Магазин «М.Видео» на ул. Декабристов, 79 с недавних пор делит свой ангар с продуктовой сетью «Перекресток»

НА РЫНКЕ ГАДЖЕТОВ — ПЕРЕЗАГРУЗКА

На татарстанском рынке бытовой техники и электроники (БТиЭ) кризис разбушевался не на шутку, как, впрочем, и на общероссийском. О сворачивании своей сети объявила компания «Киберри», которая была представлена в том числе и в Казани, еще в феврале закрыл магазины по всей России «Телемакс». Еще раньше — в августе прошлого года — подала на банкротство сеть «Белый ветер цифровой». Наконец, в конце марта стало известно, что поставщики online-продавца гаджетов и бытовой техники Enter требуют взыскать с него 462,5 млн. рублей задолженности.

В чем причина краха многих ретейлеров? Помимо воздействия кризиса, который заставляет покупателей меньше покупать разнообразные гаджеты, у их продавцов есть свои специфические проблемы. «Производители и оптовики полностью закрывают кредитные лимиты и какие-либо отсрочки выплат для небольших торговых компаний. Оптимизировать в таких компаниях уже ничего нельзя — они и так работают в урезанном виде. Продавцы, которые имеют минимальную кредитную нагрузку и способны оперативно ужаться по расходам, смогут остаться на рынке, — говорит коммерческий директор сети DOMO Алексей Ваничков. — В любом случае рынок бытовой техники и электроники уже давно перегрет и перезагрузка ему необходима. Это связано в том числе с использованием серых схем множеством интернет-магазинов, которые, продавая товар ниже цены производителя, не способствуют развитию честной и добросовестной конкуренции».

Восстановление бизнеса ДОМО ожидает в конце третьего - начале четвертого квартала этого года, в том числе и за счет уменьшения количества игроков на рынке

Бизнес всех ретейлеров основан на оптовых закупках товара в кредит. Ставки же по кредитам для продавцов электроники выросли с прошлогодних 13 - 15% до 25% и выше. Небольшие сети, не говоря уже об отдельных магазинах, в том числе и онлайновых, таких ставок попросту не выдерживают — бизнес становится нерентабельным. У сетевиков еще одна проблема: так уж сложилось, что владельцы торговой недвижимости (речь о крупных торговых центрах) выставляют ценники за аренду в долларах, а то и в евро. Объясняют просто: ТЦ строились на заемные средства. Давали же их, как правило, западные банки. У наших просто нет таких денег, поскольку стоимость масштабного ТЦ в одном из крупнейших городов России может доходить до миллиарда долларов. Почти двукратное обесценивание рубля в конце прошлого года привело к соответствующему росту стоимости аренды. В последнее время рубль отыграл часть потерь, но принципиально положение арендаторов это не улучшило.

Ярким примером, казалось бы, выглядит магазин «М.Видео» на ул. Декабристов, 79, который с недавних пор делит свой ангар с продуктовой сетью «Перекресток». Однако у сокращения площадей могут быть и другие резоны. Директор ИА «Инфолайн» Иван Федяков отмечает: «Отказ от крупноформатных магазинов — общая тенденция среди продавцов бытовой техники и электроники. Это началось до кризиса, происходит на фоне достаточно высоких арендных ставок у девелоперов, и из-за того, что потребителю уже не нужен такой большой ассортимент товаров в offline-магазине. Многие могут найти товар на сайте».

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕТЕЙЛ: СИЛЬНЫЕ СЪЕДЯТ СЛАБЫХ

По словам директор филиала «Поволжье» сети «Связной» Александра Воронина, с рынка в этом году продолжат уходить небольшие региональные компании, которые недостаточно внимания уделяют сервису. «Сейчас для успеха в сегменте электроники важно не просто продавать товар по низким ценам, но и предоставлять покупателям высокий уровень сервиса, а также быть мультиканальным игроком. Под мультиканальностью мы понимаем возможность заказать, оплатить и получить товар наиболее удобным для покупателя способом».

Представители федеральных сетей с плохо скрываемой радостью рассказывают о неприятностях конкурентов. В «М.Видео», например, говорят, что кризис всегда приводит к перераспределению долей на рынке. «Мы увидим это и в онлайне, где многие из компаний играли на сером поле или с отрицательной маржой, и в офлайне за счет серых региональных компаний», — говорят представители сети. В том же ключе высказывается и коммерческий директор сети «Юлмарт» Олег Пчельников: «Особенно сильное сокращение произойдет среди online-магазинов, у которых нет собственной логистики. Мы ожидаем, что более половины из них закроются. Произойдет консолидация российского рынка online-торговли».

