Чистая прибыль ТАИФ-НК в 2014 году выросла на 11,4% до 10,7 млрд. рублей. Как следует из недавно опубликованной отчетности, компания смогла нажиться за счет валютных операций. При этом отблеск прошлогоднего зарева, которое было видно всему Нижнекамску, можно разглядеть разве что в небольшом снижении глубины переработки. Тем не менее после аварии, вызванной грубыми нарушениями требований промышленной безопасности, большие вопросы вызывает... секвестр расходов по этой статье в 3,5 раза.
ТАИФ-НК в 2014 году переработала 8,4 млн. т нефтегазового сырья (фото: elitat.ru) |
ПЕРЕРАБОТЧИКОВ КРИЗИС ОБОШЕЛ СТОРОНОЙ
Удивительно, но, как следует из отчетности ТАИФ-НК, компания в 2014 году переработала 8,4 млн. т нефтегазового сырья — на 1,6% больше, чем в 2013 году. Правда, если переработка нефти выросла на 254 тыс. т до 7,4 млн. т, то газового конденсата — сократилась на 119 тыс. тонн. Тем не менее средняя загрузка производственных мощностей первичной переработки составила 100,93% — на 1,93 п.п. больше, чем годом ранее. Выжали, что называется, максимум.
Впрочем, подобная картина вообще характерна для прошлогодней благоприятной ситуации в отрасли. Показатели нефтепереработчиков ТАИФа оказались даже чуть слабее, чем в среднем по стране. «Согласно данным Росстата, индекс производства по виду деятельности «Производство нефтепродуктов» в 2014 году составил 105,9% по сравнению с 2013 годом. Увеличились объемы производства основных видов нефтепродуктов. Так, дизельного топлива было произведено на 7,6% больше, чем в 2013 году, моторного топлива — на 33,9%, авиационного керосина — на 7,6%. Лишь автомобильных бензинов было произведено на 1,13% меньше, чем в 2013 году, но это не столь уж значительное снижение, скорее, некая корректировка», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Благодаря удачной конъюнктуре на 3,8% выросла и выручка ТАИФ-НК, которая составила 132 млрд. рублей, что при должном контроле основных издержек позволило компании увеличить на 1,5 млрд. рублей валовую прибыль. Однако практически вся прибавка была съедена растущими коммерческими (транспортировка, хранение, сбыт) и управленческими расходами. В итоге операционная прибыль выросла на символические 1,6%.
Вместе с тем компания заметно улучшила баланс прочих расходов и доходов. Скажем, положительное сальдо прочих статей превысило миллиард рублей, хотя в 2013 году нефтяники потеряли на них 370 млн. рублей. При этом операции с валютой принесли компании почти 1,6 млрд. рублей, а потери на нераскрытых статьях достигли 560 млн. рублей.
Таким образом, можно утверждать: чистая прибыль ТАИФ-НК выросла на 11,4% до 10,7 млрд. рублей в основном благодаря успешным операциям с валютой. Впрочем, несмотря на выгодные валютные курсы, прибыль нефтяников не дотянула даже до показателя 2012 года, не говоря про эталонный 2011 год.
ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ УПАЛА ДО ТРЕХЛЕТНЕГО МИНИМУМА
Пока объемы переработки сырья на ТАИФ-НК росли, ее глубина за минувший год снизилась на 1,1 п.п. до 74,5%. Причем это даже хуже показателя 2012 года, по итогам которого был зафиксирован результат 75%. Как следствие, ТАИФ-НК опустился с 7-го на 8-е место среди российских НПЗ по глубине переработки.
Справедливости ради стоит отметить, что показатель татарстанцев остается выше среднего уровня по России (72,4%). Однако нам по-прежнему далеко до Европы, где в дело идет 85 - 90% сырья, и тем более до США с их заоблачными 95%.
Впрочем, отчетность раскрывает обновленные планы по введению в работу комплекса глубокой переработки тяжелых остатков на базе технологии Veba Combi Cracking. Предполагается, что строительство комплекса позволит увеличить глубину переработки нефти до тех самых «американских» 95%. Для этого компанией были заказаны на Саратовском заводе резервуарных металлоконструкций по два комплекта вертикальных стальных резервуаров объемом 10 тыс. и 20 тыс. кубометров.
