный тираж, он распространялся бесплатно». Интересно, что в выходных данных, видимо, чтобы привлечь рекламодателя, крупно указывался месячный тираж 8 тыс. экземпляров, который на самом деле делился на два выпуска по 4 тыс. штук.

«Карл Фукс»
В конце 2014 года балансовая комиссия госхолдинга «Татмедиа» решила прекратить выпуск печатной версии журнала «Карл Фукс»

ПОТЕРИ РЫНКА — КАРЛ ФУКС, FASHION COLLECTION И ДРУГИЕ

Закрытие журнала стало очередной негативной новостью на медиарынке, который переживает не лучшие времена. В конце 2014 года балансовая комиссия госхолдинга «Татмедиа» решила прекратить выпуск печатной версии журнала «Карл Фукс». Амбициозно стартовавший журнальный проект не прожил и года, так как не смог выйти на самоокупаемость. А 9 млн. рублей, которые были выделены «Татмедиа» для запуска «Фукса», закончились за полгода. «Журнал не будет выпускаться в бумажной версии, — рассказывал нам генеральный директор ОАО «Татмедиа» Фарит Шагиахметов. — Расходы, которые несем по печати и распространению, мы должны были покрывать за счет рекламных доходов. Этого не случилось, мы сейчас перепрограммируем редакцию на работу в электронной версии… Планировалась, что целевая аудитория привлечет рекламодателей, но этого не произошло. План был выполнен лишь на пятую часть. В условиях кризиса содержать журнал было невозможно».

Также с Нового года было прекращено издание журнала о моде Fashion Collection (тираж — 7 тыс. экземпляров), выпускаемого по франшизе издателем «КЗН.Собака.ru» Дилярой Байчуриной (также гендиректор агентства креативного развития «АйРан», в прошлом заместитель гендиректора по развитию ОАО «Татмедиа»). В разговоре с «БИЗНЕС Online» причиной закрытия проекта она назвала кризис в данном узком сегменте рынка. Байчурина отметила резко выросшие расходы на печать и сообщила, что в целом для глянцевого рынка складывается не очень благоприятная ситуация». Также она рассказала о резком падении спроса на рекламу в кризис.

Проблемы испытывает журнал «Стройэкспертиза» — один из старейших отраслевых журналов (издавался с 2003 года ООО «Стройэкс групп», тираж — 8 тыс. экземпляров, периодичность — 10 раз в год). Последний номер вышел в марте, после чего выпуск издания приостановился, а часть команды, занятая на проекте, покинула его. Причина та же — отсутствие необходимого количества рекламодателей.

Еще одним кризисным эхо на рынке глянцевых журналов Казани стало уменьшение тиража журнала «Светский», который контролирует Руслан Халилов — генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций», с 50 тыс. до 10 тыс. экземпляров с февраля этого года. В конце 2014 года он прогнозировал падение рынка рекламы в глянцевых журналах на 40%. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вчера издатель «Светского» подтвердил, что в этом году рекламный рынок в Казани упал на 40% по сравнению с прошлым годом и пока до сих пор не вернулся к тем показателям, какие были в 2013 году. «Мы все понимаем, что реклама — двигатель торговли и что рекламироваться просто необходимо. Поэтому, если люди ведут бизнес в сфере консалтинга или других серьезных сферах, конечно, им необходимы деловые СМИ. Я считаю, что сейчас нужно продержаться, активнее работать, город и республика у нас большие, бизнесов много. Сейчас быстрых и халявных денег, какие получал рекламный рынок Казани, например, 10 лет назад, нет. Мы ожидаем, что к сентябрю в республике будет хорошая рекламная активность, — сообщил он. — Как менеджер, который занимается не только медиапроектами, могу сказать, что все дело в кадрах. Стоимость полиграфических услуг по сравнению с прошлым годом, конечно, повысилась. Для наших изданий — примерно на 10 процентов».

Впрочем, проблемы есть не только у журналов. В ноябре прошлого года стало известно, что федеральный издательский дом «Коммерсантъ» расторг договор франшизы с казанским партнером Наилем Адельбаевым. Кудрина рассказала, что Адельбаев «задолжал большую сумму типографии», та отказалась печатать газету, и «он сложил с себя полномочия». В итоге в феврале этого года издательский дом «Коммерсантъ» сменил франчайзи в Казани — новым стало ООО «Профи ньюс». Данную компанию зарегистрировали на паритетных началах 29 января 2015 года главный редактор выпуска «Коммерсантъ Волга-Урал» Ольга Кудрина и бывший соучредитель и директор ООО «АиФ-регион», шеф-редактор журнала «Татарстан» Аскар Сабиров.

