«ПЛОЩАДКУ ДЛЯ КАНАТНОЙ ДОРОГИ НАЙДЕМ»

Откровенный разговор бизнеса и власти проходил в IT-парке. Около 150 представителей предпринимательства стремились задать свой вопрос президенту РТ, однако Рустам Минниханов сразу предупредил, что на все ответить за два часа не успеет. В своем вступительном слове он отметил: «У нас на уровне всех властных структур должны быть нацелены, чтобы инвестиционный климат был позитивный и чтобы бизнес был уверен, что вложения не пропадут, а принесут прибыль. Почему про Россию говорят, что мы страна, которая еще не устоялась? Потому что у нас нет среднего класса. У нас должно быть достаточно людей, кто не смотрит на государство и не просит субсидий и льгот, чтобы выйти на рынок, а сам пытается что-то сделать. Конечно, встречаются нарекания, где-то землю не дали, кто-то из людей, связанных с властью, пытается получить часть бизнеса... для этого и нужно встречаться, чтобы решать наболевшие проблемы. Мы график подобных встреч и для министров составим. Мэры городов тоже должны последовать нашему примеру».

Минниханов сам выбирал вопросы, которые хотел бы обсудить. За образец была взята механика ежегодных пресс-конференций Владимира Путина. Предприниматели обозначили свои темы на бумажке или иных подручных средствах и активно привлекали к себе внимание, чтобы президент их заметил. Впрочем, учитывая, что в таком формате беседа проходит впервые, предприниматели по-минимуму использовали выразительные приемы. Никаких ярких плюшевых игрушек, как в Москве, задействовано не было. Возможно, в следующий раз аналогичная встреча будет проходить в прямом смысле слова ярче.

Первым вопросом президент РТ выбрал тему «воздушного метро». Однако оказалось, что речь идет о канатной дороге от «Корстона» до «Казань Арены». А поднял эту тему генеральный директор НПО «Гулливер» Дамир Алтынбаев: «Мы не можем решить вопросы по выделению земель для канатной дороги. Город исторический, мы все понимаем, но это экологически чистый вид транспорта...»

«Мне показывали маршрут трассы. Вопрос: как это вписывается в нашу охранную историческую зону. В принципе, мне эта схема нравится. Тем более если есть частный инвестор, который готов в этот проект вложиться. На самом деле это новая услуга. Проехать на вагончике и посмотреть весь город — это и транспортная доступность, и туристическая привлекательность. Мое понимание: если это не будет нарушать исторический облик, то мы найдем площадку, откуда вагончики будут стартовать с одного берега на другой и обратно. Мы вас услышали», — сообщил глава республики.

«НАДО ПРИВЫКАТЬ ЕЗДИТЬ НА ТАКСИ»

Следующий вопрос был более приближен к проблемам малого и среднего бизнеса. Задавал его индивидуальный предприниматель из Азнакаево: «Два года назад я взял кредит в Татфондбанке под 17,5 процентов на 3 года. Просрочек не было. Недавно в одностороннем порядке банк повысил ставку до 30 процентов, мотивируя кризисом. При этом банк не предоставляет никаких расчетов, на основании чего ставка возросла. Сейчас веду переговоры с банком, он предлагает под залог недвижимости дисконт на 3 - 4 процента. С аналогичной проблемой столкнулись и клиенты «АК БАРС» Банка, при этом это банки с государственным участием. С правовой и юридической точки зрения тут все нормально. Банк в одностороннем порядке может поднимать ставку. Но это выходит за экономические понятия... Бизнес развивать в таких условиях нерентабельно. Может быть, можно как-то решить эту проблему?»

Республиканский бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, в свою очередь, подтвердил, что с такой же сложностью столкнулись предприниматели и в других районах республики. «Мы должны понимать, что банки тоже оказались в сложной ситуации, — пояснил Минниханов. — Они работают с привлеченными деньгами, которые сегодня тоже дорогие. Давайте соберем кредитные договоры по малому и среднему бизнесу, пригласим банки. Возможно, что-то получится сделать через гарантийный фонд... Давайте в течение 15 дней проведем аналитическую работу, потом у меня соберемся и решим, как поступать».