Ввод установки КГПТО в эксплуатацию, согласно отчету, намечен на третий квартал 2016 года. Однако будет ли этот срок окончательным? Напомним, изначально запустить комплекс планировалось в нынешнем году, но затем его открытие было перенесено на первый квартал 2016 года.
«Введение этого комплекса, безусловно, необходимо компании и может вывести ее на новый уровень работы. Во-первых, это повысит показатель глубины переработки нефти и ряд других производственных показателей. Во-вторых, это улучшит экологическую обстановку на предприятии и вокруг него. В-третьих, это позволит компании заработать на продукции, которая будет производиться на этом комплексе, что улучшит ее экономические показатели. Так что комплекс нужно как можно быстрее вводить в строй», — сказал нам эксперт «Финам Менеджмент».
К слову, в прошлом году расходы на охрану окружающей среды в ТАИФ-НК выросли в 4,3 раза до 1,57 млрд. рублей. Более миллиарда рублей из этих средств было направлено на охрану и рациональное использование водных ресурсов.
В целом результаты работы ТАИФ-НК оказались гораздо лучше, чем можно было бы ожидать после грандиозного пожара на заводе бензинов в начале марта прошлого года. Напомним, по официальным данным, ущерб составил 500 млн. рублей, а производство бензинов было временно остановлено. Созданная комиссия по расследованию ЧП установила, что основной причиной аварии стало грубое несоблюдение требований промышленной безопасности практически на всех этапах, начиная от ремонтных работ до эксплуатации. На этом фоне довольно странно в отчетности смотрится строка расходов на мероприятия по промышленной безопасности — 120 млн. рублей, то есть в 3,5 раза меньше, чем годом ранее. Под секвестр попали и расходы на охрану труда, финансирование которой было урезано в 1,3 раза до 60 млн. рублей.
==table530==
«НЕКОРРЕКТНО НАПРЯМУЮ СВЯЗЫВАТЬ ЦЕНУ НЕФТИ И ТОПЛИВА»
Эксперт «БИЗНЕС Online» подробно объяснил, почему снижение цен на нефть не принесло значительных барышей ее переработчикам, и рассказал, из-за чего топливо в ближайшие месяцы будет дорожать при любых раскладах на нефтяном рынке.
Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
— Снижение стоимости нефти вряд ли оказало существенную поддержку нефтепереработкам. Затраты на приобретение топлива не являются единственным видом затрат у компаний: к примеру, велика фискальная нагрузка в нефтяной отрасли. Значительную долю расходов составляет и приобретение прочих товаров и услуг для обеспечения деятельности нефтеперерабатывающих предприятий.
Также некорректно напрямую связывать изменение стоимости нефти и стоимости топлива. Доля самой нефти в цене литра бензина или дизельного не настолько велика, гораздо большую долю занимают другие траты. Во-первых, это фискальная нагрузка в виде налогов и акцизов. Во-вторых, это расходы на переработку нефти, превращение ее в топливо. В-третьих, это транспортные расходы на доставку до мест реализации. В-четвертых, это прибыль самих нефтяников, ведь они не могут работать в ноль или себе в убыток. Поэтому если одна из составляющих цены топлива снизилась, в данном случае стоимость барреля, то это не означает, что автоматически снизится стоимость конечного продукта.
Что касается возможных изменений стоимости топлива в ближайшие месяцы, то ждать снижения не стоит, оно и дальше продолжит расти в цене. Во-первых, в силу увеличения спроса. Во-вторых, из-за стабильно высоких инфляционных ожиданий в контексте сложной ситуации на валютном рынке. В-третьих, из-за сложной геополитической обстановки и введенных против России экономических санкций. Кроме того, рост цен возможен из-за изменения налоговой политики государства, роста стоимости товаров и услуг, потребляемых российскими НПЗ.
==table528==
==table529==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.