Особенно сильное сокращение произойдет среди online-магазинов, у которых нет собственной логистики (фото: ulmart-shop.ru)

Применительно к Татарстану и соседним регионам ситуацию подытожил управляющий Поволжским филиалом компании «Евросеть» Валентин Друзяк: «Некоторые игроки уже ушли из Поволжья, а год только начался. К концу 2015 мы не увидим половины существующих пока продавцов электроники».

Во всероссийском масштабе прогнозы также неутешительны. Гендиректор информационно-консалтинговой компании INFOLine Михаил Бурмистров полагает, что в условиях кризиса едва ли не все небольшие региональные ретейлеры могут покинуть рынок. На нем останутся около десятка федеральных и межрегиональных сетей с сильными брендами и сформированной аудиторией. Примечательно, что, несмотря на кризис, тот же «М.Видео», например, собирается и в этом году расширять свою сеть — скромнее, чем в прошлом, но все же на 25 новых магазинов.

ПОКУПАТЕЛЕЙ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают главную причину проблем продавцов электроники — спад покупательской активности. «В январские праздники объем продаж снизился по сравнению с прошлым годом на 25 процентов, в феврале — на 40 процентов, — рассказал Ваничков из ДОМО. — Второй квартал, по нашим прогнозам, покажет минус 50 процентов. Восстановление бизнеса мы ожидаем в конце третьего - начале четвертого квартала, в том числе и за счет уменьшения количества игроков на рынке БТиЭ»,

Получается, что раньше осени оживления рынка ожидать не стоит. Последний раз такой всплеск произошел в декабре прошлого года, когда покупатели, напуганные девальвацией рубля, буквально сметали с полок гаджеты и бытовую технику. Стремление сохранить рублевые сбережения быстро выдохлось. Уже в январе наступило отрезвление. Интернет-поисковик «Яндекс» подсчитал число переходов с сервиса «Яндекс.Маркет» на сайты интернет-магазинов электроники. В январе этого года по сравнению с первым месяцем 2014-го интересоваться покупкой мобильных телефонов интернет-пользователи стали реже на 21%, планшетов — на 44%, ноутбуков — на 42%.

В offline-магазинах наблюдается похожая картина. В компании «Эльдорадо» выделяют два тренда: «Первый — люди стали ходить в магазин за развлечениями, а не за покупками. Кому нужен новый телевизор, когда ближайшие три года можно смотреть старый? У нас покупает только каждый пятый посетитель, — приводит слова Ондржея Фридриха, гендиректора «Эльдорадо», портал retail.ru. — Второй тренд — покупать дешевле стало модно. Люди не ленятся ходить в несколько магазинов, чтобы выбрать низкую цену. А это значит, что в ближайшем будущем продажи дисконта будут расти. Молодые люди перестают быть пафосными, считая, что лучше купить сноуборд, чем автомобиль в кредит».

Другие игроки говорят даже о небольшом всплеске покупательской активности в начале года. В «Юлмарт», например, отмечают, что спад продаж наблюдается только в сегменте компьютерной техники. Покупки же бытовой техники в этой сети в январе выросли на 12%. Впрочем, то были, скорее всего, отголоски декабрьского ажиотажа.

ЦЕНЫ ВЫРАСТУТ ЕЩЕ НА 10 - 20%

Что касается цен, то с начала четвертого квартала 2014 по февраль 2015 года в сегменте бытовой техники и электроники их рост составил 20 - 40%, говорят участники рынка. «Некоторые компании повысили цены на свою продукцию в ноябре-декабре, другие, например, Samsung и Nokia, наоборот, проводили маркетинговые акции в предновогодний период и «держали» цены на некоторые модели гаджетов. В дальнейшем стоимость товаров повысили все присутствующие на российском рынке бренды, — рассказал «БИЗНЕС Online» директор филиала «Связного» Александр Воронин. Поставщики учли колебания курса рубля и после скачка цен в декабре на 20% перезаключили новые контракты, из-за чего в некоторых категориях товар подорожал еще на 10 - 25%, отметили в свою очередь в «М.Видео».

Наибольший рост цен был зафиксирован на товары, производство которых сконцентрировано в Европе и Китае. В сегменте крупно-бытовой техники подорожание составило в среднем 30%, цифровая техника поднялась в цене на 40-50%, цена на мелко-бытовую технику выросла на 40%, рассказал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор компании DОМО. «Рост цен на телевизоры был не так значителен, в среднем 25 процентов, так как сборочные производства Samsung, LG и Philips находится в России. Менее всего подорожание затронуло локальные бренды, у которых уровень локализации наиболее высокий, такие как, например, POZIS и Hauswirt, выросшие в цене в среднем на 13 - 17 процентов», — говорит Ваничков.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники рынка и эксперты соглашаются, что рост цен продолжится. Однако более умеренными темпами. До конца текущего года подорожание не превысит 15 - 20%, считает Ваничков. «В ближайшие 12 месяцев динамика цен будет замедляться, так как рубль начал стремительно укрепляться и перестал выступать в качестве драйвера дальнейшего удорожания импорта, — говорит Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам». — До конца года рост цен на электронику вряд ли превысит 10 - 15 процентов».

