«РУСТАМ НУРГАЛИЕВИЧ МИННИХАНОВ ЗДЕСЬ НЕ ПРОСТО СИДИТ»

Главы регионов России, руководители предприятий ТЭК собрались накануне на коллегию министерства энергетики РФ, чтобы обсудить итоги деятельности отрасли в условиях санкций, снижения цен на топливно-энергетические ресурсы, ограничения финансовых инструментов и выяснить, как жить в этих условиях дальше. От Татарстана в коллегии участвовал врио президента РТ Рустам Минниханов, кроме того, камера (совещание транслировалось в режиме оnline) несколько раз выхватывала в зале лицо главного инженера «Татнефти» Наиля Ибрагимова. Открыл заседание курирующий ТЭК страны вице-премьер Аркадий Дворкович, который перечислил главные достижения отрасли: увеличение добычи нефти до 526 млн. т, серьезные проекты в электроэнергетике, включая строительство генераций на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, развитие энергосистемы Крыма. Напомнил вице-премьер и важные вехи в решении вопросов по диверсификации рынка газа. Более подробно о состоянии дел доложил министр энергетики Александр Новак. В частности, он сообщил, что в отрасли трудятся 3% от всех работающих в стране, но именно они производят более четверти ВВП и приносят в бюджет более половины всех налоговых поступлений.

Стоит отметить пикантную деталь: в ходе коллегии выяснилось, что ее проигнорировали генералы государственных корпораций. «Вынужден отметить отсутствие руководителей крупнейших электросетевых компаний, видимо, им кажется, что не стоит посещать подобные мероприятия, у них все в порядке, — зловеще отметил Дворкович. — Но проблем наиболее много именно в этой отрасли». Но, судя по ремаркам вице-премьера, среди прогульщиков были не только «сетевики». «Отсутствие госкомпаний — это неуважение прежде всего к самим себе и к минэнерго, пусть это остается на их совести, ни у кого, конечно, нет реально уважительных причин на самом деле», — будем надеяться, открывая мысленно кондуит, подытожил Дворкович.

Вице-премьера поддержал и президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф (он выступал как председатель общественного совета минэнерго): «Удивительно, но самые эффективные, частные компании присутствуют, а государственные — отсутствуют. Это еще раз говорит о том, что система управления у нас не очень эффективна». Однако, как выяснилось далее из его выступления, есть в России места, где система управления, наоборот, вполне эффективна: «Мы очень хотим, чтобы министерство финансов и все правительство нас слышали: кто сказал, что для диверсификации экономики нужно сворачивать ТЭК? — удивился нелепости возможной постановки вопроса о целесообразности поддержки энергетической отрасли Греф и привел пример, где она очень удачно вписывается в экономическую модель отдельно взятого региона. — Думаю, Рустам Нургалиевич Минниханов здесь не просто сидит, потому что этот человек инвестировал огромное количество времени, сил, средств в создание нефтегазохимических кластеров в Татарстане. И мы видим, насколько устойчива экономика Татарстана и насколько больше денег, рабочих мест остается в республике благодаря тому, что были вовремя сделаны определенные шаги».

АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ ОТ ГЛАВЫ ТАТАРСТАНА

Врио президента РТ было что сказать участникам коллегии. Он напомнил, что основа экономики республики — нефтяная промышленность: главный игрок — «Татнефть» и 33 малые нефтяные копании, которые в прошлом году добыли 33 млн. 85 тыс. т нефти. «Прошлый год — это максимальный уровень добычи нефти за последние 20 лет, — сообщил Минниханов. — К концу 2014 года все наши нефтяные компании вышли на уровень утилизации попутного нефтяного газа в 95 процентов. Несмотря на высокую геологическую изученность, разведанность территории республики, ежегодно осуществляется расширенное воспроизводство запасов по всем нефтяным компаниям. В частности, по «Татнефти» воспроизводство минерально-сырьевой базы по прошлому году составило 143 процента, по малым нефтяным компаниям — 147 процентов». Но главное, что Татарстан обладает потенциалом для дальнейшего увеличения сырьевой базы по углеводородам: «У нас значительный объем не вовлеченных в разработку месторождений сверхвязкой и сланцевой нефти. При разработке Ашальчинского месторождения сверхвязких нефтей мы вышли на суточный объем добычи 1050 тонн. В этом году планируется добыть 454 тысячи тонн сверхвязких нефтей, а к 2017-му мы должны выйти на объем в 2 миллиона тонн в год». Помимо этого, он сообщил, что в 2014 году на государственный баланс «Татнефти» поставлены 26 млн. т запасов промышленных категорий сланцевой нефти.

Также Минниханов проиллюстрировал тезис Грефа о «создании нефтегазохимических кластеров в Татарстане» — рассказал о том, что происходило в нефтепереработке: «В 2015 году с вводом в эксплуатацию установки замедленного коксования на комплексе «ТАНЕКО» мы планируем прекратить выпуск мазута, и глубина переработки там составит 95 процентов. По ТАИФ-НК: к 2017 году завершаем строительство комплекса глубокой переработки нефти, глубина также составит 95 процентов. В целом к 2020 году планируем выйти на уровень нефтепереработки не менее 21 миллиона тонн в год».

