ОПЕРЕДИВ РОССИЮ И ТАТАРСТАН

Казанское моторостроительное производственное объединение стало в прошлом году одним из тех немногих предприятий, которых кризис обошел стороной. Во всяком случае, согласно опубликованной на днях бухгалтерской отчетности, чистая прибыль ОАО «КМПО» выросла на 12,3% до 546 млн. рублей. Аналогично и выручка компании увеличилась на 13% до 8,86 млрд. рублей. Заметим, оба показателя не только опередили годовую инфляцию, но достигли рекордных значений в новейшей истории предприятия.

Впрочем, если судить по статистике, то ситуация в данном сегменте машиностроения в минувшем году складывалась не так уж и плохо. По данным Росстата, индекс производства по виду деятельности «Производство насосов, компрессоров и гидравлических систем» составил в России 105,8%, а в Татарстане — 112,2%. Но это лишь в очередной раз дает среднюю температуру по больнице, а, как мы помним, у коллег КМПО с «Казанькомпрессормаша» дела шли вовсе не так живо, как хотелось бы. В чем причина «кризисного» успеха предприятия?

ГАЗПРОМОВСКУЮ «ПАУЗУ» ЗАПОЛНИЛ СОЛНЕЧНЫЙ УЗБЕКИСТАН

По словам заместителя генерального директора ОАО «КМПО» по экономике и финансам Владислава Карпова, доходы компании выросли благодаря заказчикам, не связанным с одним из главных его «кормильцев» «Газпромом».

«В первую очередь рост выручки связан с реализацией двух крупных экспортных контрактов на поставку оборудования под ключ для ДКС «Шуртан» и ДКС «Алан» в Республике Узбекистан, предполагающим поставку 5 и 2 ГПА (газоперекачивающий агрегатприм. ред.) соответственно с комплектами общестанционного оборудования. Существенного роста поставок в адрес ОАО «Газпром» не было, отгружено 5 ГПА для КС «Писаревка», — сообщил нашему изданию Карпов.

Получается, что из-за закрытия «Южного потока», точнее, его переориентации на турецкое направление казанцам придется пересмотреть свой портфель заказов? Замгендиректора КМПО уверяет, что ничего подобного не случится. Поскольку сухопутная часть маршрутов «Южного потока» и «Турецкого потока» по российской территории полностью совпадают, никаких изменений производственных планов в части поставок ГПА для этих проектов не произошло. «КМПО обеспечено заказами (срок исполнения — 2015 - 2016 годы) на поставку ГПА для КС «Починки», «Петровск», «Балашов», планируемых к вводу на маршруте сухопутной части экспортного газопровода «Турецкий поток», — уточнил Карпов.

Говоря о дальнейших перспективах, он отметил, что КМПО получило статус поставщика для амбициозного проекта «Сила Сибири». Речь пока идет о производстве агрегатов ГПА-16У для компрессорных станций газопровода «Сковородинская», «Олекминская» и «Зейская», которые казанцы должны поставить в 2015 - 2017 годах. «В настоящее время ОАО «Газпром» проводит работу по подготовке контрактов. Таким образом, подготовка производства и осуществление работ по указанным объектам будут начаты с периода поступления контрактов на КМПО», — пояснил «БИЗНЕС Online» Карпов.

Добавим, что общий объем ввода новых ГПА мощностью 16 МВт для газопроводов Сахалин — Хабаровск — Владивосток, Якутия — Хабаровск — Владивосток («Сила Сибири») и Алтай может составить не менее 200 ГПА за период 2016 - 2020 годов.

ПОСЛЕ РАБОТЫ ВПРОК КМПО «СНЯЛ СЛИВКИ»?

Но вернемся к отчетности моторостроителей. Помимо весьма кстати случившихся узбекских заказов еще одним объяснением роста выручки КМПО может служить длинный производственный цикл. «Он у компании весьма длительный, и возможно, что именно в прошлом году она передала заказчикам большое число единиц оборудования, которое было заказано ранее, и ей произвели окончательные выплаты за него», — заявил нашему изданию аналитик ИХ «Финам» Анатолий Вакуленко.

Действительно, в 2013 году себестоимость продукции объединения выросла на 46% (выручка — на 30%), что косвенно подтверждает факт работы «на будущее». Также в пользу версии «снятия сливок» в прошлом году после усердной работы в ранних периодах говорит и снижение задолженности заказчиков. Дебиторская задолженность сократилась на 2,21 млрд. рублей до 1,37 млрд. рублей — это минимальный уровень за последние 5 лет.

Более того, в прошлом году основные издержки КМПО прибавили в весе только 6%, что позволило нарастить валовую прибыль сразу на 612 млн. рублей до 1,6 млрд. рублей. Как следствие, исторический рекорд, датированный 2012 годом, был побит.

