ПЕРЕЕЗД В ИННОПОЛИС ПОКА ОТЛОЖИМ

Год назад на IX казанской венчурной ярмарке министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов предложил провести юбилейную ярмарку в Иннополисе, который, дескать, уже будет в достаточной степени готовности. Однако его мечтам не суждено было сбыться, по крайней мере, в 2015-м. Зато в этом году Казань была удостоена права проведения главного отраслевого форума — российской венчурной ярмарки. Правда, приоритет здесь не за казанцами, а за новосибирцами, которым в 2013 году доверили совместить федеральную и сибирскую венчурные ярмарки.

«Совмещенную» ярмарку вчера открывали врио президента РТ Рустам Минниханов, помощник президента РФ Андрей Фурсенко, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, исполнительный директор российской ассоциации венчурного инвестирования Альбина Никконен, генеральный директор ОАО «Российская венчурная компания» Игорь Агамирзян, исполнительный директор ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник, генеральный директор фонда инфраструктурных и образовательных программ Андрей Свинаренко и другие известные представители российского и зарубежных венчурных рынков. По традиции модератором мероприятия выступил хозяин казанской ярмарки — директор государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» Айнур Айдельдинов.

Масштаб юбилейных ярмарок — 1000 участников, 150 действующих инвесторов, 40 передовых российских высокотехнологичных компаний, 30 мероприятий, охватывающих почти весь спектр вопросов привлечения инвестиций в наукоемкие предприятия.

ЛАЗЕРНЫЕ СВЕЧИ ДЛЯ КАМАЗА

После обязательных приветственных слов — осмотр выставки продукции инновационных компаний. На входе гостей встречал робот-экскурсовод. Некоторых смутила тюбетейка на его «голове», но нет, оказалось, что чудо техники родом не из Татарстана, а из Подмосковья. Вскоре робот пал под напором посетителей и завис. Присматривающему за роботом молодому человеку пришлось перезагружать программу, одновременно рассказывая, что в памяти робота имеется более 100 тыс. словоформ, что позволяет ему свободно поддерживать разговор.

Каждому участнику выставки была предоставлена «минута славы» — возможность заинтересовать в проекте Минниханова и Фомичева. О чем с ними говорили участники выставки, понять было трудно из-за общего гула голосов, но к сумевшим заинтересовать высокопоставленных инноваторов потом подходили референты, брали визитки и обещали позднее связаться для более обстоятельного разговора... Внимание посетителей привлекли тарахтящие звуки: ООО «КАИ-Плазма» демонстрировало Минниханову свое изобретение — лазерные свечи, которые при использовании в двигателях с газовым топливом позволяют повысить его КПД на 20%. На прошлой венчурной ярмарке проект получил бронзовую медаль в номинации «Перспективный бизнес», однако бизнесом пока так и не стал. Как пояснил «БИЗНЕС Online» представитель компании, нужен дешевый источник лазера, который должен быть встроен в свечу, а его нет. Российские компании предлагают по техзаданию «КАИ-Плазма» изготовить миниатюрные лазеры, но опытный образец будет стоить порядка 900 тыс. рублей. «Если бы мы заказали миллион лазеров, а российский рынок сбыта лазерных свечей намного шире, то один экземпляр стоил бы считанные рубли, но КАМАЗ не готов финансировать наш НИОКР, ему нужна уже готовая продукция», — сокрушаются в инновационной компании, на своем примере показывая реальное положение дел в инновационной сфере.

РЕСУРС ДЛЯ ЭКСТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ИСЧЕРПАН

Открывая пленарное заседание, Айдельдинов рассказал о ситуации в отрасли. По его словам, российский венчурный рынок до 2013 года развивался самыми быстрыми в мире темпами. В 2010 - 2012 годах объем инвестиций вырос в 10 раз до $1,2 миллиарда. По объему инвестиций Россия вышла на 2-е место в Европе и 5-е в мире. Однако в 2013 году рост прекратился, а в 2014-м произошло настоящее падение. «За 15 лет с момента проведения первой российской венчурной ярмарки была сформирована венчурная отрасль, которая является драйвером роста инновационной экономки в России. Было сделано многое, но достаточно ли это для амбиций России?» — задал тему дискуссии Айдельдинов.

