«Никогда не буду призывать людей пить алкоголь, но если человек этого хочет, то лучше, если это будет продукция производителя, которому он доверяет», — считает новый гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, зачем привлек в свою команду совладельца кондитерской империи «Акульчев», когда откроется новый спиртзавод в Усадах, в создание которого инвестировано 2,5 млрд. рублей, и почему флагманский «Арыш Мае» надо включить в туристические маршруты.
В январе этого года у руля компании встал Ирек Миннахметов — шеф «Татмедиа», который два года назад работал коммерческим директором «Татспиртпрома» |
ОБНОВЛЕНИЕ: ПРОВЕРЕННЫЕ КАДРЫ И СТРАТЕГ ИЗ МОСКВЫ
— Ирек Заудатович, новый руководитель, как правило, приводит с собой и новую команду. Насколько можно понять, «Татспиртпром» не стал исключением...
— Да, новые назначения уже состоялись. Первым заместителем назначен Ринэль Нуретдинов, ранее работавший заместителем генерального директора по коммерческим вопросам. Для развития продаж пригласили партнера Сергея Акульчева — Ришата Шайхулова (владеет 20% кондитерской ООО «Акульчев» — прим. авт.), он без долгих уговоров согласился возглавить торговый дом «Татспиртпрома» «Алкоторг» (с 2010 года им руководила Фирдавес Кашина — прим. авт.), а это 365 человек, и дистрибуцию в целом. Подчеркну: «Торговый дом Акульчев» — компания российского масштаба, в которой знают, как входить в сети. Упреждая ваш вопрос, отмечу: для того чтобы руководить продажами в «Татспиртпроме», вовсе не обязательно быть специалистом в водочном производстве — важно профессионально знать законы рынка. Наша команда возлагает на Ришата большие надежды. Еще одно очень весомое приобретение: заместителем по стратегии приглашен московский специалист Александр Астахов, за плечами которого многолетний опыт работы в алкогольных компаниях: это Черниговский завод алкогольной продукции, дмитровский завод «ОСТ-Алко», «Настоящая алкогольная компания», «Органик Водка Групп», где он занимался работой по созданию, выводу на рынок и продвижению новых торговых марок. Александр будет помогать нам в определении направления развития, организации бизнес-процессов и в построении коммуникации с товаропроводящими звеньями.
Помимо этого, в компании введена новая должность — заместитель генерального директора по планированию и производству. На нее я пригласил Ришата Хасанова — человека, который по жизни идет со мной. В свое время мы вместе работали в «Татмедиа»: он возглавлял «Идель-Пресс» и показал блестящие результаты, фактически поднял издательство на новую высоту. Какие перед Ришатом поставлены задачи? Сейчас стоимость денег очень большая, и мы должны через поставщиков пытаться увеличивать рассрочку и понижать цены, при этом соблюдая все контрактные обязательства. То же касается и планирования производства, и, соответственно, планирования продаж... На должность советника приглашен Фарит Загидуллин — бывший заместитель прокурора Татарстана.
Некоторые изменения коснулись и филиалов. На казанский ликеро-водочный завод — флагман компании, выпускающий в год более трех миллионов декалитров продукции, назначен Никита Мингалев — человек, с большим опытом работы в нашей компании (Мингалев сменил на директорском посту Насифуллу Тимерова, руководившего заводом с 2010 года — прим. авт.).
«Татспиртпром» активно продвигает свою продукцию на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья |
— Есть ли у вас видение развития компании? Какова ваша программа?
— Мы провели анализ ситуации, по результатам которого будет разработана стратегия. Но о ближайших планах можно сказать уже сейчас. Первое: увеличение татарстанского рынка путем искоренения «серого» сегмента. Второе: увеличение нашей доли на рынке России в целом. Третье: развитие направления внешнеэкономической деятельности компании — экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья. Четвертое: недозагруженные мощности наших заводов мы намерены загрузить контрактным разливантом.
«ЧЕСТНАЯ» ВОДКА
— О борьбе с серым рынком говорят не первый год. Вот и на прошедшей коллегии Госалкогольинспекции премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков заявил, что каждая третья бутылка водки в республике — «левая». Как в такой ситуации можно прогнозировать рост продаж легального продукта?
