СПИВАКОВ ПРИГЛАШАЕТ ШАГИМУРАТОВУ

Каждое появление Альбины Шагимуратовой в столице Татарстана — большое событие для меломанов. И, хотя мы привыкли считать одну из лучших сопрано мира солисткой местного оперного театра, а сама певица до недавнего времени во всех немногочисленных интервью подчеркивала свою привязанность к Казани и благодарила директора ТАГТОиБ Рауфаля Мухаметзянова за то, что ее отпускают выступать на лучших площадках мира, дома Шагимуратову случается видеть, а главное — слышать, все реже и реже. Вот и приходится довольствоваться переводом рецензий, как всегда, триумфальных, об очередном покорении артисткой «Метрополитен-опера», тем более что казанский спектакль с ее участием «Лючия де Ламмермур», запланированный на конец апреля, был некоторое время назад отменен. Причем случается такое уже не в первый раз.

Впрочем, на то она и большая оперная звезда. За то время, которое ведущая вчерашнего вечера перечисляла названия театров, солисткой которых является певица из Казани, можно было исполнить целую арию: Большой театр, «Метрополитен-опера», «Ковент Гарден», «Ла Скала», Венская опера... Лучшие из лучших! Откуда только у Шагимуратовой такое количество трудовых книжек? Кстати, мировой статус артистки подчеркнут лишний раз ее строго англоязычным официальным сайтом и аккаунтом в Facebook, где в качестве места жительства обозначена Москва и можно встретить фотографию поздравительного письма от Рустама Минниханова после дебюта в «Ла Скала». Относительно отсутствия русскоязычного сайта Шагимуратовой пеняли на одной из пресс-конференций, вроде бы она обещала этот недостаток исправить, но воз и ныне там, хотя биографию «главного сопрано республики» там можно прочесть на испанском, немецком, французском и итальянском языках.

Так что надо поблагодарить маэстро Владимира Спивакова, поскольку именно благодаря давним творческим связям руководителя Национального филармонического оркестра России с оперной звездой, удается устроить ее сольные выступления в Казани. На этот раз действо происходило в рамках фестиваля «Владимир Спиваков приглашает...», а НФОР радовал публику в столице Татарстана два вечера подряд. В первый день солировал молодой скрипач Сергей Догадин, во второй — Шагимуратова...

СНЕСЕННЫЙ ПЮПИТР И ОТЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ

У служебного входа в ГБКЗ довольно занятно смотрелась группа курильщиков во фраках — оркестранты готовились к концерту по-своему. В фойе было предсказуемо многолюдно. Конечно, такие большие артисты не могли не собрать аншлаг, хотя публику и несколько раздосадовало объявление, что мероприятие пройдет без антракта. Может быть, это было связано с недомоганием худрука НФОР, который накануне по причине нездоровья не пришел на пресс-конференцию и, возможно, желал побыстрее завершить выступление.

Первое появление Спивакова, который привычно сверхартистично вспорхнул на дирижерское место, вызвало такой шквал оваций, что, казалось, можно и не играть, публика уже была в восторге. Но НФОР исполнил увертюру к опере Вольфганга Амадея Моцарта «Милосердие Тита», после чего на сцене в черном платье в пол появилась та, ради которой и собралось большинство зрителей. Во время исполнения ария Аминты из оперы все того же Моцарта «Король-пастух» дирижер Спиваков перевоплотился в скрипача, но оркестр прекрасно справился и без рулевого. Соседи же по партеру восхищенно стали покачивать головами, едва Шагимуратова взяла первые ноты. Так что едва ли не четверть времени всего концерта заняли бурные и продолжительные аплодисменты после каждого номера программы. А «либреттист всея республики» Ренат Харис не выдержал и с молодецкой удалью побежал к сцене с букетами для Спивакова и Шагимуратовой, едва завершилось исполнение арии Аминты.

DSC_2960.jpg

Царственная и величественная певица (как тут не вспомнить партию «Царицы ночи», которая принесла ей первую международную славу?), как только стихала музыка, вдруг превращалась в улыбчивую даму, постоянно показывала большой палец вверх оркестру и его дирижеру, а в один из многочисленных проходов к авансцене нечаянно снесла пюпитр одного из музыкантов, ноты которого разлетелись по полу. Но в общей атмосфере отличного настроения это почти казалось удачной режиссерской находкой. Шагимуратова была накануне и Лючией, и Виолеттой из «Травиаты» — это те коронные партии, в которых певица и занята на лучших площадках мира, подкрепляя свой безупречный вокал созвучным роли эмоциональным накалом. Одним словом, артистка дала накануне в Казани немножко Нью-Йорка, где в главном оперном театре мира «Метрополитен-опера» она недавно пела заглавную партию в «Лючии де Ламмермур» Доницетти.

На бисах нашлось место и исполнению а капелла татарской народной песни, но в конце вечера Спиваков после всех объятий и многочисленных реверансов по отношению друг к другу решил напомнить, что казанский фестиваль носит его имя, и оперная прима скромно в углу сцены слушала знаменитый вальс Арама Хачатуряна к лермонтовскому «Маскараду»...