Олег Чукальский: «Ведя беседы «обо всем и многом», получаю необходимую информацию, которая мне позволит более точно угадать и создать то, что от меня ждет заказчик»

СТИЛЬ КАЗАНСКИХ МИЛЛИОНЕРОВ

— Олег, ваше имя связано с мероприятием, имеющим довольно недвусмысленное название Millionaire Kazan Style. Что это за действо?

— Это ежегодное торжественное мероприятие, по сути, закрытая тусовка для республиканских миллионеров. Впрочем, выставочная часть ее открыта и проводится в «Корстоне». Предыстория такова: в 2007 году мне поступило предложение возглавить группу по созданию дизайна и декора одного мероприятия. Оно предполагалось как некое подобие известного мероприятия Millionaire Fair, проводимого по всему миру: в Нью-Йорке, Токио, Париже, Москве. Сначала возникла идея организовать в Казани разовую акцию. Все прошло успешно, и было решено сделать данное мероприятие ежегодным. В 2011 и 2012 годах был перерыв, но с 2013-го продолжили проводить мероприятие уже под измененным названием Millionaire Limited Edition.

— Что сейчас в Казани из себя представляет Millionaire Limited Edition?

— Как я уже говорил, это торжественное закрытое мероприятие для бизнес-элиты города, республики, а также для приглашенных гостей из Москвы. Как правило, на нем бывают также и звезды телеэкрана, в Казани в разные годы его вели Алена Свиридова, Игорь Верник, другие известные персоны. С 2007 года я являюсь дизайн-куратором этого мероприятия. Принимаю участие в создании концепции, занимаюсь планировкой, эргономикой, дизайном, декором — то есть тем, что определяет функционал, художественно наполняет пространство и создает настроение всего вечера.

— Как вам вообще работается с VIP'ами? Как сильно отличаются они от обычных клиентов?

— Очень отличаются, это высокоинтеллектуальные в большинстве своем люди, высокоорганизованные, имеющие взгляд и, как правило, сформированный вкус, который определяет их предпочтения. Такие люди четко понимают, что раз они меня нанимают, платят мне определенную сумму, то, соответственно, они мне больше доверяют. И они прекрасно понимают, что я не учу повара печь пироги, финансиста — экономике, а нефтяника — как добывать нефть. Поэтому не учат меня моей профессии, не пытаются указывать, что и как я должен делать. Все просто, каждый выполняет свою работу, для чего он и нужен в этом проекте: заказчик представляет свои пожелания, дизайнер выполняет, заказчик платит.

«Клиентская аудитория настолько расширилась, что лет 6-8 назад о таком никто не мог даже подумать» (на фото: интерьер квартиры)
«Уровень ответственности высок, но это не пугает. Меня иногда даже заводит сложный проект с завышенными требованиями» (На фото: интерьер квартиры)

Такие клиенты платят за то, чтобы минимально беспокоиться о том, как это будет, максимально разгрузить себя. И уровень доверия здесь очень высок. Так же, как и уровень ответственности высок, но это не пугает. Меня иногда даже заводит сложный проект с завышенными требованиями, это как очередной вызов моему мастерству и профессионализму. Поэтому психология таких заказчиков максимально для меня интересна.

КРАЙНЕ «ЭКСПРЕССИВНАЯ» РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

— Насколько в целом широк сегодня у казанских дизайнеров круг клиентов?

— Клиентская аудитория настолько расширилась, что лет 6 - 8 назад о таком никто не мог даже подумать. Или же лет 15 назад, когда дизайн интерьеров в Казани только начинал развиваться и приобретать черты современного состояния. Тогда никто и не думал о том, что вчерашняя студенческая семья, купившая однокомнатную квартиру в 40 - 50 «квадратов», может себе позволить заказать дизайн-проект у дизайнера. Раньше это была прерогатива обеспеченных и, более того, богатых людей.