— Да, ситуация непростая. Есть официальные игроки, не буду их называть, которые пользуются серыми схемами. Они выводят на рынок продукт по цене, которой в принципе не может быть, если ты платишь все налоги. Как вы знаете, с 1 февраля 2015 года Росалкогольрегулирование установило новую минимальную розничную цену на крепкий алкоголь, и впервые в истории ее планка была понижена. Это было сделано в том числе и для борьбы с теневым сектором алкогольного рынка. А так как акцизы не понизились, то на полку легко встают те, кто, как я уже говорил, пользуются серыми схемами. И эти игроки могут отнять достаточно большой рынок. Я уже не говорю о рынке нелегального алкоголя. Ну, не может стоимость водки быть ниже установленной государством минимальной розничной цены! Конечно, во время кризиса будет спад, но спад будет зависеть от того, насколько открыт и доступен для производителей и потребителей серый рынок.
Для развития продаж «Татспиртпром» пригласил партнера Сергея Акульчева — Ришата Шайхулова (владеет 20% кондитерской ООО «Акульчев») (фото: chelny-biz.ru) |
— И насколько сегодня открыт серый рынок?
— За последние три года рынок легального алкоголя в Татарстане, также как и в целом по Российской Федерации, имел общую тенденцию к снижению. В настоящее время уровень нелегального оборота алкогольной продукции по республике составляет примерно 30 процентов, а в целом по России доходит до 50 процентов. Например, в Татарстане в 2014 году было реализовано 25,3 миллиона литров водки производства «Татспиртпрома», тогда как в 2011-м объем реализации превышал 38 миллионов литров. За 3 года в республике продано на треть меньше водки местного производства, однако уровень потребления за указанный период оставался приблизительно таким же. Очевидно, разница в объемах официальных продаж покрыта нелегальным алкоголем, это значит, что в 2014-м бюджет республики недополучил более миллиарда рублей акцизных отчислений. В прошлом году правоохранительными органами республики из нелегального оборота было изъято 300 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции, в январе-феврале 2015-го — уже 25 тысяч... В целом вопрос борьбы с нелегальным алкоголем касается всех легальных производителей. Недавно была встреча с генеральным директором одного из крупнейших российских холдингов алкогольной продукции «Синергия» Александром Мечетиным и с владельцем холдинга «Русский Стандарт» Рустамом Тарико. Пусть мы и конкуренты, но у нас одна проблема, и для ее решения мы намерены объединить усилия, готовим соответствующее обращение в Государственную думу.
— То есть вы считаете, что легальный алкоголь не представляет такой опасности? И как определить его качество?
— Качество гарантируют только бренд, производитель и ретейлер. Ни один уважающий себя магазин, не говоря уже о торговой сети, не будет торговать суррогатом, иначе потеряет и репутацию, которую, как известно, не купишь, и лицензию на продажу алкоголя, а значит, и весь бизнес. Приобретая алкогольную продукцию известных марок в крупном, известном магазине, вы получите товар, который прошел обязательную многоэтапную проверку. А броская наклейка на бутылке и низкая цена — далеко не показатель качества продукта. Никогда не буду призывать людей пить алкоголь, но если человек все-таки употребляет, то лучше, если это будет продукция производителя, которому он доверяет, и куплена она в соответствующем магазине. «Татспиртпром», могу чем угодно поклясться, делает честный, качественный продукт... Что касается первой части вашего вопроса: заметьте, ведь фактическое потребление водки в Татарстане не уменьшилось, просто часть объема занял серый алкоголь, употребление которого и приводит к отравлениям и смертям. Это медицинский факт.
Чтобы увеличить таблицу, нажмите на нее |
ПАТРИОТИЗМ ПО-МИННАХМЕТОВСКИ
— Первые три задачи, о которых вы говорили, понятны и даже очевидны. Вопрос по контрактному розливу: что это за направление и почему вы намерены на нем акцентироваться?
— Мощности «Татспиртпрома» позволяют разливать более 11 миллионов дал в год. Потребление водки в республике — 3 миллиона дал, в России мы продаем 1,2 миллиона дал (по итогам 2014 года). А разливанта, или контрактного розлива, — 4 миллиона дал, то есть столько же, сколько «Татспиртпром» производит собственных брендов. Чем для нас выгоден контрактный розлив? Хотя он и не приносит большой выгоды, но снижает наши издержки. Вот представьте: у вас огромное офисное здание, и заполнено оно арендаторами или нет, вам все равно придется платить за отопление всего здания. Но если к вам придет арендатор, даже пусть и за полцены стоимости аренды, вы на эту часть свои расходы покроете. Для нас контрактный розлив — аналогичный пример.
— Каков расклад по экономике контрактного розлива?