В Набережных Челнах глава крупнейшего в Закамье медиахолдинга «Единство» Рамиль Галеев выставил на продажу два своих проекта — портал ZurBazar.ru и журнал «Дочки-Сыночки», сообщает портал предпринимателей. Не так давно медиахолдинг закрыл газету «Из рук в руки», издание осталось существовать только в электронном виде. Несколько ранее Галеев отказался от Oligarch — бизнес-приложения к газете «Вечерние Челны».

Так что кризис постучался на рынок рекламы далеко не вчера. Напомним, что еще летом прошлого года крупные компании начали резать рекламные бюджеты. Уже во втором квартале 2014 года рекламный рынок России резко замедлил рост. В частности, на рынке наружной рекламы в Казани к октябрю прошлого года пустыми стояла треть билбордов. Рекламодатели начали перенаправлять расходы на продвижение в интернет и на ТV. В этой связи бизнес на одном из заседаний городского антикризисного штаба под председательством Ильсура Метшина обратился к городским властям с просьбой поддержать их в трудное время.

Руслан Халилов
Руслан Халилов: «Как менеджер, который занимается не только медиапроектами, могу сказать, что все дело в кадрах» (фото: twitter.com/khalilovrr)

В целом подписные тиражи республиканских газет и журналов в первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 10%, правда, показали рост в 24%, если сравнивать со вторым полугодием 2014 года, но тогда оно было просто катастрофичным, поскольку подписная кампания впервые прошла без дотаций государства. Ужаснувшись, почта России сама начала дотировать СМИ, отсюда и падение «лишь» на 10%.

В феврале министр связи Николай Никифоров даже обратился с письмом к премьеру Дмитрию Медведеву о возможном коллапсе в печатной отрасли, который может привести к снижению объемов выпуска полиграфической продукции, сокращению персонала редакций СМИ. Причина — в российских производителях, значительно повысивших цены на бумагу, написал «Коммерсантъ». В качестве примера был рассмотрен крупный целлюлозно-бумажный комбинат, у которого цены выросли на 63%.

«ДЛЯ СМИ НАСТАЛИ ЧЕРНЫЕ ВРЕМЕНА, РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК ГРОХНУЛСЯ»

Некоторые участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online», называют закрытие журнала признаком наступления «черного времени» для СМИ.

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Проект был достаточно успешным. Очень грамотно была построена политика издания, но при этом в Казани, например, он состоялся, а в Самаре — нет. Приостановка косвенно подтверждает, что для СМИ настали черные времена, рекламный рынок «грохнулся».

Удивляться приходиться другому — что кто-то еще барахтается. Еще один сигнал. Пока правительство не задумается, что делать. Удары с трех сторон — со стороны правительства, когда прессу лишили всех льгот, потом начали закрывать киоски. Поэтому никто толком не знает, на что ориентироваться сегодня. Круг рекламодателей сузился. Шагреневая кожа, как говорится, сузилась. Остается только пожелать, чтобы «БИЗНЕС Online» это не коснулось. Выживут единицы. Рынок очистится. Но один «БИЗНЕС Online» — это же не есть хорошо.

Василий Фирсов — директор филиала Krutoy Media (Казань):

— Первый квартал этого года для всех был очень тяжелым. История началась, как известно, с ноября прошлого года. На моей памяти такой тяжелый период медианосители никогда не испытывали. Главная сложность заключалась в том, что у всех клиентов была неизвестность — она пугает больше всего. Сейчас, на мой взгляд, самые тяжелые времена все-таки уже прошли.

Радиоформаты показывают пока минус 10 - 15 процентов, во-втором квартале, я предполагаю, это будет по факту прошлого года. В первом квартале радионосители показали минус 30 - 50 процентов — об этом говорят цены и мониторинг. Многие наши конкуренты сегодня приходят к демпингу, к определенным нечестным видам борьбы — это, как известно, не от хорошей жизни. Потом будет очень тяжело вставать с колен, все это понимают. Подчеркну, что трудные времена всегда показывают, кто есть кто.