Сегодня практически каждый может позволить себе нанять дизайнера и воспользоваться его услугами. И это радует, говорит о росте благосостояния общества. Но и не только материальные возможности привлекают людей обращаться к дизайнерам. Те, кто задумал делать ремонт, из телепередач и журналов узнают, что есть масса специфических и важных моментов, которые нужно доверять только профессионалу. Это касается и проектирования, и декора, и всего остального — имею в виду воплощение придуманного дизайна интерьера.

— А сколько в среднем стоят услуги вашей студии?

— Расценки работ нашей студии немного выше среднерыночных цен по городу, по ним мы даже конкурируем с иностранными дизайнерами. Это не говорит о том, что кто-то задирает цены или что у европейцев с их кризисом глобальное понижение расценок. Это лишь подтверждает, что при данном ценообразовании мы опираемся на то же качество идей и воплощения проектов, что и наши зарубежные коллеги. Как-то раз один из клиентов выбирал между нашей фирмой и французской — с одинаковыми прайсами. Однако выбрал нас, не в последнюю очередь потому что мы местные и нам не надо никуда ездить и летать.

«Ресторан «Премьер» в Баскет-Холле оценили на международном конкурсе — он завоевал приз зрительских симпатий»
«Ресторан «Премьер» в «Баскет-холле» оценили на международном конкурсе — он завоевал приз зрительских симпатий»

Цена экспресс-проекта у нас составляет от 850 рублей за квадратный метр разрабатываемой площади. Если же говорить о стандартном дизайн-проекте, то цены здесь варьируются от 1 до 2 тысячи рублей за квадратный метр. Вообще, сегодняшняя ситуация на дизайнерском рынке формирует целый ассортимент предлагаемых комплектов или «пакетов» дизайн-работ: от консультационных дизайнерских услуг, концепт-проектов и экспресс-проектов, до бизнес-проектов, премиум-проектов. Различие в затрачиваемом времени, подобности разработки и качестве подачи — например, детальной проработке визуализации в компьютерной графике.

— Какое среднее время реализации проектов?

— В среднем стандартный дизайн-проект делается полтора-два месяца. Реализация идет от 3 – 4 месяцев до 12 месяцев. Бывают проекты, воплощение которых тянется полтора-два года.

Правда, бывают и крайне «экспрессивные» реализации проектов! Вот у меня пару лет назад был опыт такого «быстрого» воплощения: ночной клуб Top-bar на улице Нариманова, сейчас довольно популярное заведение. Я сделал его за два месяца, это был крайне динамичный по реализации проект. 30 октября ко мне приходит владелец этого заведения и говорит: «Олег, вот тебе договор, к Новому году хотим открыться». Я, конечно, отказываюсь, так как знаю, что за два месяца это невозможно сделать: за ноябрь мы только сделаем проект и к середине декабря приступим к его реализации. А ведь нужно еще разработать и заказать мебель, оборудование, кухню, аудио-, видеотехнику, привезти их. Это нереально! Он говорит: «Реально, если ты сам в это поверишь». Подумал, сопоставив свои временные возможности, что, если правильно организовать производство проектных работ, привлечь дополнительные силы, чтобы не навредить другим текущим проектам, то можно попробовать. Поверил, и через два месяца мы открылись.

МУХА ВСТРЕЧАЕТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

— Сколько вы уже занимаетесь дизайном, возможно, думали об этом с детства?

— В детстве я хотел стать военным. Занимался и в спортивных секциях, посещал специальную секцию при военкомате для подготовки будущих новобранцев, призывников в специальные войска — десантные или спецназ. Будучи учеником старших классов, мог стрелять из разного оружия, пытался овладеть единоборствами. В общем, юношеские мечты, что я буду крутым боевиком. Но параллельно я еще занимался и окончил музыкальную, хореографическую и художественную школы. И в итоге выбрал путь развития более приближенный к искусству, нежели к военному делу.