— 1 миллион декалитров — это 20 миллионов бутылок водки, что означает поступление в бюджет республики 800 миллионов рублей с акциза. Мы в данном случае выступаем как технополис, предоставляя свои мощности для розлива продукции. И с каждой бутылки водки, произведенной или разлитой в республике, 40 рублей идут в бюджет Татарстана. Это огромные деньги: только за 2014 год мы перечислили в татарстанский бюджет акцизов на 6,05 миллиарда рублей, а в бюджеты всех уровней — 15,1 миллиарда. План на 2015 год по перечислению акцизов в бюджет республики — примерно 6,27 миллиарда рублей, а в бюджеты всех уровней — 15,67 миллиарда. Порядка половины от этих сумм образовано за счет контрактного розлива. Вот люди понять не могут, почему мы защищаем рынок республики. Представьте, водка была разлита, скажем, в Пензе, продалась здесь, а республика ничего от ее продажи не получила. Другое дело, если та же водка была разлита в Татарстане, причем неважно, продалась она здесь или в любом другом городе страны, республика свой акциз в 40 рублей с бутылки все равно получит. Причем состав продукта одинаков, независимо от того, где произведен бренд. В этом и есть наш интерес, именно поэтому мы защищаем рынок республики. Вот и весь патриотизм.
Словом, руководством республики мне была поставлена задача увеличить наше присутствие на российском рынке. Тогда же пришла идея привлекать на розлив российские бренды. Недавно на выставке «Продэкспо» в Москве, в которой участвовала наша компания, половину стенда мы оставили для демонстрации продукции, половину — под предложение своих мощностей под названием «Технопарк ТСП» с лозунгом «Есть идея — разливайся!» То есть если у вас есть классный продукт, хорошее название, отличная бутылка и вы уверены, что этот продукт пойдет, пожалуйста, приходите к нам, разливайтесь. Платите маленькую «копеечку» за розлив и выходите своим брендом на Россию. А «Татспиртпром» в результате выиграет от снижения своих издержек — раз. При этом получит, пусть и небольшую, но прибыль — два. И, главное, у нашего учредителя, то есть у республики, остается акциз — три. Но повторюсь, задача номер один — загрузка мощностей производством собственной продукции. А контрактный розлив в будущем будем уменьшать.
— Какие компании и с какими объемами готовы работать по этому направлению?
— Группа «Синергия» подтвердила контракт на миллион декалитров, это 20 миллионов пол-литровых бутылок. Для сравнения: в прошлом году мы произвели для них всего 4 тысячи декалитров. У «Синергии» — два флагмана: «Беленькая» и «Государев заказ»... Компания «Руст Россия» («Русский алкоголь») подтвердила заказ почти на 2 миллиона дал. Еще 2 миллиона декалитров планируется произвести по заказу компании «Торговый дом «Водочный холдинг».
НОВОЕ ВИНО И СТАРЫЙ «АРЫШ МАЕ»
— Понятно, что один из главных пунктов новой стратегии — продвижение хорошо зарекомендовавших себя татарстанских брендов за пределами республики. А новые бренды появятся?
— Возможно. Мы проанализировали «портфель» наших топовых брендов. На базе проведенного анализа будем готовить изменения.
— Мы все время говорим о водке, но ведь «Татспиртпром» выпускал и неплохие вина...
— Мы можем выпускать прекрасное шампанское. Можем разливать, приобретая качественные коньячный и винный материалы, хорошие коньяки и вина. Что же касается производства вин... Винзавод в «Татспиртпроме» — это, что называется, чемодан без ручки. Почему? Он загружен всего на 30 процентов. А при такой загрузке постоянные расходы на одну единицу продукта получаются просто сумасшедшими! Сейчас готовим отдельную программу для винзавода, чтобы загрузить его как минимум на 80 - 90 процентов.
— Какая судьба ждет фирменные магазины «Арыш мае»?
— Лет 10 назад формат наших магазинов был в тренде, но сейчас он сильно устарел. Но фирменные магазины, а их у нас 262 по всей республике, крайне эффективны для защиты рынка, хотя бы потому, что в них вы не найдете подделок, качеству продукта можно доверять на 100 процентов. Мы готовим отдельный проект для их дальнейшего развития с полной сменой формата. В Казани будет открыт минимум один флагманский магазин «Татспиртпрома», он станет «лицом» компании. Попросим включить его в туристические маршруты, чтобы наши гости могли ознакомиться со всей линейкой нашей продукции, продегустировать ее и, конечно же, приобрести. Так во всем мире: из туристических, деловых поездок люди везут напитки той страны, в которой они побывали. Магазины такого формата планируется открыть и в других крупных городах республики: в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске.
