Последние полгода мы развиваем в России новый формат развлечений – квест-проект
«Последние полгода мы развиваем в России новый формат развлечений — квест-проект»

ТЕМНАЯ КОМНАТА ЛУЧШЕ СЕТИ БЫСТРОГО ПИТАНИЯ И МАГАЗИНОВ ОДЕЖДЫ

Лучшая защита от кризиса — это развитие. Рубль лихорадит, рынки размышляют, куда двигаться дальше, а я сижу в Стокгольме и назначаю встречи с потенциальными франчайзи на завтра. Кто-то может сказать, что мы сошли с ума, но мне кажется, что агрессивный рост в таких условиях — самая лучшая тактика выживания.

В своем отчете 2015 года для акционеров фонда Berkshire Hathaway Уоррен Баффет пару страниц посвятил размышлениям о природе финансовых рисков и огорошил читателей противоречивым выводом: «Держать деньги под подушкой — самый рискованный способ вложения. Так вы их наверняка потеряете вследствие инфляции. Гораздо надежнее вкладываться в реальный сектор, строить и развивать бизнесы».

В двух словах про то, чем мы занимаемся, так как вся наша поездка так или иначе будет крутиться вокруг этого бизнеса. Последние полгода мы развиваем в России новый формат развлечений. Команду из 4 человек запирают в комнате на 60 минут. Для того чтобы выбраться из комнаты, нужно решать головоломки, применять некоторую ловкость рук и гибкость ума. Проект мы изначально задумывали как франчайзинговый, и поэтому очень активно искали будущих партнеров, писали объявления об этом.

Вообще сам формат нашего бизнеса подразумевает, что партнерство и взаимодействие между локациями очень выгодно и полезно всем. Только представьте себе — команда, которая только что вышла из твоего квеста, больше никогда к тебе не придет. Задачки решены, атмосфера впитана, эмоции получены. Но глаза-то у них горят. Хочется еще и еще. Тут-то и работают во всю мощь партнерские взаимоотношения, потому что для всех участников сети это драгоценные люди. Они уже знают, что это за процесс, и хотят еще.

Я специально сел как-то анализировать франчайзинговые бизнесы и, ей богу, не смог придумать ничего более подходящего под эту модель. Сети быстрого питания, магазины одежды — никто из них не хочет делиться своими клиентами с другими участниками сети. А у нас сам формат заставляет это делать. Поделись с соседом, и сосед поделится с тобой. Идеальная формула.

В нашем конкретном случае эффект такой синергии вообще можно посчитать в конкретных деньгах. В первые три месяца работы, пока наших локаций в городе было мало, нормальная валовая выручка на локацию получалась в районе 180 - 200 тыс. рублей в месяц. Сейчас, когда сеть уже прилично выросла, мы активно отправляем квестоманов из локации в локацию. Последние три месяца ниже 250 тыс. рублей на точку мы не опускались. Эффект, так сказать, налицо.

В общем, вооруженные такой статистикой и собственной наглостью, мы и отправились искать партнеров в Европе.

ГАЛОПОМ ПО ЕВРОПАМ

Мы пробовали разные способы достучаться до будущих европейских партнеров, но все было зря. А потому решили не откладывать все это в долгий ящик, взяли билет на поезд и поехали прямиком в эту самую Европу. Благо виза действует 3 месяца, можно много с кем увидеться и поговорить. Мы запланировали для посещения 20 столиц, по 3 - 4 встречи за 2 - 3 дня в каждой. Делать дела и смотреть мир — это работа-мечта.

Начало путешествия было запланировано на Хельсинки. Задача у нас сложная — нужно искать партнеров для открытия нового и сложного для понимания бизнеса, а потому на начальном этапе очень важно говорить с потенциальными партнерами на одном языке. Русскоговорящих в Финляндии и странах Восточной Европы очень много. Кто-то учил язык еще в школе, кто-то уехал из России в 90-е годы.

Продвигаясь дальше вглубь Европы, необходимо постепенно переходить на английский язык. В Дании, Швеции и Голландии на нем говорят практически все. В средней части главенствует немецкий. Австрия, Швейцария и Германия занимают прочные позиции в центре континента. Французы, как и итальянцы, влюблены в свои языки по уши и отказываются учить что-то, кроме родных языков.