Я родом из Татарстана, но учился дизайну в Ульяновске. После приезда в Казань устроился простым менеджером по снабжению в строительную компанию «Артель», поскольку там не требовались проектировщики. Потом директор предложил мне заниматься проектированием, стать менеджером по дизайн-проектам. С 1998 года я стал заниматься дизайном интерьеров, собрал коллектив и на базе этой фирмы в 2004 году создал собственную студию, которая по сей день носит название «Студия дизайна Олега Чукальского». Так что дизайном интерьеров занимаюсь более 17 лет.

«Салон красоты «Раксель» очень высоко оценили европейские специалисты»
«Салон красоты «Раксель» очень высоко оценили европейские специалисты»

— Какими своими проектами гордитесь?

— Наша студия выполнила массу успешных проектов, и есть среди них те, где от результата работы я получил наибольшее удовольствие. Например, салон красоты «Раксель», который очень высоко оценили европейские специалисты. Я сделал дизайн-проект и уехал в Париж на дизайнерскую выставку Maison&Objet. Вернувшись, я рассказал заказчикам о впечатлении после выставки, о вдохновении, которое меня посетило, и тех идеях, которые я бы хотел привнести в уже готовый проект. Сказал, что хотел бы переделать проект, и попросил на это месяц. Но сделал его за три недели — так сильно эмоционально-одухотворенное состояние повлияло на скорость творческого процесса. Потом на презентацию приехали французы и сказали, что это настоящий европейский интерьер.

Также один из моих больших первых и до сих пор важнейших проектов — это Maison Grise, неоднократный победитель разных конкурсов и номинаций. Четырехуровневый ресторан-галерея, наполненный технологически сложными решениями, дизайнерскими изысканиями и декоративными решениями, послужил для меня хорошей школой развития творческих способностей и долгое время являлся образцом качественно реализованного дизайн-проекта.

«Один из моих больших первых и до сих пор важнейших проектов — это Maison Grise, неоднократный победитель разных конкурсов и номинаций»
«Один из моих больших первых и до сих пор важнейших проектов — это Maison Grise, неоднократный победитель разных конкурсов и номинаций»

Есть ресторан «Премьер» в «Баскет-холле», который также оценили на международном конкурсе — он завоевал приз зрительских симпатий. Этот проект связан с умением на практике применять психологию: как справиться с иногда неправильными «требованиями» заказчиков, направить их в верное русло развития, дать нужное направление полета творческой фантазии. Еще хочу выделить проект ресторана Chateau на Волкова. При работе над дизайн-проектом этого ресторана мне довелось сотрудничать с заказчиками той категории, когда понимаешь друг друга с полуслова. Настолько серьезное и по-настоящему профессиональное включение в проект со стороны заказчика случается крайне редко. Но в этом ценность и крайнее уважение к такому творческому тандему с моей стороны.

Шоу-рум сети магазинов «Паркет-холл». Это была московская сеть магазинов по продаже паркета, которая хотела выйти на казанский рынок. Его владелец сказал: создай салон лучше, чем любой из наших в Москве. Проект был создан, утвержден и реализован. В итоге мое цветовое решение, выбранное для оформления шоу-рума, послужило толчком для ребрендинга всей сети, существовавшей до этого уже более 10 лет. Из общественных интерьеров так же выделю ночной клуб «Четыре комнаты», признанный лучшим клубом года. Обилие предметов авторского дизайна, декора, игра форм, работа с объемами, технологические приемы позволили сформировать узнаваемый стиль и авторский почерк в создании заведений подобного рода.

Большое внимание уделяю жилым интерьерам, когда максимум внимания уделяется психологии общения с заказчиками. Больший по времени контакт, разносторонние обсуждения, иногда даже вопросы на совсем отвлеченные темы — например, о музыке, книгах, фильмах. Тем самым посредством психологических приемов происходит проникновение в глубины сознания и «выуживание» оттуда тех предпочтений, которые потом определят наполнение их жилья. Это гарантированно приводит к успешному проекту и благодарности заказчиков. Нередко мои заказчики из статуса деловых партнеров переходят в статус друзей и наоборот.