Поставки POZIS в «М.Видео» составляют 32 процента, в «Эльдорадо» — 39 процентов (фото: pozis.ru)

ПРОДАЖИ ЗАВОДА ИМ. СЕРГО ВЫРОСЛИ В 1,5 РАЗА

Продавцы отмечают, что к концу первого квартала старые запасы у большинства торговых сетей иссякли. Новые поступления раза в полтора дороже. Однако касается это прежде всего импортной электроники. Кризис, как известно, это не только проблемы, но и возможности. В данном случае шанс на то самое импортозамещение, о котором так любят рассуждать и федеральные, и региональные власти. Делают они для поддержки своего производителя, правда, немного. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: девальвация рубля повысила конкурентоспособность отечественных товаров.

На рынке Татарстана в выигрышном положении оказались, например, Казанский завод газовой аппаратуры, выпускающий бытовые плиты, или Зеленодольский производитель холодильного оборудования. Примечательно, что на фоне падения промпроизводства в целом выпуск отдельных категорий бытовой техники растет. Так, по данным Татарстанстата, в январе-феврале производство в республике машин и оборудования упало на 7,3% по сравнению с теми же месяцами 2014 года. А вот выпуск бытовых холодильников вырос на 3,9%. Похоже, отечественный производитель готов потеснить азиатских и европейских конкурентов хотя бы на рынке крупной бытовой техники.

«Сейчас к нам даже возвращаются партнеры, с которыми мы работали лет 10 назад, и они тогда выбрали китайскую продукцию, — рассказал «БИЗНЕС Online» Радик Хасанов — генеральный директор ОАО «ПО «Завод имени Серго» (POZIS). — Я им всегда говорил, чтобы выбирали отечественное. Возвращаются и говорят, что я был прав. Поставки у нас в «М.Видео» — 32 процента, в «Эльдорадо» — 39 процентов. Зайти в федеральные сети и работать с ними — это индикатор конкурентоспособности продукции». По словам Хасанова, санкции не сильно сказываются на бизнесе: «Недавно проводили переговоры с итальянцами по поставкам компрессоров — компанией Embraco. Несмотря на межкурсовую разницу, они нам дали нормальные условия по покупке компрессоров. Они понимают, что бизнес надо продолжать».

В целом по итогам первого квартала 2015 года рост объемов продаж, по его словам, составил более 50%. «В том числе по результатам прошлого года у нас почти 40 процентов рост объемов на экспорт. Мы могли дать и больший показатель, но из-за недоступности кредитных ресурсов запасов техники у нас не было», — отметил гендиректор POZIS.

В КРИЗИС ПЕРСПЕКТИВНО ПРОИЗВОДИТЬ ПРОСТОЕ И ДЕШЕВОЕ

Смогут ли отечественные производители в полной мере воспользоваться открывшимися возможностями? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал Владислав Иноземцев — научный руководитель центра исследований постиндустриального общества.

— Надо учитывать, что производство крупной бытовой техники (холодильников, кухонных плит, стиральных машин и телевизоров) уже давно локализовано в России. Те западные компании, которые давно пришли на наш рынок и разместили здесь свои производства, однозначно выиграют в нынешней ситуации, нарастив выпуск продукции. Бытовой техники российской сборки с учетом падения объемов импорта появится больше. Это означает, что продукция локализованного производства займет львиную долю рынка. Доля же импорта еще больше сократится. Однако общие объемы продаваемой в России БТиЭ, скорее, уменьшатся. В целом экономическая ситуация в стране продолжает оставаться очень тяжелой.

Несмотря на то, что речь в основном идет о производстве у нас товаров под западными брендами, их производство в России можно считать тем самым импортозамещением, о котором так много сейчас говорят. Российская сборка предполагает и создание рабочих мест для наших граждан, и выплату налогов в бюджет нашей страны.

Правда, перспективным в кризис оказывается производство в России самой простой и дешевой техники. Это предполагает резко снизившуюся покупательную способность наших сограждан. Гораздо менее активно будут покупаться товары премиум-сегмента: дорогие ЖК-телевизоры, суперумная техника.

Основную проблему я вижу в том, что в России, в отличие от большинства стран, которые шли по пути импортозамещения, так и не возникло ничего импортозамещающего в сфере производства компьютеров, смартфонов и оргтехники. Во всем мире именно эти направления производства электроники являются самыми быстрорастущими. У нас же их, можно сказать, нет вообще.