В середине апреля приставы закрыли казанскую штаб-квартиру компании олигарха Алексея Семина на Сибирском тракте, основным арендатором которой был центр «Мегга Мебель»

ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ СЕМИНСКОЙ «МЕГГИ» ДЕФИЦИТА ПЛОЩАДЕЙ НЕТ

Девятый вал проверок торговых центров после пожара в «Адмирале» в первую очередь накрыл продавцов мебели. В середине апреля приставы закрыли казанскую штаб-квартиру компании олигарха Алексея Семина на Сибирском тракте, основным арендатором которой был центр «Мегга Мебель». Претензии по пожарной безопасности у прокуратуры были также к ТЦ «Мебельград» и Центральному дому недвижимости на площади Вахитова, однако оба специализированных мебельных ТЦ продолжают работу.

Если бы они все же были закрыты, город лишился бы основной части крупного мебельного ретейла, хотя небольших точек осталось бы много. Представитель центра «Мегга Мебель» Наиль Билялов рассказал «БИЗНЕС Online», что, по данным его собственных исследований, «Мегга Мебель» — самый большой мебельный комплекс города с используемой площадью 15 тыс. кв. м, в «Мебельграде» эта цифра — около 11 тыс., в МУМе — около 5 тыс. кв. метров. Еще один крупный игрок — ЦДМ (Центральный дом мебели — прим. ред.). «Остальные примерно в два раза меньше «Мебельграда». В «Савиново», например, площадь — 6 тысяч квадратных метров. Небольших магазинов очень много, но я не рассматриваю их как конкурентов. Сказать, сколько всего площадей в городе занято мебельными магазинами, сложно, но, зная количество магазинов, можно прикинуть с учетом того, что площадь каждого — примерно 100 - 200 квадратных метров», — рассказал он.

Впрочем, наплыва арендаторов из ТЦ «Мегга Мебель» в другие магазины не наблюдается. В основном они рассчитывают на то, что скоро смогут возобновить торговлю. Так поступила, например, казанская мебельная фабрика Roden, которая имела в семинском ТЦ торговую точку. При этом представители фабрики сообщили, что дефицита торговых площадей, специализирующихся на реализации мебели, в Казани нет. Это подтвердили и другие участники рынка, отмечая, что для уменьшающегося потока покупателей вполне достаточно и тех торговых площадей, что еще остаются в наличии.

Наиль Билялов: «Сказать, сколько всего площадей в городе занято мебельными магазинами, сложно, но, зная количество магазинов, можно прикинуть с учетом того, что площадь каждого — примерно 100 - 200 квадратных метров» (фото: mebel-kazan.com)

«Даже если закроются все самые крупные мебельные торговые центры, — говорит директор салона Mobel&Zeit Виктория Веденеева, — дефицита предложения на рынке не будет, потому что есть огромное количество небольших площадок и частных лиц, которые сдают в аренду торговые площади, и они не всегда заполнены. Сейчас очень много площадок пустует, поэтому организации могут занять другие места».

Одним словом, принудительное «удаление» с поля одного из игроков даже пошло на пользу оставшимся. Делить уменьшившийся в кризис «пирог» приходится на меньшее количество частей.

ПОКУПАТЬ МЕБЕЛЬ СТАЛИ МЕНЬШЕ...

Как обстоят дела «на передовой»? Корреспондент «БИЗНЕС Online» посетил один из крупнейших торговых центров, специализирующихся на продаже мебели, — ЦДМ. Первое, что бросается в глаза, — отсутствие покупателей. Конечно, это можно списать на разгар буднего дня, но то, что покупательная активность снизилась примерно на 30%, подтверждает первый же консультант по продаже кухонь Флюза. «Ажиотаж был до Нового года, в декабре. Кому надо было осуществить покупки, сделали это тогда. Сейчас мы ощущаем провал», — сказала она.

По ее словам, изменились и цены — выросли на 30 - 35%. Несмотря на то что мебель ульяновская, все комплектующие: фурнитура, стекло, аксессуары — привозятся из Европы. Именно этот фактор сыграл одну из решающих ролей в ценообразовании. То, что спрос упал, подтверждает «соседка» Флюзы, менеджер казанской фабрики Roden Татьяна, называя цифру провала в продажах в 20%. «Цены повысились уже давно, сразу же после Нового года. Разумеется, сейчас мы стараемся идти на уступки, делаем небольшие скидки, снизили сумму аванса с 10 тысяч до 8 тысяч рублей», — рассказала она.