«Немного о стилистике оформления интерьеров «Свита-Холла» — это самый художественный, самый тонкий, самый нежный стиль, который называется Ар-Нуво»
«Немного о стилистике оформления интерьеров «Свита-Холла» — это самый художественный, самый тонкий, самый нежный стиль, который называется ар-нуво»

— Из новых объектов в вашем активе значится «Свита-Холл». Он светлый и производит некоторое впечатление, но пустоват.

— Насчет наполнения — вопрос уже не ко мне. Но я хотел бы выразить благодарность владельцам «Свита-Холла» за то, что меня послушались в процессе воплощения дизайнерских идей. Выполнение моего замысла требовало глобальных средств, но мы все решились на это. После открытия заказчики мне выразили благодарность и заметили, что правильно поступили, доверившись моему дизайнерскому видению, вкусу в выборе стилистики. Так как результат их просто ошеломил — настолько понравился воплощенный проект. Для меня многое значит благодарность и признание от заказчиков!

Немного о стилистике оформления интерьеров «Свита-Холла». Это самый художественный, самый тонкий, самый нежный стиль, который называется ар-нуво. Характерные барельефные линии, изображения и росписи по стенам. Стилизованная лестница с панорамным лифтом обыграна картинами в виде фресок яркого представителя этого направления Альфонса Мухи.

СО СТУДЕНЧЕСТВА Я УВЛЕКАЛСЯ ФИЛОСОФИЕЙ

— Интересно, а чем отличается работа над коммерческими объектами от работы над частным жильем?

— По стоимости работ никак не отличаются, аналогичны, потому что затраты на этом уровне одинаковые. Основное отличие в том, что при работе с общественными интерьерами я беру все в свои руки и диктую клиентам, как надо сделать, чтобы устроить интерьер места, куда будут ходить клиенты. В частном жилье все наоборот, надо из глубин подсознания клиента вытащить то, что он хочет от жилья — здесь никакой диктат уже неприменим.

— Ваш подход к работе чем-то отличается от того, что практикуют коллеги по цеху?

— Не стал бы называть отличием нашей студии от других в городе то, что мы предоставляем полный цикл работ, что у нас высокое качество и грамотность чертежей, любой уровень сложности 3D-визуализации, художественного эскизирования — в каждой профессиональной мастерской или бюро это необходимый набор качеств. Если студии хотят оставаться на плаву, быть востребованными сегодня на рынке дизайнерских услуг, то просто необходимо развиваться, соответствовать новым требованиям, новым запросам клиентов. Говоря же о себе, могу выявить несколько мыслей и моего сегодняшнего направления развития творческого пути.

Во-первых, сейчас я очень сильно ратую за то, чтобы развивать рынок художественной ручной графики, хотя большинство склоняется к компьютерной 3D-визуализации. И все больше внедряю в проекты рисунок, так как он обладает определенным шармом, «живостью» и несет в себе ценность ручного труда. Но пока не многие клиенты воспринимают ее, все еще отдавая предпочтение «дословной» трансляции или фотографической точности в контексте «достоверного 3D-воплощения будущего интерьера».

«Я очень сильно ратую за то, чтобы развивать рынок художественной ручной графики, хотя большинство склоняются к компьютерной 3D-визуализации»
«Я очень сильно ратую за то, чтобы развивать рынок художественной ручной графики, хотя большинство склоняются к компьютерной 3D-визуализации»

Во-вторых, это качество идей. Тривиальность и нетривиальность здесь является определяющим — чертеж может выполнить любой более-менее грамотный чертежник, а вот что чертить или что рисовать — это и есть идеи, за которые платят. И качество моих идей чем-то отличается от других дизайнеров. Но, в принципе, и любой другой дизайнер также своими идеями отличает от меня. Мы все находимся в «рабочем поле творческих изысканий», где идеи «витают в воздухе» и нужно просто «поймать их за хвост». Извиняюсь за частое применение образных выражений, но мне так проще — без подробного расшифровывания давать емкого содержания информацию.

