Еще не принятая стратегия «Татарстан-2030» уже изрядно влияет на умы. Воодушевленные прописанными там положениями о взаимодействии органов государственной власти и бизнеса, татарстанские объединения предпринимателей заявили о желании играть более важную роль. Впрочем, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», сами чиновники пока не горят желанием видеть в бизнес-ассоциациях равных себе партнеров.
Хайдар Халиуллин и Рафик Шайхутдинов |
КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА
Рост объемов финансирования программ развития МСП не сопровождается системным вовлечением бизнес-ассоциаций в их реализацию. Никто не проводит независимых оценок эффективности использования бюджетных ресурсов, а решения, которые напрямую касаются предпринимателей, принимаются органами власти без консультаций с ними. Проекты, которые разработаны без участия деловых сообществ, в том числе агропромпарк «Казань» и «Новая Тура», затратны для бюджета и проблемны для бизнеса. Об этом заявили вчера на прошелдшей в Казани конференции «Взаимодействие бизнес-ассоциаций с органами власти: ориентация на результат». Организовали форум ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ, Общественная палата РТ и Академия наук РТ. В конференции участвовали 60 представителей ведущих объединений предпринимателей, а также министерств и ведомств Татарстана.
Конференция стала первой попыткой поднять тему полезности татарстанских предпринимательских сообществ, что можно расценить как выход на новый этап взросления и самоидентификации в системе координат «власть-бизнес». По всей видимости, толчком для этого послужило глубокое разочарование руководства ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ тем, что в феврале в обновленный состав совета директоров агропромпарка не прошли предложенные ей кандидатуры президента ассоциации Хайдара Халиуллина, председателя гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Евгения Иосипова и председателя правления союза хлебопроизводителей РТ Ильдара Никифорова. Поэтому вчера устроители конференции постарались продемонстрировать чиновникам свои возросшие организационные возможности — раздаточные материалы к конференции были весьма подробны, темы выступлений — актуальны, а предложения конкретны и четко сформулированы. Символом качественного обновления ассоциации стали большие песочные часы, которые использовались для отслеживания времени выступлений. Хотя в отведенные регламентом пять минут мало кто смог уложиться, показателен сам факт.
В заслугу организаторам конференции можно также поставить довольно уместное использование модной темы стратегии социально-экономического развития «Татарстан-2030», окончательное обсуждение которой в присутствии татарстанской элиты и ведущих российских экономистов прошло в конце минувшей недели. Обращением к ней организаторам вчерашней конференции удалось актуализировать важную для них тему повышения значимости бизнес-ассоциаций.
Вадим Хоменко |
ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, ЭФФЕКТА МЕНЬШЕ
Научное обоснование проблематики сделал в своем выступлении вице-президент АН РТ Вадим Хоменко, который рассмотрел вопросы оценки и методов повышения эффективности бюджетного финансирования программ развития МСП. Он отметил, что в Татарстане на эти цели в 2014 - 2016 годах выделено 3,8 млрд. рублей, в том числе 1,7 млрд. из бюджета РТ, 2,1 млрд. — средства федерального бюджета. Однако анализ реализации программ показывает странную картину: с каждым годом возрастает размер средств, выделяемых на одну заявку — в среднем с 600 тыс. рублей в 2011 году до 1,2 млн. в 2014-м, а конкуренция падает — количество заявок на одно место сократилось с 2,4 до 1,9. «Это говорит о том, что где-то имеется проблема», — констатировал Хоменко.
«Существующие методики оценки эффективности финансирования программ развития МСП ориентированы на увеличение количественных показателей — объемов финансирования и числа получателей господдержки, — отметил он. — Но качественный результат — воздействие МСП на региональный экономический рост — никто не оценивает». Хоменко привел собственные исследования влияния выделяемых на поддержку МСП средств на конечный результат, за который он принял долю МСП в валовом региональном продукте (ВРП) Татарстана. Согласно его данным, господдержка увеличилась с 1,6 млрд. рублей в 2011 году до 2,8 млрд. в 2014-м. А вот доля МСП в ВРП, наоборот, уменьшилась с 25,3% до 25,2%.