Агамирзян отметил положительную роль охлаждения рынка венчурных инвестиций. «Быстрый рост 2010 - 2012 годов привел к переизбытку предложения капитала и переоценке стартапов», — пояснил он. По словам Агамирзяна, сейчас российский рынок приходит в равновесие, что не позволит надуваться «пузырю», который в будущем грозил бы большими неприятностями. На память приходит поучительная история с «доткомами» — обвал биржи NASDAQ в 2000 году из-за резкого обесценивания акций интернет-компаний, которые до этого несколько лет подряд росли бешеными темпами. По мнению гендиректора РВК, экстенсивное развитие, которое продолжалось в России последние 10 лет, заканчивается — ресурс для этого исчерпан: уже созданы все необходимые инструментарии. «Необходимо пересмотреть направления технологической политики, понять, что эффективно в наших условиях, а что — нет», — предложил он. По мнению Агамирзяна, государственные институты развития не должны конкурировать с частными инвесторами. Их задача — закрывать «рыночные провалы» — те зоны, которые с точки зрения государства важны, но куда по каким-то причинам не идут частные инвесторы. Например, там, где повышен риск или длительный цикл возврата инвестиций.

Фомичев пожаловался на то, что министерству приходится заниматься административно-принудительной деятельностью в отношении крупных государственных компаний. «Мы стараемся сделать так, чтобы эти компании были более инновационными, тем более что большинство этих компаний функционирует фактически в нерыночных условиях, в условиях низкой конкуренции. Некоторые компании представляют фактически целую индустрию, вне конкуренции у них нет экономических стимулов для инвестиционной деятельности». По его мнению, существующие объекты инновационной инфраструктуры не дополняют общий благоприятный инвестиционный климат в России, а компенсируют его несовершенство. «В этом смысле обвинять участников венчурного рынка, нанотехнологические институты, технопарки и так далее в том, что нет конечного эффекта, очень сложно, — считает Фомичев. — Мы прекрасно понимаем, что эффект от инфраструктуры будет длительным — лет через 10 - 15 в лучшем случае». По словам замминистра, сейчас в отрасли обсуждается обновление инновационной стратегии РФ, в рамках которой будут получены ответы на вопрос, как лучше развивать венчурную деятельность.

ЭКСПРОМТ МИННИХАНОВА

Довольно спокойный ход дискуссии нарушил Минниханов, который выразил неудовлетворение темпами развития инновационной экономики: «Надо добавлять обороты. Все вроде бы заинтересованы, а результата, который мы хотим, пока не получается», — сказал он и экспромтом выдал предложение, которое явно понравилось залу. Врио президента РТ предложил на базе существующей в Казани инфраструктуры создать постоянно действующую пилотную венчурную площадку, на которой можно было бы отрабатывать венчурные проекты, проводить форумы, обучение и мастер-классы. «Сегодня на венчурной ярмарке, как и в прошлом году, было представлено 38 проектов. Но этого мало на всю Россию. Таких проектов должно быть намного больше, — отметил Минниханов. — Мы мощная страна с большим потенциалом. Но как этот потенциал собрать, чтобы он работал не в интересах одного университета, не одного города, а в целом для страны?» По мнению врио президента РТ, такая площадка позволит интенсифицировать процесс обмена знаниями и опытом, придав импульс развитию российской инновационной экономики. Он признал, что до конца еще не проработал практическую сторону идеи, в какой форме и как будет организована работа на этой площадке, предложив собравшимся помочь довести ее до ума. «А в целом я считаю, что возможность собраться, пообщаться — это очень важно», — отметил Минниханов.

КАМАЗ НАШЕЛ СПОСОБ ОЖИВИТЬ СПРОС НА СВОЮ ПРОДУКЦИЮ

По завершении пленарной части состоялось подписание ряда соглашений, в том числе о сотрудничестве между ОАО «КАМАЗ», федеральным государственным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Камским инновационным территориально-производственным кластером в сфере коммерциализации инновационных проектов и поддержки доступа высокотехнологичного малого и среднего бизнеса к заказам КАМАЗа, а также договора между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АК БАРС» БАНК о реализации совместной льготной программы кредитования МСБ на приобретение продукции камского автозавода («БИЗНЕС Online» готовит материал о подробностях этого соглашения).

До вечера в «Корстоне» проходили круглые столы и конференции по различным темам развития инновационной экономики. Сегодня XV российская и X казанская венчурные ярмарки завершат работу.