В-третьих, это применение психологии при работе с заказчиками, что всегда является гарантированным успехом и гарантированным взаимопониманием между клиентом и дизайнером. Со студенчества я увлекался философией, что тоже помогает мне в работе.

— Интересно, какие философы повлияли на вас?

— Я увлекался экзистенциальной философией. Сартр, Камю, Кьеркегор,Ницше, Шопенгауэр, Достоевский...

— Как вы используете экзистенциализм в дизайне?

— Конечно, при разработке концепции стараюсь всегда дать полное и логичное пояснение в доступной манере, включая иногда философские смыслы в то или иное решение. Именно экзистенциальную философию не транслирую в своем творчестве — она обладает достаточно негативным и депрессивным содержанием. А в общем представлении философия мне помогает приблизиться к психологии — прикладной философии, на мой взгляд. Я использую психологические приемы и упрощаю себе работу и жизнь своим клиентам. Ведя беседы «обо всем и многом», получаю необходимую информацию, которая мне позволит более точно угадать и создать то, что от меня ждет заказчик.

— Альфонс Муха, Жан-Поль Сартр... Наверняка у вас есть интересные хобби?

— Я очень люблю путешествия, морские круизы. В прошлом году впервые побывал на лайнере в открытом океане, до этого плавал по морям. Это великолепный заряд, подпитка природной энергией, которая затем трансформируется в творчество. Также увлекаюсь спортом.

«При работе над дизайн-проектом ресторана Chateau мне довелось сотрудничать с заказчиками той категории, когда понимаешь друг друга с полуслова»
«При работе над дизайн-проектом ресторана Chateau мне довелось сотрудничать с заказчиками той категории, когда понимаешь друг друга с полуслова»

СООТНОШЕНИЕ КАРТИНКИ И РЕАЛЬНОСТИ

— А кто для вас образцы в дизайнерском искусстве?

— Мой скажем образец для подражания — это наш мастер промышленного дизайна Владимир Пирожков. Известные архитекторы Заха Хадид, Карим Рашид, Джорджио Армани. Все они, кстати, говорят о том, что без дизайна сегодня не делается ни шагу, особенно когда речь идет о его производном — бренде. Для примера, это хорошо видно на гаджетах, когда понимаем, что «начинка» у них совершенно одинаковая, но один предмет с одним дизайном может стоить в разы больше, чем с другим дизайном. И так во всем. Сегодня дизайн занимает важнейшую и главную роль в продвижении товаров и услуг, маркетинге. Я придерживаюсь такого же мнения.

Но кроме того, и сама личность дизайнера также является брендом. Чем громче имя, известней личность дизайнера, тем это больше в последующем принесет успех тому же объекту. Продукт такого дизайнера по определению уже не может быть тривиальным и вызывает повышенный интерес со стороны как заказчиков, так и будущих клиентов-потребителей (или посетителей этого ресторана — в контексте вопроса). Потому что сами разговоры о том, кто создал проект, уже порождают заведомый интерес, притягивают туда все больше и больше людей. Проекты известных архитекторов — все говорят: что же он создал на этот раз, когда это можно будет посмотреть?

Безусловно, и я стараюсь делать так, чтобы меня знали. Создавая рестораны, кафе, клубы, салоны, бутики, я сталкиваюсь с вопросами тех же изданий, которые интересуются, когда будет готов очередной объект, когда его можно будет сфотографировать, опубликовать и так далее. Конечно же, иду на сотрудничество — с удовольствием публикую очередные реализованные проекты. Сегодня я воспринимаю это как данность, не хорошо и не плохо, но повышенный интерес со стороны публики к моим проектам — это огромный плюс для заказчика. Там есть и его интерес в приобретении дополнительной целевой аудитории.