Итак, план такой — въезжаем через Финляндию. Далее Швеция, Норвегия, Дания. Въезжаем на континент через Гамбург. Далее в Голландию, после в Берлин. Ну и дальше уже, как пойдет.

Я сам большой любитель железных дорог. Авиаперелеты с их стрессами и мучительным ожиданием на стыковках для меня ужасны. А вот поезда — другое дело. В Европе железнодорожное сообщение выстроено отлично. Практически все столицы связаны между собой скоростными линиями, ехать комфортно и интересно.

В крайнем случае, если не получается попасть в расписание, можно взять в аренду автомобиль. Переезд на машине получается чуть дороже, но позволяет задать путешествию свой собственный ритм. Отвязаться от вокзалов, свободнее чувствовать себя с выбором отеля.

В ФИНЛЯНДИИ ДО СИХ ПОР МНОГО РУССКОГО

Итак, 1 марта я на вокзале Хельсинки. Отличный поезд из Питера — вся дорога занимает всего четыре часа. Отель был забронирован и оплачен заранее (про всяческие бронирования, наверное, отдельный пост еще напишу).

Хельсинки оставил впечатление российского города в XXI веке. К примеру, вся часть Казани, построенная напротив Кремля (от издательства до моста «Миллениум»), отлично вписалась бы в местный пейзаж.

Встречи были очень разного качества. Так как мы начинаем с чистого листа, искать потенциальных партнеров приходится в основном через интернет-форумы, сайты для русских эмигрантов и прочее. Получается, что заранее определить готовность собеседника, его возможности, серьезность намерений невозможно. В результате из пяти встреч две получились откровенно проходными, одна — ни так ни сяк, две — продуктивными.

Небольшой лайфхак, который родился экспромтом в первые же дни. Для того чтобы понять, что за человек перед тобой, на вопрос: «Ну где будем разговаривать?» — очень удобно ответить: «Ну раз вы местные — вы решайте». Так получается, что на все разговоры мы назначаем точку встречи «на площади перед вокзалом, около мужиков с шарами» или «там такое здание с часами, рядом памятник на коне», но не назначаем место, где будем разговаривать (это и логично, город-то мы не знаем). В результате за несколько секунд оперативного соображения становится понятно, насколько человек перед тобой способен принимать волевые решения и вообще действовать в стрессовых ситуациях.

В Финляндии, кстати, до сих пор осталось очень много явного присутствия России. Все-таки на протяжении сотен лет страна находилась на острие противостояния России и Швеции, была фактически спорной территорией, начиная от двух главных соборов города и памятников российским императорам на центральных площадях, заканчивая огромным количеством русских вывесок и дублированием всех текстов на русский язык.

Из Хельсинки в Стокгольм ходит очень удобный паром. Вечером тут — утром там. Плывешь себе — смотришь на виды из окна. Все прелести круизной жизни — очень рекомендую.

Стокгольм впечатляет сразу же. Королевский дворец, по-моему, самый большой, что я вообще видел. Атмосферный старый город, парламент, ну и вообще чувствуется, что был у страны период, когда она реально претендовала на мировое господство. В Стокгольме огромное количество интересных, по-настоящему увлекательных музеев. Один только музей Юнибаккен просто обязателен для посещения всеми туристами с детьми (ну или детством в душе).

Скандинавия с точки зрения температур и количества осадков очень близка к России. Та же водяная взвесь в воздухе, частые дожди и низкие температуры. Хельсинки так вообще вылитый Санкт-Петербург. Однако переживается это существенно легче. Во многом большое значение имеют чистота и порядок на улицах. Удивительный факт, но вокзалы всех скандинавских городов — это чистое и опрятное пространство (я всегда относился к вокзалам с предубеждением и считал, что порядок там в принципе невозможно навести).

Чем южнее в Европу, тем больше люди предпочитают парки и скверы, в Скандинавии же основное место для встреч и посиделок — это торговые центры, кафе, рестораны и... библиотеки.

В следующем блоге я опишу специфику переговоров в европейских странах и другие особенности европейского менталитета.

Артем Крамин