Хоменко предложил постепенно от прямого распределения средств, доказавшего свою неэффективность, переходить на оказание инфраструктурной поддержки тем организациям, которые, в свою очередь, воздействуют на малый бизнес — банки, различные фонды и тому подобные структуры. При этом академик отметил важность осуществления независимой экспертизы эффективности использования бюджетных средств, предложив выделять 1,5 - 2% от стоимости проекта на независимую экспертизу: «Эти средства должны выделяться на грантовой основе. Кроме того, необходимо резервировать часть средств на проведение целевых внеплановых экспертиз, потому что поправки в проекты появляются и по ходу реализации проекта появляются новые инвесторы и так далее». Он предложил разработать и утвердить минэкономики РТ и бизнес-ассоциациями унифицированные методики независимой экспертизы с акцентом на качественные показатели. По словам Хоменко, средства на это есть — в постановлении кабмина РТ №24 от 20.01.2014 «Об утверждении госпрограммы РТ по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014 - 2016 годы» предусмотрено выделение 714 млн. рублей. Сейчас эти деньги идут на финансирование органов госвласти и ЦЭСИ при КМ РТ.
«ХОТИМ ВЫЙТИ НА СИСТЕМНОЕ ПАРТНЕРСТВО»
Вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Рафик Шайхутдинов не скрывал энтузиазма по поводу принятия стратегии «Татарстан-2030». Он отметил, что по направлению «Развитие рынков сбыта, механизмы и институты поддержки предпринимательства» в стратегии предусмотрены проведение на регулярной основе диагностики развития предпринимательства в Татарстане с формированием ежеквартального публичного отчета, обеспечение вовлеченности власти, бизнеса и общества в решение вопросов развития республики, повышение эффективности расходов регионального бюджета и государственное управление. А по направлению «Человеческий капитал» дана задача стимулировать развитие и укрепление сотрудничества в сфере поддержки бизнеса и предпринимательства. «В стратегии «Татарстан-2030» подчеркивается, что институциональная система не может быть жестко вертикальной, она должна становиться «живой» с «преимущественно горизонтальным взаимодействием, что подразумевает высокую степень свободы, прозрачности и гибкости взаимодействия институтов и субъектов», — процитировал Шайхутдинов. — Какие замечательные слова! Это нужно реализовывать немедленно, понемножечку, шаг за шагом, помогая органам власти и бизнес-сообществам вместе расти». В качестве дополнительного довода он привел слова врио президента РТ Рустама Минниханова, который в минувшую субботу призвал всех «поменять мозги».
По словам Шайхутдинова, существующая нормативная база не содержит ограничений для взаимодействия бизнес-ассоциаций с представителями министерств и ведомств, однако пока примеры взаимодействия носят эпизодический и фрагментарный характер, а его результаты не представлены в публичном пространстве. «Попытки наладить системное сотрудничество на основе прозрачных принципов и четких механизмов часто наталкиваются либо на сдержанную реакцию, либо на открытое противодействие со стороны госорганов», — констатировал Шайхутдинов. Он отметил, что из 58 действующих в Татарстане госпрограмм слово «ассоциация» встречается всего в пяти: в двух программах минэкономики РТ и минтруда РТ и в одной — минпромторга РТ. По его словам, чиновники не верят, что ассоциации могут разрабатывать целевые программы, мониторить результаты, анализировать эффективность использования бюджетов, участвовать в реализации проектов по развитию инфраструктуры, реально участвовать в управлении объектами инфраструктуры. «А если же бизнес-ассоциация предлагает реализовывать проекты на условиях софинансирования, то это расценивается, как «хотят заработать деньги» или «просят деньги», — подчеркнул Шайхутдинов.
Он предложил постепенно уходить от реализуемой сейчас модели ограниченного участия бизнес-ассоциаций в работе госорганов в виде работы в советах и комиссиях, проведения совместных конференций и конкурсов: «Мы хотим двигаться к модели более широкого участия, которая предусматривает участие в управлении объектами инфраструктуры, содействие МСП в госзакупках, а также участие в разработке и мониторинге выполнения госпрограмм поддержки МСП. А в более отдаленной перспективе хотим выйти на системное партнерство, в том числе совместную разработку и реализацию инновационных программ и проектов, содействие в развитии ГЧП».
Камияр Байтемиров |
«ГОСУДАРСТВО БЕРЕТ ВСЕ НА СЕБЯ, А КАК ЭТО ИСПОЛНЯЕТСЯ — МЫ ПРЕКРАСНО ЗНАЕМ»
Член совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Фарида Галеева предложила увеличить долю представителей бизнес-ассоциаций и независимых директоров в советах директоров государственных инфраструктурных объектов предпринимательства и даже в качестве эксперимента передать в управление бизнес-ассоциациям несколько проблемных объектов инфраструктуры, отметив, что такое предусмотрено федеральным законом 135-ФЗ. По ее мнению, деловые сообщества могут более эффективно управлять такими объектами, как агропромпарк.
