ELG_6096.jpg

УДИВИТЬ МОЖЕТ, СКОРЕЕ, ОТСУТСТВИЕ «АВТОРСКОГО» ФЕСТИВАЛЯ

Традиционный оперно-балетный театр сегодня может удивить, скорее всего, как раз отсутствием своего «авторского» фестиваля. Кажется, в России лишь московский Большой сохраняет фестивальный нейтралитет. Впрочем, разве имеется необходимость крупнейшей и знаменитейшей сцене страны популяризировать свое державное искусство? А вот театрам рангом пониже и находящимся на некотором отдалении от столицы такие фестивали необходимы — и для информационного повода, и для возможности встряхнуться самим и встряхнуть публику. В Казани такой счастливый повод есть: из года в год столица Татарстана проводит два полноценных музыкальных фестиваля, посвященных великим землякам — Федору Шаляпину и Рудольфу Нуриеву.

Международный фестиваль классического балета им. Нуриева (28-й по счету) находится на низком старте. Впереди — две насыщенные театральные недели, во время которых взор публики будут услаждать фуэте, большие пируэты, гранд жете и прочие танцевальные премудрости. Казанский фестиваль почти в два раза старше аналогичного балетного торжества в Мариинском театре (тот в нынешнем году был лишь 15-м), а если судить по заявленной программе и приглашенным солистам, то и весьма амбициозный.

Вообще, проводить «именные» фестивали сложно, особенно если им уже не один десяток лет. Успешные театральные менеджеры комплектуют подобные мероприятия по давно наработанной схеме: спектакли классического наследия, приглашенные солисты, локальный эксклюзив и финальный гала-концерт. Гораздо сложнее найти и сформулировать концепцию художественного события, чтобы фестиваль не затерялся на фоне всевозможных «сибирских зим», «приморских весен», «белых ночей» и «золотых осеней».

«НАШ ДОМ — ВАШ ДОМ!»

Казанский фестиваль твердо следует наработанным организаторским методикам. Афиша наполнена проверенной классикой, в которой в свое время блистал сам Нуриев: «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот». От культурно-творческо-дипломатическо-экономических связей театра и его руководства зависит украшение театральной афиши именами статусных звезд. Казанская опера, несомненно, такими связями обладает: фестиваль анонсирует имена премьеров Большого театра (Екатерина Шипулина, Денис Родькин, Кристина Кретова, Геннадий Янин, Андрей Меркурьев), «Ковент-Гарден» (Итсиар Мендисабаль, Нехемия Киш и Мэтью Голдинг), «Нью-Йорк Сити Балет» (Анна-София Шеллер), Мариинского театра (Денис и Анастасия Матвиенко, Ким Кимин). Локальный эксклюзив (он же проходит по категории «современная хореография») представляют сочинения Александра Полубенцева Carmina Burana и Георгия Ковтуна «Золотая Орда». В заключительном гала-концерте (а в Казани их будет даже два!) солисты и премьеры исполнят любимый номер с какой-нибудь привязкой к личности чествуемого персонажа. Если же привязка не находится, достаточно объявить, что фестивальный имярек не чужд был современным исканиям, и исполнить что-нибудь современное.

Carmina Burana

Приглашение артистов других театров, балетных школ и стилей в свои спектакли всегда действует на театральный организм подбадривающе. Эти приглашения необходимы для творческой коррекции и внимательнейшего самоконтроля. Ведь одно дело — давать спектакли в течение года в режиме «текущего репертуара», когда взгляд может чуть замылиться. Другое — когда «свои» спектакли «тестируют» артисты других театров и иных танцевальных принципов. Результат этих «тестов» может быть совершенно непредсказуем: от вежливо-прохладного визита гастролеров с чинным церемониалом приема гостей до жарких объятий, братаний и искреннего «наш дом — ваш дом!». Казанский театр оперы и балета широким жестом гостеприимного хозяина предоставляет гастролерам свои «парадные залы» — «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот» и «Баядерку».

Стержень казанского фестиваля составляет сама личность Рудольфа Нуриева — балетного бунтаря, вечного странника-одиночки, дерзкого и надменного, жесткого и эпатажного, а временами сентиментального. Этот образ прослеживается в компоновке и отборе спектаклей для XXVIII фестиваля. Блестящего танцовщика-виртуоза будут вспоминать в спектаклях классического наследия. Национально-этнографический колорит (а без него никак, сам Нуриев его тоже подчеркивал и отчасти эксплуатировал) запрограммирован в хореоэпосе «Золотая Орда». Ностальгический эмоциональный всплеск, несомненно, ожидает зрителей в последние дни фестиваля — на спектаклях Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Коллектив из Минска привезет две постановки классика советского балетного театра Валентина Елизарьева — «Болеро» (1984) и «Кармен-сюиту» (1974), которые смотреть надо однозначно: мало какой современный оперно-балетный театр постсоветского пространства сохранил такие отменно идейные и идеологические раритеты искусства социалистического реализма в своем репертуаре!

БДИТЕЛЬНОЕ «КАК БЫ ЧЕГО НЕ ВЫШЛО»

Ностальгия по бдительному «как бы чего не вышло» нахлынула, когда мне довелось ознакомиться с «Положением об аккредитации журналистов». В нем особо обговаривается право театральной дирекции отказать в посещении спектаклей, если СМИ распространяет «негативно влияющие на имидж фестиваля» сведения. Автор этих строк многократно посещала самые разнообразные конкурсы и фестивали, и нигде мне не вменялось в обязанности писать о мероприятии исключительно в пафосно-положительном ключе. Вот интересно: если во время спектакля приглашенный солист упадет на сцене или балерина запнется при исполнении 32-го фуэте, они ведь тем самым понизят художественный уровень спектакля, а это тут же «негативно повлияет на имидж фестиваля». И что тогда? Их под белы рученьки выведут со сцены и отправят домой или меня в следующий раз не пустят в театр, если я об этом напишу?

При изучении фестивальной афиши замечаешь, что казанскому форуму не хватает некоторой непредсказуемости и провокационности — чего-чего, а уж этих качеств Рудольфу Нуриеву было не занимать! Ведь именно от нескончаемых и идеологически выдержанных «Лебединых озер», «Баядерок» и «Дон Кихотов» танцовщик и бежал в свое время из Советского Союза.

Ольга Федорченко