Следующий вопрос был от председателя алкогольной ассоциации Татарстана Анны Галимовой. Она посетовала, что из-за введения платных муниципальных парковок многие кафе, рестораны и магазины могут оказаться на грани банкротства. В условиях кризиса они и так наблюдают снижение покупательской способности, а тут еще и парковаться становится дорого. Галимова предложила сделать бесплатной стоянку в центре по будням с 18 до 23 часов, учитывая, что торговые центры готовы продлить работу еще на час. А также сделать бесплатной стоянку в выходные.

«Если бесплатно — это опять начнется бардак. Возможна дифференциация тарифа. Надо подумать. В ночное время структура движения, действительно, меняется. Мы услышали вас. Но мы должны привыкать пользоваться такси. В Сингапуре даже не задумываешься о том, что у тебя есть машина. Мы должны дать приоритет для общественного транспорта. Ведь мы договорились, что вырученные от парковки деньги будем тратить на его развитие. Автобусы должны быть комфортными, такси — доступными. Надо структурировать город, разделить его на точки притяжения, чтобы не все в центр ехали. Но этим надо заниматься не в один день. Все за и против мы взвесим и придем к какому-то решению», — ответил Минниханов.

ИЗ ОХРАННИКА В ФЕРМЕРЫ

Целая серия вопросов касалась фермерства, а точнее, реализации сельскохозяйственной продукции. Сначала одна дама поинтересовалась, как власть может помочь попасть производителям в крупные торговые сети. «С торговыми сетями по ценам вы конкурировать не сможете, объемы не те. Но по качеству вы-то лучше. Агропромпарк — идея интересная в этом отношении, где мы даем возможность сельхозпроизводителям продавать то, что они вырастили. Самим, без помощи перекупов», — таков был ответ президента.

Затем выяснилось, что фермеров не устраивает ситуация, которая сложилась с арендой торговых мест. Слишком дорого. «Там неоднозначная ситуация, надо быть объективным, — согласился президент. — Агропромпарк построен для наших сельхозпроизводителей. Я от своих слов не уходил. Правда, пришлось поменять структуру управления, потому что менеджмент, который пришел, привлек туда сторонние компании. Конечно, на этой площадке денег заработать можно много, но агропромпарк прежде всего для татарстанских фермеров».

«Мы хотим донести наше предложение по организации оптово-розничной торговли для нового руководства на ближайшем совете директоров, — встав с места, выпалил Камияр Байтимиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ. — Хотелось, чтобы эти предложения были поддержаны». Минниханов: «Вы вынесите на согласование предложения с соответствующими министерствами и руководством агропромпарка. Если разногласия останутся, приходите ко мне. Я подскажу, как правильно поступать. В сторону предпринимателей, конечно».

Затем президент дал возможность задать вопрос депутату Казгордумы Ильдусу Янышеву, который представился фермером. Минниханов оживился.

У тебя же вроде охранный бизнес был?

— Ну вот, теперь фермером стал.

— Это тоже хорошее качество бизнеса, когда охранник становится фермером. Марат Яшарович тоже когда-то был журналистом, а сейчас молоко делает, — пошутил президент, намекая на то, что Марат Муратов когда-то возглавлял «Татмедиа», а теперь является гендиректором УК «Просто молоко».

Озабоченность Янышева заключалась в том, что с улиц Казани пропали автолавки, в которых можно раньше было купить сельскохозяйственную продукцию, что мы пошли по западному пути, а нужно смотреть в сторону Китая, где уличная торговля процветает. Представитель муниципалитета рассказал, что в Казани работает 8 площадок, на которых фермеры могут торговать своим товаром. Однако Янышев отметил, что это должен быть не только ярмарочный формат по выходным, торговля должна вестись допоздна и всю неделю. При этом у предпринимателя должна быть возможность передвигаться с одной точки на другую с подобной автолавкой.

«Что такое уличная торговля? — вступил в дискуссию президент. — С одной стороны, потребителю хорошо, но проследить за качеством продукции очень сложно. Ну и условия труда тоже оставляют желать лучшего. У нас три-четыре месяца в году только теплых. Для меня это вопрос новый, но можно над ним поработать. Если есть такая схема, которая удовлетворяет санитарные нормы и нормы безопасности, то почему бы и нет? Но так, чтобы взял автолавку и приехал, куда захотел, — это неправильно. Все равно должны быть определенные площадки. Мы готовы эти площадки создать, пусть они работают».

О том, какие еще вопросы задавали Минниханову и какие прогнозы делает президент об экономической ситуации в республике — читайте во второй части репортажа откровенного разговора бизнеса и власти, которую готовит «БИЗНЕС Onlnie».