Александр Ф. Скляр

КАК АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ ПОТЕРЯЛ ДРУГА

Накануне в клубе «Желтая кофта» выступил Александр Ф. Скляр, который на шестом десятке лет неожиданно для всех стал главным возмутителем спокойствия в отечественном роке. Музыкант, до того не замеченный в совсем уж ярких проявлениях политических взглядов, некоторое время назад удивил публику, представив ей композицию «Миллионы» («Когда война на пороге»), посвященную событиям на юго-востоке Украины. Строчка «русские своих не бросают — это закон» врезалась в память многим, сама композиция чуть ли не стала гимном подразделений ополченцев ДНР и ЛНР, реакция рокерской тусовки тоже была вполне предсказуема. К примеру, известный общественный деятель и музыкальный критик Артемий Троицкий, который немало сделал для команды Скляра на рубеже 80 - 90-х, прямо сказал, что за время украинского конфликта, отношение к которому здорово раскололо людей в нашей стране, потерял одного друга. Понятно, что речь шла об артисте, отыгравшем вчера концерт в Казани.

DSC_2732.jpg

Кстати, одной песней основатель и многолетний лидер «Ва-Банка» не ограничился, а абсолютно честно пошел дальше, в компании таких же «определившихся» деятелей культуры, от Захара Прилепина до Ивана Охлобыстина, отправился в Новороссию, где выступил и перед рядовыми зрителями, и перед местными ополченцами. Конечно, такая честная позиция, почти неизбежно влекущая за собой как минимум непонимание со стороны коллег по цеху и значительной части публики, традиционно критически относящейся к любым действиям властей, заслуживает уважения. Хотя речи, которые произносил Скляр в связи с трагическими событиями в соседней стране, все равно выглядели диковинно. Так, в октябре во время поездки в Луганск Александр Феликсович заявил следующее: «Луганск, Донецк определились, они не хотят жить в фашистском мире. Они считают себя частью большого русского мира. И, думаю, на выборах они это будут подтверждать». В общем, на казанском концерте ждали не автора лирических «Эльдорадо» и «Маршрутов московских», а трибуна, который будет жечь политическим глаголом сердца собравшихся зрителей.

БОСЯЦКИЕ ШТАНЫ, ВОПЛОЩАЮЩИЕ ИДЕЮ «РУССКОГО МИРА»

За пять минут до заявленного времени начала концерта в гардеробе неожиданно пусто, так что организаторы даже решили занять почти весь танцпол столами, чтобы хоть как-то скрасить отсутствие публики. Объяснить тот факт, что на звезду отечественного рока пусть и не первого ряда, но полуторного точно, пришли 40 - 50 человек, довольно непросто. Скляр бывает в Казани не так часто, рок-ветераны обычно у нас в почете, да и входной билет стоимостью 800 рублей кажется по нынешним временам верхом демократизма. Так что, рискуя ошибиться, можно предположить, что внятная позиция артиста по ряду вопросов внутри- и внешнеполитической жизни нашей страны заставила его традиционную аудиторию «проголосовать ногами». Хотя, думается, что свои возможные финансовые потери лидер «Ва-Банка» теперь может компенсировать путем участия в разнообразных официозных мероприятиях, отныне он там желанный гость.

DSC_2682.jpg

Сам герой вечера появился на сцене минут через 40 после заявленного времени начала концерта, а его внешний облик вполне себе соответствовал расхожим представлениям о «русском мире» — скромная тишот и абсолютно босяцкие штаны. Начал Скляр с небольшой речи, правда, она была посвящена не судьбе Игоря Гиркина (Стрелкова), а истории приездов артиста в Казань. После чего музыкант еще и ответил на вопрос, который ему любят задавать: а почему последние годы он со своим электрическим составом выступает не как «Ва-Банкъ», а предпочитает собственное имя. Ответ был таков: «Я могу совершенно официально сказать, что мне ничего не стоит назвать то, что вы сейчас видите, «Ва-Банком», потому что люди с гораздо меньшим оригинальным составом продолжают себя называть так, как они называются. Они иногда даже делают так, что группа уже не существует лет 10, а потом придумывается какой-то юбилей, какой-то никому неизвестный концерт, и тут же отмечается 30-летие группы, 40 лет, 50 лет. Обращаю внимание, что группу «Ва-Банкъ» создал я в 1986 году, и к моменту нашего 15-летия от оригинального состава уже не было никого, поэтому я еще протянул 5 лет и решил эту историю закрыть». Вставив, таким образом, пару легких шпилек коллегам, Скляр прямо по ходу вечера все же немного несколько изменил свое отношение к всевозможным юбилеям, несколько раз повторив, что в следующем году «Ва-Банкъ» отметит собственное 30-летие, и пообещав провести юбилейный концерт, в том числе и в Казани.

«СПАСИБО ЗА ЭМБАРГО И ЗА КРЫМ»

Начал не «Ва-Банкъ» со старых отличных хитов вроде «Кухни» или «Провокации», напомнив, что помимо восхищения «русским миром» на старости лет бывший дипломат советского посольства в Северной Корее еще и много лет писал отличные песни. Правда, затем последовало одно музыкально-политическое высказывание, как оказалось, единственное за вечер. Скляр достал «с полки» русский перевод знаменитой песни Леонарда Коэна First We Take Manhattan со строчкой «Мы возьмем Манхэттен, а потом Берлин» и немного переделал текст под актуальный контекст. Хотя вряд ли великий канадец был бы доволен от появления в его песне таких эскапад, как «Плевать нам на «Мистрали», «Спасибо за эмбарго и за Крым», и уже тем более упоминанию «товарища Сталина» явно с героическим пафосом.

DSC_2785.jpg

К теме «крымнаш» больше не возвращались, Скляр и его команда сосредоточились на старых вещах, кроме небольшого блока военных песен. Но сразу после роскошных «За гагарой с черным пером» и «Босиком по Луне», которые входят в число лучших отечественных рок-баллад, «Давай закурим» смотрелись как-то не очень. Все же Александр Феликсович не Клавдия Шульженко. Да и поздравлений с будущим юбилеем Победы, при всей святости этого праздника, было так много, могло даже показаться, что ты находишься на концерте группы «Любэ». Лучше бы Скляр спел Вертинского...

Надо отдать должное музыкантам, они заставили большинство из полусотни зрителей выбраться из-за столов и оторваться от съестно-питейных процедур, под «Эльдорадо» плясали уже почти все. Выйдя на бис, Скляр вдруг вспомнил о той песне, которая поссорила его с частью рок-сообщества. Но как-то очень робко сказал: «Ну если хотите, то можем сыграть эту — «Когда война на пороге». Но это по просьбе играется. Если не хотите, то не будем». Судя по реакции публики, она вполне себе хотела. Но музыканты сыграли энергичный старый шлягер «Черное знамя». После чего главный рокер-патриот страны поблагодарил всех и заметил: «Главное, чтобы не было войны». Хотя в этот момент и возник вопрос: а сочетаются ли между собой идеи пацифизма и собирания большого «русского мира»?