Ее поддержал президент ассоциации фермерских хозяйств и крестьянских подворий Камияр Байтемиров. «Агропромпарк — это была идея нашей ассоциации, мы хотели создать оптово-розничный кооперативный рынок, и мы не успокоимся, я это обещаю представителям исполнительной и законодательной власти...» — начал он. Что он хотел пообещать, так и осталось неизвестным, потому что зорко следящий за регламентом посредством песочных часов заместитель председателя Общественной палаты РТ Мунир Гафиатуллин попросил его перейти к конкретным предложениям. «Мы против переноса в постиндустриальное общество стандартов управления вчерашнего дня, — сказал Байтемиров явно под впечатлением от стратегии «Татарстан-2030». — На примере агропромпарка мы столкнулись с тем, что государство берет все на себя, а как это исполняется — мы прекрасно знаем». Он также предложил выделить село в единый субъект управления для обеспечения его ускоренного развития. Свое предложение он объяснил отсталостью социально-экономического развития сельской местности, плохих условий жизни и труда, малых зарплат и пенсий, меньшими сроками жизни селян.
— Мы привыкли послушно поднимать руку на заседаниях комиссий и общественных советов, — констатировал он. — Нас там мало по сравнению с количеством чиновников. Но так больше не может продолжаться. Нужно на законодательном уровне прописать полномочия общественных организаций в реализации стратегии «Татарстан-2030».
«ВЛАСТЬ УВАЖАЕТ СИЛУ. СТАНЬТЕ СИЛЬНЫМИ, И ТОГДА ВАС БУДУТ ВОСПРИНИМАТЬ КАК ПАРТНЕРА ДЛЯ ДИАЛОГА»
Оппонентом подобных революционных идей на конференции стал генеральный директор ООО «Контр» и депутат Казгордумы Ильдус Янышев. Он привел известное высказывание Конфуция: «Хочешь изменить мир — начни с себя».
По словам Янышева, власть не должна, да и не в состоянии поддерживать любую предпринимательскую инициативу — она лишь должна создавать и поддерживать общие правила игры, создавать благоприятный предпринимательский климат. Поддержку властей нужно заслужить своей общественной значимостью, а к компаниям, которые ставят задачу только заработать деньги для своих владельцев, она не должна тепло относиться — достаточно не мешать.
Он попытался описать облик бизнеса и деловых сообществ, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны властей: «Бизнес должен быть легитимным, соблюдать все нормативные требования, компания должна производить общественно значимые услуги или товар, инновационный, импортозамещающий и улучшающий качество жизни местных жителей. Компания должна предоставлять качественные и обоснованные предложения о сотрудничестве или запрашиваемой поддержке».
По мнению Янышева, в существующем виде татарстанские бизнес-ассоциации неинтересны для властей, поскольку слабы и малочисленны, не представляют интересов основной массы предпринимателей. «Власть уважает силу. Станьте сильными, и тогда вас будут воспринимать как достойного партнера для диалога», — посоветовал он руководителям бизнес-ассоциаций.
Рустем Сибгатуллин (справа) |
КТО ЗА КЕМ ДОЛЖЕН БЕГАТЬ?
Выступление Янышева очень понравилось присутствовавшим на конференции представителям министерств. «Если к нам придут с нормально проработанным предложением, мы никогда никому не откажем. Но зачастую к нам приходит письмо, в котором описывается какая-то «космическая» идея, либо предложение так путанно сформулировано, что нельзя понять, что же имеется в виду», — пожаловался представитель министерства промышленности и торговли РТ.
Зато представители деловых сообществ еле скрывали разочарование. Позднее в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шайхутдинов отметил, что подходы Янышева уже устарели: «В современном мире, когда страны и города конкурируют за инвестиции, именно власти должны быть в первую очередь заинтересованы максимально эффективно и оперативно использовать ресурсы, имеющиеся у бизнес-ассоциаций, как это делается в странах Западной Европы или том же Сингапуре. А пока же у нас получается наоборот: бизнес-ассоциации ходят с протянутой рукой, предлагая себя в помощники. Такой подход радикально противоречит положениям стратегии «Татарстан-2030», и властям постепенно придется научиться использовать возможности бизнес-ассоциаций».