После такого победного выступления главе Татарстана было бы логично выступить в защиту интересов нефтяников и энергетиков республики. И он не преминул это сделать. В первую очередь Минниханов обратил внимание на недостаточный срок действия (до 2022 года) пониженной ставки экспортной пошлины — 10% от базовой ставки для месторождений сверхвязкой нефти. Он акцентировал внимание на том, что «Татнефть» и малые нефтяные компании планируют ускоренное освоение месторождений сверхвязких нефтей: «Поэтому целесообразно внести изменение в законодательство с правом применения данной льготы на 10 лет с начала освоения месторождения. Необходимо создать механизмы развития и поддержки геологоразведочных работ, внедрения новых методов увеличения нефтеотдачи пласта. Мы такие предложения делаем. Результатом станет вовлечение ранее неразрабатываемых нерентабельных месторождений».

Вторая просьба касалась модернизации Казанской ТЭЦ-1 (и за счет этого увеличения мощности в казанском энергорайоне), которую планировалось произвести за счет невостребованного проекта по программе ДПМ на Новоберезниковской ТЭЦ (Пермский край). Минниханов попросил Новака и Дворковича посодействовать в реализации данного проекта... И третье, на чем заострил внимание врио президента РТ, — это федеральное субсидирование региональных программ энергосбережения. Напомним, о том, что федеральное субсидирование в 2015 году свернуто, было сказано в апреле на энергетическом форуме в Казани. В 2013 году РТ получила по этой программе 442 млн. рублей федерального финансирования, в 2012-м — почти 500 млн., в 2011 году — 456,5 миллиона, а в 2014-м — в 1,5 раза меньше, чем годом ранее. На 2015 год, по всей видимости, компенсаций из центра ожидать не приходится. «Программа показала свою высокую эффективность, поэтому мы обращаемся к вам по вопросу возможности субсидирования региональных программ энергосбережения», — обратился к Новаку Минниханов. Министр пообещал, что все вопросы от Минниханова будут отработаны. Что касается субсидий, то Новак «перевел стрелки» на министерство экономики, но все-таки поддержал врио президента РТ: «К сожалению, минэкономики вырезало субсидии в рамках оптимизации бюджета... А это хороший инструмент. Но как только год начали жить без субсидий, все поняли, что они нужны».

ДАЖЕ ПОРУЧЕНИЯ ПУТИНА ВЫПОЛНЯЮТСЯ НЕ ВСЕГДА

Врио презента РТ донес до федералов «боль» региона, уверены эксперты «БИЗНЕС Online», теперь подождем реакции Москвы.

Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ:

— Республика развивается, это требует энергетических мощностей, поэтому неудивительно, что власти Татарстана на всех уровнях стараются донести это до федерального центра. Республика стремится участвовать во всех федеральных программах, которые существуют, это общеизвестно. Так что доносить боль регионов надо — другое дело, что реакция на это бывает не всегда. Даже поручения президента Владимира Путина выполняются не всегда. Что же до конкретных предложений, я бы к этому добавил: восстановить, объединить вместе генерирующие, сбытовые и проводящие компании. И было бы неплохо для производства заморозить тарифы естественных монополий на уровне инфляции, это позволит повысить конкурентоспособность наших промышленных предприятий.

Елена Самохина — руководитель пресс-службы ОАО «Генерирующая компания» :

— Мы действительно давно ведем переговоры о передаче Генерирующей компании невостребованных ДПМ Новоберезниковской ТЭЦ. Пока это еще на уровне переговоров двух компаний, кризисные моменты вносят коррективы в эти планы, в минэнерго документы пока не ушли. Однако договоренностей двух компаний недостаточно — подписывают документы в Москве на уровне председателя правительства. Поэтому, безусловно, информирование руководства страны о необходимости переноса этих мощностей для республики очень важно.

Марат Нуриев — депутат Казгордумы, директор УК «Уютный дом»:

— За счет региональных программ энергосбережения, которые софинансировались федеральным центром, в регионах совершенствовали прежде всего бюджетные учреждения. И эффект от реализации этих программ ощущается в бюджете, поэтому неудивительно, что Рустам Нургалиевич поднимает эти вопросы. Энергосберегающие технологии не из дешевых, в них применяются инновационные материалы, современное оборудование, без денег это сделать невозможно. За счет субсидирования со стороны федерального центра увеличивались объемы применения энергосберегающих технологий, растет экономия ресурсов. В нашей отрасли также расширяется энергосбережение, но мы делаем это за счет наших плановых работ, средств инвесторов, населения, за счет капитального ремонта по закону 185-ФЗ, и управляющие компании бюджетных денег не получают. Но в бюджетной сфере это субсидирование нужно как воздух.