Что касается объемов рекламного рынка, на мой взгляд, второй квартал покажет еще минус 10 - 15 процентов. Кроме того, очень серьезные потери ждут телевидение в летний период в связи с сезонностью. В печатном бизнесе, несмотря на действительно серьезное направление и желание владельцев быть конкурентоспособными на рынке и жить за счет рекламы, сейчас самые-самые сложные времена. Интернет реклама, в свою очередь, показывает стабильный рост — этот сегмент, на мой взгляд, покажет в этом году рост 15 - 20, а возможно, и 30 процентов. Потому что клиенты сегодня ориентируются на удобные носители, а именно на четкий выбор целевой аудитории.

Артем Тюрин — директор журнала «Татарстан» (с 2008 по 2012 год — директор журнала «Деловой квартал»):

— Роль «Делового квартала» на медиарынке Татарстана без преувеличения можно назвать огромной. Этот журнал задал новые, высокие стандарты деловой прессы в республике. И мне очень жаль, что последние пару лет его так «колбасит». Я бы не стал связывать это со своим уходом, хотя по времени это так совпало… Мне очень странно, что отлично продуманный, хорошо организованный издательский бизнес-проект почему-то терпит неудачи. Мне непонятно, в чем тут причина, я не берусь это комментировать, не зная, какова там ситуация. Я не знаю ни одного человека, который там работал в последние годы. Мне жаль…

На пользу закрытие «Делового квартала» не пойдет никому, конкурентов у него нет. От этого никто не выиграет хотя бы потому, что именно печатных изданий, подобных «Деловому кварталу», у нас в республике нет. А именно в своей печатной версии «Деловой квартал» был интересен.

Юрий Алаев — советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ, член Общественной палаты РТ:

— Я знаю ребят, которые основывали сеть «Деловых кварталов» — я имею в виду екатеринбургскую компанию, и я всегда к ним относился с большим уважением. Очень жаль. Казань — не первый город-миллионник, где они либо сокращают объем, либо приостанавливают выпуск.

Сильные стороны — сетевое издание «Деловой квартал» было построено очень грамотно. Много было статистической, обзорной информации. В разных городах где-то лучше, где-то хуже. Я бы не сказал, что в «Деловом квартале» в Казани было много аналитики, но журнал оперативно выдавал информацию.

Стоит отметить, однако, что в издании была достаточно большая текучесть. И редакторы у нас здесь менялись, и директоры. Но так как у них в Екатеринбурге все было достаточно четко, при смене руководства местного или части коллектива все это не очень сказывалось на качестве конечного продукта. Стандарты в основном соблюдались, а стандарты были хорошие.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор ГК «Нэфис»:

Группа компаний «Нэфис» не размещает, как правило, рекламу в журналах. Приоритетным направлением для размещения рекламы для нас остается ТV, федеральные каналы. Мы специализируемся на двух направлениях производстве бытовой химии (всем известнее бренды AOS, BiMax, Sorti, «Биолан», Love и другие) и производстве масложировой продукции (Mr. Ricco, «Миладора», «Ласка», «Чудесная семечка»). Они доступны и востребованы самым широким кругом потребителей, для которого по-прежнему ТV является главным поставщиком информации, в том числе рекламной.

«Деловому кварталу», равно как и другим СМИ, мы регулярно поставляли информацию о деятельности ГК «Нэфис». Редакция определяла, насколько это может быть интересно читателям. Скажу сразу, мы появлялись там нечасто, видимо, не было большого интереса у издания в последнее время. У журнала вообще многое поменялось. Раньше, когда возглавлял Артем Тюрин и работала очень профессиональная команда, мне лично весьма интересно было читать «Деловой квартал», особенно интервью с директорами крупных компаний.

Тем не менее очень жаль, что это деловое издание закрылось. Вообще, чтобы быть востребованным, деловое издание должно представлять много материалов, включающих мнение независимых экспертов. В то же самое время делать независимую аналитику очень трудно всегда есть риск поссориться с рекламодателями, нынешними и потенциальными. В то же самое время контент журнала обязательно должен содержать материалы о коммерческих предприятиях, размещают они рекламу или нет. Лавирование между Сциллой и Харибдой привело к тому, что в местных журналах пишут зачастую только о тех, кто на соседних страницах располагает свою рекламу. И пишут, естественно, положительно. Но читателя не обманешь.