Ильдус Янышев
Ильдус Янышев

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Взаимоотношения бизнеса и власти, на первый взгляд, кажутся любому предпринимателю отношениями одинокой лодки с могучей и бурной стихией океана. Власть ведет себя так же абсолютно непредсказуемо и недоброжелательно. С самого начала становления рыночной экономики в современной России преобладающим фоном были и остаются жалобы со стороны бизнеса на отсутствие должного уровня диалога с властью, слабую поддержку, излишнее администрирование, частую смену правил игры и т. д., и т. п. Соглашусь, что дыма без огня не бывает. Сам в бизнесе с 1989 года и мог бы внести свою лепту в общий хор жалоб на наличие «прохлады» в отношениях власти к бизнесу.

Только наша ассоциация на протяжении всей своей истории предпринимала неоднократные попытки решения проблем взаимоотношений с властями различных уровней, оставаясь при этом, как правило, неудовлетворенной в своих ожиданиях. Хотя следует признать, что уровень постановки проблем развития предпринимательства со стороны ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса из года в год растет. И доказательство тому — материалы проведенной 16 апреля конференции «Взаимодействие бизнес-ассоциации с органами власти: ориентация на результат».

Не хочу сегодня с этих позиций еще раз озвучивать, что «нас не любят», «не слышат», «не хотят помогать». Такой подход мне представляется уже несколько затасканным и бесперспективным. По крайней мере, сегодня я предлагаю взглянуть на проблему с другой стороны: каков, так сказать, «усредненный» или «стандартный» образ предпринимателя в глазах власти и при каких условиях она готова взаимодействовать с бизнесом так, как нам хотелось бы? Позволю себе озвучить некоторые мысли по этому поводу с позиции пятилетнего пребывания «у власти» в качестве депутата Казанской городской Думы, оставаясь при этом еще и предпринимателем. Этот статус, который мне хочется назвать как «свой среди чужих и чужой среди своих», позволяет мне занять некоторую «срединную позицию» и посмотреть на извечную проблему отношений бизнеса и власти как бы со стороны.

МИЛЛИАРД В ПОМОЩЬ

Возьму в помощь цитаты мудрецов. Конфуций сказал: «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Иначе эту мудрую мысль перефразировал идеолог философии «непротивления злу» Махатма Ганди: «Ты должен сам стать теми изменениями, которые хочешь видеть в мире». Итак, предположим, что «мир», т.е. власть, меняться не хочет. А если быть точнее, не хочет любить бизнес (здесь вместо «любить» каждый может поставить свое, наболевшее: «дать землю», «разрешить строительство», «снизить налоги», «дать субсидию», «убрать конкурента в лице федеральной или международной сети», «создать какие-либо иные преференции» и т.д.). Но для того, чтобы добиться той самой «любви», необходимо самому быть интересным и привлекательным.

Переводя эту мысль на язык бизнеса и госуправления, хочу задать вопросы предпринимателям.

  1. Соблюдаете ли Вы и Ваши сотрудники все законы и касающиеся Вашего бизнеса нормативные документы — правила безопасности и благоустройства, нормы трудовых взаимоотношений, экологические стандарты и т. д.?
  2. Платит ли Ваша компания все причитающиеся налоги?
  3. Использовала ли Ваша компания методы недобросовестной конкуренции в том числе при получении выгодных контрактов?
  4. Приносят ли товары и услуги Вашего предприятия реальную позитивную пользу своим потребителям и всей российской экономике? Выдерживает ли Ваш товар конкуренцию по цене и качеству с аналогичными товарами зарубежных и других отечественных производителей?
  5. Почему именно Вам должна быть оказана поддержка, а не кому-то другому? Может быть, там объективно пользы больше?
  6. Готов ли я и Ваша компания системно и длительно сотрудничать с властью и делать это лучше других?
  7. Готовы ли Вы сверх предусмотренных законом налогов быть социально ответственным предпринимателем и взять на себя дополнительные обязательства по улучшению жизни людей и инфраструктуры в городе, в котором оперирует Ваша компания?
  8. И главное, смогли ли Вы свои проблемы, чаяния, предложения, одним словом, все наболевшее донести до общественности и власти или они должны сами об этом узнать безо всяких усилий с Вашей стороны?

Могу предположить, что при положительных ответах на эти вопросы у любой компании шансы получить поддержку от власти становятся существенно выше. Понимаю, что встречу сейчас стену скепсиса и возражений, что так вести бизнес в России невозможно.

Для меня очевидно, что большинство зарубежных и крупных российских компаний, таких как IKEA, МТС, соблюдают все законы, положительно отвечают на все поставленные мною 8 вопросов и взаимно пользуются поддержкой со стороны власти всех уровней (тут можно привести пример их активного участия в социальных проектах города, в том числе 1-миллиардное софинансирование строительства станции метро у ТЦ «МЕГА»).

ВЛАСТЬ НЕ В СОСТОЯНИИ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛЮБУЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ИНИЦИАТИВУ

Есть примеры, когда малые и средние российские компании, демонстрируя свой потенциал и желание реально сотрудничать и приносить пользу обществу, получают от власти реальную поддержку. Городские власти активно поддерживают проекты ресторанной группы «Татинтерс» («Татарская усадьба» и др.), ГК «Ривьера», компании Fix, и каждая сторона получает при этом свои выгоды. Власть не должна и не в состоянии поддерживать любую предпринимательскую инициативу и даже многочисленные предпринимательские объединения. Она обязана лишь создавать, контролировать, сама придерживаться и поддерживать общие правила игры и создавать благоприятный предпринимательский климат. Если говорить о поддержке и особом подходе, то тут я хочу сказать следующее. Власть может и должна поддерживать тех, кто этого реально заслуживает в силу общественной значимости. К другим компаниям, которые ставят целью только получение прибыли для своих владельцев, она и не должна как-то особо тепло относиться. В этих случаях достаточно не мешать.

Поэтому позволю себе сформулировать критерии качественного состояния предпринимателей и их общественных организаций, к которым власть будет присматриваться, сотрудничать и поддерживать в той или иной форме:

— бизнес должен быть легитимным, соблюдать все нормативные требования и платить все налоги;

— компания должна производить общественно значимые товары и услуги — инновационные, импортозамещающие, улучшающие качество жизни населения и конкурентоспособность Татарстана;

— компания должна представить качественное предложение о сотрудничестве или запрашиваемой поддержке; заявки на гранты, соглашения о ГЧП и прочие формы поддержки и сотрудничества пока еще исполняются предпринимательским сообществом не на должном уровне.

В материалах конференции так и было отражено, что «само предпринимательское сообщество не подготовлено и не желает реального сотрудничества с властью». Для поддержки и взаимодействия власти нужна соответствующая «субъектность» со стороны бизнеса. Как и для любого равного и конструктивного взаимодействия, власть любит силу и компетентность. В данное время любая ассоциация предпринимателей не обладает необходимой для равного диалога с властью репрезентативностью от бизнес-сообщества. В той же ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ не более 200 активных членов, при том что в Татарстане зарегистрировано более 140 тыс. субъектов малого предпринимательства. Для выстраивания серьезного диалога с властью представительность должна быть не менее 10%. Если бы общественная организация предпринимателей имела бы хотя бы 1 тыс. активных членов, представляющих все муниципальные образования, с приличным бюджетом и сильным органом управления, то диалог мог бы быть совсем другим. Тогда (возвращаясь к приведенной в начале статьи метафоре о лодочке-бизнесе, бросаемой непредсказуемыми волнами океана-власти) мы бы имели непотопляемый трансатлантический лайнер, с которым бы все считались.

Ильдус Янышев