Фонд «Петербургская политика» и коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» подготовили 15-й выпуск рейтинга политической выживаемости губернаторов РФ, который публикуется с 2007 года. В нем дается оценка вероятности сохранения в должности действующих глав регионов на протяжении ближайшего года по 5-балльной шкале.

Врио президента РТ Рустам Минниханов в новом рейтинге получил максимальные 5 баллов. Его позиции не изменились по сравнению с декабрем 2014 года, когда был опубликован предыдущий рейтинг выживаемости. К сильным сторонам руководства Татарстана эксперты отнесли «контроль над ситуацией в республике и положение одного из «витринных» регионов», к слабым — сложную ситуацию в автопроме (КАМАЗ, напомним, получил федеральную антикризисную поддержку почти на 1 млрд. рублей).

«Ключевыми факторами, влияющими на устойчивость позиций губернатора в прошедшие полгода, были ухудшение экономической конъюнктуры и укрепление влияния силовых структур. В представлении федеральной власти региональные администрации в целом прошли испытание экономическим кризисом, предотвратили серьезное ухудшение социально-экономической ситуации, не допустили обрушения собственных и федеральных рейтингов поддержки, — говорится в исследовании. — В свою очередь, центр не пошел по пути «перевода стрелок» на губернаторский корпус, дистанцирования от региональных элит».

В то же время говорить об укреплении политического веса губернаторов тоже не приходится, констатируют эксперты. Арест губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и уголовные преследования ряда экс-губернаторов (Николай Денин, Василий Юрченко) зафиксировали укрепление претензий силовых структур на контроль над региональными элитами. На ослабление губернаторов может сработать и возросшая публичная активность «Общероссийского народного фронта», мишенью которого не раз становились администрации «системообразующих» регионов (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий округа, Москва, Московская область и др.).

На сегодняшний день среди экспертов популярны две гипотезы относительно кадровой политики в отношении глав регионов. Согласно первой из них губернаторский корпус в целом укомплектован к циклу федеральных выборов, масштабных перестановок уже не будет. Вторая точка зрения исходит из того, что само устройство системы программирует периодические громкие замены.