Обилие предметов авторского дизайна, декора, игра форм, работа с объемами, технологические приемы — позволили сформировать узнаваемый стиль и авторский почерк в клубе «Четыре комнаты»
Обилие предметов авторского дизайна, декора, игра форм, работа с объемами, технологические приемы позволили сформировать узнаваемый стиль и авторский почерк в клубе «Четыре комнаты»

— В интервью «БИЗНЕС Online» Сириль ле Гри из французской студии François le Grix Décoration, специализирующейся на создании внутренних интерьеров для представителей мировой элиты, говорил, что одно из основных их отличий в совпадении нарисованного на бумаге и результата в реальности. У вас так же?

— Думаю, что ваш собеседник немного слукавил. Насколько я знаком со стилем работы европейских, а особенно французских дизайнеров, во многих случаях это стиль работы крайне гибкий и поддающийся при малейших пожеланиях со стороны заказчика любой корректировке, трансформации. А уж особенно при работе с представителями мировой элиты. В этом они схожи с итальянскими производителями мебели. А вот немцы, например, крайне последовательны и педантично точны в своих действиях, проектах, их воплощении. Или англичане, традиции и правила для которых превыше всего. Так что если я ошибаюсь и Сириль вас не обманул в том, что он полностью подчиняет себе заказчика в процессе создания проекта и потом во время реализации, то готов ему пожать руку.

У меня всегда бывает по-разному, зависит от заказчика и его возможностей — как ни банально это звучит. Поначалу клиент хочет одно решение, одну «картинку», рассчитывает на определенную сумму, но происходит корректировка, связанная с желаемой экономией, с невозможностью изначально планируемых затрат. Тогда получается корректировка уже созданного и оформленного проекта, которая осуществляется в ходе ведения работ по реализации дизайна интерьера. Конечно, в данном случае нет времени, средств и надобности переделывать и переоформлять альбом. В таком случае конечный вид воплощенного интерьера не совсем совпадает с намеченным видом из дизайн-проекта. Но бывает, что клиент полностью доверяется в реализации и не стеснен в средствах, тогда, конечно, «картинка» совпадает с реальным видом интерьера.

На мой взгляд, это не главное преимущество в творчестве дизайнера. Более важен результат, который будет радовать обоих — и автора проекта, и его заказчика.

Цветовое решение, выбранное для оформления шоу-рума для магазина «Паркет-холл», послужило толчком для ребрендинга всей сети, существовавшей до этого уже более 10 лет
Цветовое решение, выбранное для оформления шоу-рума для магазина «Паркет-холл», послужило толчком для ребрендинга всей сети, существовавшей до этого уже более 10 лет

— Насколько может исказиться замысел, когда чертежи попадают в руки рабочих?

— Чем более квалифицирован специалист той или иной направленности, тем более вероятно, что он будет точным в исполнении замысла дизайнера. Конечно, немало зависит и от подачи чертежей и эскизов самим дизайнером. Бывает такое, что квалифицированные опытные специалисты с инженерным образованием не могут прочитать чертеж некоторых «дизайнеров» и понять, как этот дизайнер «придумал такое сделать».

В условиях работы нашей студии при всей грамотности чертежей, внятности и доступных для восприятия эскизов мы всегда осуществляем авторский надзор за реализацией дизайн-проекта. Думаю, о его преимуществах говорить нет смысла, понятно и так — каждый специалист занимается своим делом. Поэтому малейшее отступление от чертежей, в размерах, изменение содержания черновых или отделочных материалов, нарушение колористического решения, которые рабочие на объектах допускают по разным причинам, тут же выявляются и исправляются. Что очень полезно для финансирующей стороны — минимум затрат на переделки, экономия времени и нервов.

Знаете, заказчики всегда удивляются, когда я с ними только был в салоне, где погружал их в историю искусств, художественно рассказывая о комоде, кресле, любом предмете, его стиле. И буквально через 15 минут мы заезжаем на объект, где я начинаю со строителями разговаривать на немного другом, более понятном им языке. Заказчики всегда спрашивают, как так получается — с настроя на высокое искусство переключаться на инженерно-конструкторский язык. В этом и заключается мастерство и универсальность дизайнера, чтобы с каждым уметь достичь необходимых целей.