Как сообщили нашей газете игроки рынка, снижение продаж в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 25 - 30%. «Причина известная — это кризис в России. Спад в продажах связан со спадом спроса. Люди испугались, кто-то придерживает деньги», — говорит Билялов. В ТЦ, по его словам, продается мебель производства разных стран — Малайзии, Китая, России, а также дорогая мебель из Америки. «Цены повысились, скачки доллара и евро сказались. Та мебель, что собирается в России, также подорожала, так как фурнитура зарубежная. Мебель зарубежного производства подорожала в этом году по сравнению с прошлым в полтора раза, а отечественного — от 10 до 20 процентов. Доля отечественных производителей в продаваемой продукции — более 50 процентов», — сказал он.

...А ПРОИЗВОДИТЬ — БОЛЬШЕ

Отечественные производители мебели, и правда, правят сейчас бал. По данным Татарстанстата, в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года отмечен рост производства почти по всем мебельным позициям. Стульев мебельщики республики сделали на 6% больше, столов — на 19%. Выпуск деревянных кроватей вырос и вовсе в 5,4 раза. Импортозаместить не получилось лишь диваны-кровати, производство которых упало на 23%. Очевидно, это связано с существенно подорожавшими раскладывающими механизмами, которые, как правило, поставляются из-за рубежа.

В структуре продаваемой продукции доля отечественных производителей, однозначно, увеличилась (фото: gejzer.ru)

Генеральный директор ООО «Уютный офис» Рустем Гарифов отметил: «В структуре продаваемой продукции доля отечественных производителей, однозначно, увеличилась. Сейчас многие ориентированы на импортозамещение, в том числе и мы». Гендиректор ООО «Уютный офис» подтверждает, что покупательная способность, конечно, снизилась. «Мебель — товар не первой необходимости, если можно не покупать, то покупать не будут. У многих в проектах висит закупка мебели, но до реальных сделок доходит гораздо реже, чем в прошлом году. Стали больше покупать отечественную мебель, а также ту импортную, которая недорогая», — сообщил он.

Впрочем, многие производители мебели не склонны преувеличивать положительный для них эффект кризиса, отмечая, что если покупательский спрос не восстановится, то вскоре рост отечественного производства сменится спадом. Так, владелец казанской фабрики «Лидер» Андрей Архипов заявил нашему изданию: «Мы производим мягкую мебель и поставляем ее по всей России. Конъюнктура такая, что продается только дешевый товар. В производстве много импортной фурнитуры, тканей, поролон тоже импортное сырье. Соответственно, все сильно подорожало, а народ к этому не готов. Это сказалось и на наших доходах, которые сильно упали. Ситуация сейчас бесприбыльная, лишь бы выжить».

Тем не менее пока дорогой импорт уступает отечественной мебели практически по всем направлениям. В том числе и в премиум-сегменте, который не так сильно пострадал от кризиса. Так, например, у компании Mobel&Zeit в Казани три салона, один из них бутикового формата, и, несмотря на экономические события, компания, напротив, расширяется, выпустив новый бренд — Softmann by Mobel&Zeit.

«Мы работаем в luxury-сегменте. Наши клиенты как были богатыми людьми, так ими и остались. В основном по продажам пострадала средняя ценовая категория мебели. Мы наблюдаем частичный спад продаж в первом квартале этого года по сравнению с первым кварталом 2014-го, но не такой катастрофический — подчас в два-три раза, как у среднего сегмента. Сейчас наблюдается даже некий всплеск, — рассказала нашей газете директор салона Mobel&Zeit Виктория Веденеева. — Какие-то клиенты раньше привозили мебель из Италии, но сейчас это стало дороже, они обращаются к нам. У нас достойная мебель, фабрике 25 лет, производство у нас в России. Мы крупнейшая фабрика, производящая мягкую мебель в России (холдинг MZ5 Group)». По ее словам, в начале этого года повысили цены примерно на 30%, но во второй половине апреля, с укреплением курса рубля, даже начали снижение цен.

«Мебель — товар не первой необходимости, если можно не покупать, то покупать не будут. У многих в проектах висит закупка мебели, но до реальных сделок доходит гораздо реже, чем в прошлом году» (фото: mebelgradkazan.ru)

В НЕОПЛАТНОМ ГОСЗАКАЗЕ

Напомним, о том, что рынок мебели переживает не лучшие времена, говорили участники круглого стола «БИЗНЕС Online», организованного при поддержке бизнес-центра «2.18» в Набережных Челнах. Тогда гендиректор ООО «Командор Поволжье» Евгений Севастьянов отметил, что, в отличие от кризиса 2008 года, когда клиенты переходили с дорогой мебели на дешевую, в этом году даже на бюджетную мебель покупателей нет. «Я веду статистику — в среднем сейчас один человек в день заходит в салон, а раньше было порядка пяти-семи потенциальных покупателей. То есть посещаемость упала в пять-семь раз. Люди просто ничего не берут», — так обрисовал он картину.