Гигантских коммерческих расходов, как в том же 2012 году при работе с заказами из Узбекистана, компании удалось избежать. Да и темпы роста управленческих расходов (10,9%) не дотянули до динамики выручки. В результате операционная прибыль по итогам года подскочила сразу на 97,5% до 950 млн. рублей.

Добавим, что компания получила на 85,5 млн. рублей больше процентных поступлений, сама же сэкономила на уплате процентов 25,5 млн. рублей. И тому есть веское основание: в прошлом году завод полностью погасил долгосрочные займы на 464 млн. рублей. Напротив, по признанию Карпова, КМПО само «кредитовало» банки. «Предприятие стало сотрудничать сразу с 7 банками-партнерами: Сбербанк, Банк Москвы, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Рост Банк, Татсоцбанк. Свободные денежные средства размещались равномерно во всех банках, предложивших предприятию выгодные условия», — заявил заместитель генерального директора по экономике и финансам.

Что касается долговой нагрузки компании, то большая ее часть традиционно представлена кредиторской задолженностью, то есть обязательствами перед заказчиками и поставщиками. За год «кредиторка» сократилась на 32% до 2,9 млрд. рублей. С одной стороны, это говорит, что КМПО хорошо справляется с взятыми на себя обязательствами, с другой — свидетельствует о снижении объемов авансов, а значит, и заказов на ближайшие периоды.

ПЛОХИЕ ДОЛГИ, ОБЕСЦЕНИВАНИЕ ВЛОЖЕНИЙ И КУРСОВЫЕ ПОТЕРИ

В любой бочке меда найдется своя ложка дегтя. В случае с отчетностью КМПО нельзя не отметить резкое ухудшение баланса прочих статей. В прошлом году по ним компания ушла в минус на 356 млн. рублей против положительного сальдо 128 млн. рублей годом ранее.

Главная причина роста — отчисления в резерв сомнительных долгов в размере 206 млн. рублей (в 2013 году таковых не было). Дополнительно 49,9 млн. рублей было зарезервировано под обесценение финансовых вложений, при том что годом ранее на эти цели было направлено всего 100 тыс. рублей. «В 2014 году создан резерв под обесценение вложений в уставные капиталы в компаниях по причине ухудшения финансовых показателей деятельности данных компаний», — уточнил Карпов.

При этом, по словам Карпова, предприятие работает с долгами в штатном режиме. «По итогам 2014 года был создан резерв сомнительных долгов в сумме 206 миллионов рублей. Однако это не свидетельствует об ухудшении состояния расчетов с дебиторами в 2014 году относительно 2013 года. Основная часть дебиторской задолженности, под которую в связи с нарушением формальных сроков ее погашения, установленных контрактами, был создан резерв сомнительных долгов, погашена уже в первом квартале 2015 года», — уверил нас топ-менеджер КМПО.

Не смогли на заводе избежать и «модной болезни» прошлого года — потерь на курсовых разницах, которые выросли в 7,3 раза до 129,9 млн. рублей. «Отрицательная курсовая разница, отраженная в отчетности, связана преимущественно с особенностями бухгалтерского учета расчетов по валютным контрактам с покупателями продукции предприятия, предусматривающим поэтапную оплату и отгрузку продукции. Исполнение данных контрактов пришлось на второе полугодие 2014 года, когда наблюдалась высокая волатильность на валютном рынке. Доля курсовой разницы по импортным закупкам некзначительная», — сообщил «БИЗНЕС Online» Карпов.

«ТУРЕЦКИЙ ПОТОК» НЕ УВЕЛИЧИТ ОБЪЕМ ЗАКУПОК ПО СРАВНЕНИЮ С «ЮЖНЫМ»

Анатолий Вакуленко — аналитик ИХ «Финам»:

— Резервы плохих долгов начисляются, когда по невозвратной дебиторской задолженности компания уже не надеется получить средства от одного или нескольких из своих контрагентов. В целом в 2014 году ситуация с выплатами как долгов, так и операционных затрат, конечно, ухудшилась на фоне резкого обвала российского рубля и последовавшего за этим роста процентных ставок. Компании, которые были «на грани» по долговой нагрузке, с большой долей вероятности стали не способны своевременно погашать свои обязательства, а контрагентам пришлось формировать резервы по сомнительным долгам. Полагаем, что в 2015 году негативная динамика по резервам в большинстве секторов экономики продолжится.

Подписанные российской и турецкой сторонами соглашения приближают ввод «Турецкого потока» в строй, а определение даты начала поставок газа позволит спланировать ход выполнения оставшихся работ, график их финансирования. Объявленное использование части маршрута «Южного потока», конечно же, оправданно со всех точек зрения. Учитывая, что значительная часть работ уже выполнена, названные сроки реальны, до декабря 2016 года можно достроить газопровод и начать поставлять газ по нему. Так как маршрут «Турецкого потока» по сравнению с «Южным потоком» меняется незначительно, то вряд ли это серьезно изменит параметры проекта и приведет к существенному увеличению объемов закупок оборудования для него, в том числе и ГПА.

==table596==