«Мы с вами заодно, мы по одну сторону баррикад, — начал свое выступление первый заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин. — Спасибо, что укоры в адрес властей были корректными. Я согласен, что надо двигаться в вопросах взаимодействия». Сибгатуллин напомнил, что минэкономики РТ активно работает с бизнес-ассоциациями, их члены входят в конкурсные комиссии по распределению грантов, работают в составе наблюдательных советов подведомственных организаций. «Мы совместно с ТПП РТ и ассоциацией предприятий малого и среднего бизнеса сейчас активно прорабатываем вопрос введения налоговых каникул для предпринимателей. Так что нельзя сказать, что нет взаимодействия. Возможно, не хватает публичности такой работы», — сказал он.
После таких примирительных слов участники конференции перешли к обсуждению меморандума, в котором правительству республики предложили активнее привлекать бизнес-сообщества в реализацию всех действующих госпрограмм поддержки МСП с привлечением независимых консалтинговых компаний и экспертов для ежегодной оценки эффективности использования бюджетных средств в этой сфере. Также было предложено увеличить присутствие представителей бизнес-ассоциаций в качестве независимых директоров в советах директоров государственных инфраструктурных объектов.
«ОНИ ДОЛЖНЫ СОЗРЕТЬ»
На последовавшей затем пресс-конференции вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» вызвал жаркие дискуссии среди организаторов конференции. Вопрос был такой: готовы ли органы исполнительной власти пользоваться услугами деловых сообществ по разработке каких-то концепций, мониторинга, управления на платной основе и готовы ли бизнес-ассоциации оказывать такие конкурентоспособные услуги? Начавший первым отвечать на вопрос Сибгатуллин напомнил, что если у министерства возникает необходимость заказывать какие-то платные исследования или другие услуги, то он это делает через конкурсы, согласно федеральному закону 44-ФЗ о контрактной системе. Причем в конкурсе участвуют не ассоциации, а конкретные профильные компании, которые могут выполнить ту или иную услугу. «Я думаю, что бизнес-ассоциации не могут заниматься разработками, исследованиями или управлением госимуществом — они создавались не для этого», — отметил он. На это Шайхутдинов возразил, что существующее законодательство не запрещает бизнес-ассоциациям подключиться к управлению объектами инфраструктуры, причем закон делает им исключение, не требуя проведения конкурса.
— Предложите юридически грамотную форму, не вопрос, мы это рассмотрим, — парировал Сибгатуллин.
— В прошлом году бывший тогда министром экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов предложил нам взять в управление какой-нибудь бизнес-инкубатор. Мы тогда не придали значение его словам.
— Я могу и сейчас их повторить, возьмите бизнес-инкубатор в управление, — тут же ответил первый заместитель министра.
— Лучше агропромпарк — вставила свое слово Галеева.
— И агропромпарк, и бизнес-инкубатор под нашим управлением будут рентабельны, все будет прозрачно, — пообещал Шайхутдинов. — Вы еще не представляете наши возможности, еще не представляете, какую ношу вы бы с себя сбросили.
— А какая от этого польза бизнес-ассоциации? — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online».
— Если ассоциация включается в управление, она будет получать какой-то процент на свое развитие помимо членских взносов. Так работают ассоциации в Германии, Турции...
— То есть ассоциация превращается в управляющую компанию? — с подвохом спросил Гафиатуллин.
— Тогда она превращается в арендодателя, заинтересованного в прибыли. А ассоциация — это некоммерческое партнерство.
— Неправильно! Она будет организовывать конкурс среди управляющих компаний, — пояснила Галеева.
— Демократичность и прогрессивность управления стран в том числе определяется уровнем делегирования полномочий от органов власти общественным организациям, — попытался погасить начавшийся спор Хоменко. — В данном случае речь идет не об управлении конкретным хозяйствующим субъектом, а о выстраивании взаимоотношений. Например, в Великобритании нет закона о регулировании фондового рынка. Правила взаимодействия прописывают сами участники рынка в лице профессиональных ассоциаций. Татарстанские бизнес-ассоциации тоже могут брать на себя управление взаимоотношениями, не превращаясь в прямого управленца имущественного объекта. Ассоциации могут прописывать правила и контролировать их выполнение.
— Что для этого нужно? — спросил корреспондент «БИЗНЕС Online».
— Они должны до этого созреть, — ответил Хоменко.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.