— В Усадах строится новый спиртзавод. Каковы инвестиции, когда планируете открытие?
— Если все пойдет по плану, надеемся к концу апреля его запустить. Объем инвестиций — 2,5 миллиарда рублей. Это будет лучший завод в России и в Европе. Он создается по европейским меркам, предусмотрены самые современные технологии. Уверяю вас, он будет производить очень качественный спирт, лучший спирт в России и в Европе. Неслучайно им заинтересовался Рустам Тарико. Мы уже заключили рамочное соглашение с «Русским алкоголем» на продажу излишков спирта. Хотя, признаюсь, для нас лучший вариант — самим увеличить производство водки. И увеличить розлив под нашим брендом. Почему на заводе «Кристалл» разливаться было в два раза дороже, чем на других заводах? Потому что это бренд! И если вы хотите, чтобы на вашей бутылке было написано «Разлита на заводе «Кристалл», — платите. Мы же намерены развивать свои бренды через призму Татарстана с его репутацией передового региона. И стремимся к тому, чтобы надпись на продукции «Татспиртпрома» была не меньшим брендом, чем сама республика.
Справка
- Ирек Миннахметов — генеральный директор ОАО «Татспиртпром». Родился в 1980 году в Казани, окончил Казанский государственный финансово-экономический институт (2003) и юридический факультет Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина (2008). Был генеральным директором ООО «Чингисхан» (2000 - 2010), в 2010 - 2012 годах — заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Татспиртпром». В 2008 - 2010 годы избирался депутатом Казгордумы. 15 августа 2012 года был назначен генеральным директором ОАО «Татмедиа», где проработал до 2014 года. С 15 января 2015 года — генеральный директор ОАО «Татспиртпром».
- Увлекается автоспортом, мастер спорта по автогонкам, двукратный чемпион России по автогонкам (ралли-кросс) в классе Д1 (2006 года и 2009 года), серебряный призер чемпионата России по автогонкам в классе Д1 (2008).
-
ОАО «Татспиртпром» — производитель алкогольной продукции. В состав компании входят 8 спиртовых, 5 ликероводочных заводов Республики Татарстан, а также винзавод в Казани. По объему произведенной продукции ОАО «Татспиртпром» входит в пятерку лидеров алкогольного рынка России (данные национальной алкогольной ассоциации). Общая производительная мощность спиртовых заводов — 6,3 млн. дкл. спирта в год. Общая производительная мощность ликероводочных заводов — 7,6 млн. дкл. алкогольных напитков в год. Выручка компании в 2012 году составила 5 012 505 тыс. рублей, чистая прибыль — 464 381 тыс. рублей. Оптовая реализация продукции компании «Татспиртпром» в настоящее время происходит через дистрибутора — ООО «Алкоторг». Розничная торговоля — через сеть фирменных магазинов «Арыш мае». 100% акций принадлежат министерству земельных и имущественных отношений РТ. Генеральный директор — Ирек Миннахметов, председатель совета директоров — Ильдар Халиков.
- ОАО «Синергия» — крупнейший российский производтель алкоголя, компания основана Александром Мечетиным и партнерами в 1998 году. На первоначальном этапе развития компания формировала свой бизнес в области пищевой промышленности на Дальнем Востоке. В 2002 году компания становится обладателем контрольного пакета акций завода «Уссурийский бальзам», занимающего значительную долю рынка алкогольной продукции Приморского края. С этого момента «Синергия» концентрирует основные усилия на производстве крепкого алкоголя. В 2007 году «Синергия» стала первой публичной алкогольной компанией, которая проводит первичное размещение своих акций (IPO). «Синергия» входит в тройку крупнейших российских производителей ликероводочных изделий. В 2008 году начинает активное развитие экспортной деятельности: сотрудничество по дистрибуции бренда BELUGA стартует на рынках Европы, на территории СНГ, в странах Центрально Азиатского и Тихоокеанского регионов, дьюти фри. В Соединенных Штатах Америки открывается собственное представительство «Синергии». В 2011 году «Синергия» заключает эксклюзивное дистрибуторское соглашение с компанией William Grant&Sons — одним из глобальных лидеров по выпуску премиального алкоголя, а в 2012 году портфель эксклюзивно дистрибутируемых брендов пополняется линейкой продукции всемирно известного коньячного дома Camus. В настоящее время «Синергия» — одна из крупнейших компаний на российском алкогольном рынке, в которой работают более 8 тыс. сотрудников, представляет свою продукцию более чем в 50 странах мира. Председатель совета директоров ОАО «Синергия», операционный директор — Сергей Молчанов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 154
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.