Сильный удар по покупательной способности нанесла продуктовая инфляция: подорожавшие продовольствие и другие товары первой необходимости превращают покупку мебели в непозволительную роскошь. Примечательно, что мебель оказалась не по карману не только населению, но и госструктурам, ранее не отказывавшим себе в удовольствии приобрести какой-нибудь итальянский гарнитур в рамках госзакупок. Чиновники по-прежнему заказывают мебель, но вот платят за нее теперь неаккуратно. «Даже наш городской бюджет задержал оплату. Мы сделали мебель для Пушкинского лицея. В декабре должны были расплатиться, но до сих пор тянут», — пожаловалась директор ООО «Мириада» Ольга Зарифуллина. Севастьянов с ней согласился, объясняя, что проблема в выполнении госзаказа заключается в том, что производитель должен сначала найти деньги из своего кармана или вложить кредитные средства, поставить товар, а потом после отгрузки проходит еще месяц, прежде чем заказчик рассчитается. Например, по такой схеме работает КАМАЗ — со стопроцентной постоплатой по истечении 30 дней после отгрузки.

На круглом столе было предложено несколько вариантов преодоления кризиса, в том числе весьма для нашей страны экзотических. Например, закладывать в смету при строительстве доступного жилья расходы на мебель, дабы люди вселялись в уже меблированные квартиры. Также прозвучало предложение о снижении производственных и торговых площадей. «Вместо трех салонов мебели, например, будет один — более крупный», — определил приоритеты Севастьянов. Он также не исключил, что придется снижать зарплату, а может, и сокращать рабочий день, а также переходить на четырехдневную рабочую неделю.

Импортозаместить не получилось лишь диваны-кровати, производство которых упало на 23%. Очевидно, это связано с существенно подорожавшими раскладывающими механизмами, которые, как правило, поставляются из-за рубежа (фото: mgrad.ru)

«В 2008 ГОДУ БЫЛО ЛЕГЧЕ»

Казанские производители и продавцы мебели рассказали «БИЗНЕС Online» о том, что рост импортозамещения не означает, что кризис им нипочем.

Андрей Архипов — владелец мебельной фабрики «Лидер» (Казань):

— Ситуация сегодня такова, что у народа хватает денег, только чтобы прокормить себя, поэтому спрос на мебель упал колоссально. Цены по сравнению с прошлым годом выросли на 15 - 20 процентов, а для сохранения рентабельности производства надо, чтобы они выросли на 40 процентов. Если раньше покупали комплекты мебели за 30 - 50 тысяч, то сейчас покупают диваны, например, за 8 - 10 тысяч.

Прогноз таков, что Россия теперь будет жить по своим доходам. Рынок не был готов к таким глобальным скачкам курсов валют. Начиная с февраля продажи с каждым месяцем все ниже и ниже. С кризиса 2008 года у меня значительно уменьшилось количество штатных сотрудников. В 2008 году было легче, сейчас все хуже: конкуренция выше, спрос меньше, платежеспособность населения упала сильнее.

Фарид Сафин — основатель и генеральный директор компании «Ваш Быт» (Казань):

— Ситуация на рынке складывается довольно интересная. Накануне Нового года после резкого роста курсов валют люди бросились снимать свои вклады и вкладывали деньги в мебель, машины, квартиры и так далее. После Нового года, когда ситуация выровнялась, цены установились, люди, понимая, что кризис недалеко, начали тратить рационально и экономно и с осторожностью покупать товары долгосрочного использования.

Объемы торговли мебелью значительно снизились. Еще сказалось и то, что после пожара в «Адмирале» закрыли некоторые торговые центры. Где-то произошел переток клиентов из одних центров в другие. Наша компания тоже делает рокировку. Те магазины, которые имеют слабую отдачу, закрываем. Во все кризисы мы выживали за счет того, что у нас есть собственные торговые площади, мы экономим на арендных платежах. В конце прошлого года открыли в Столбищах оптовый мебельный центр, ведем там сейчас активную продажу мебели. Цены там ниже, люди едут туда. Стараемся балансировать и выжить в непростое время, надеясь, что ситуация стабилизируется.

По сравнению с прошлым годом спрос упал примерно на 30 процентов. Те товары, цены на которые зависели от валюты, конечно, сначала сильно выросли в рублевой цене, но затем пошла корректировка. Местные производители вынуждены сдерживать рост цен, чтобы не останавливать или даже нарастить производство. Мы тоже в последнее время снизили наценки, чтобы не потерять своих покупателей.