Правительство рассматривает возможность индексации утилизационного сбора на автомобили из-за девальвации рубля и роста инфляции, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. Вопрос поднимался на нескольких совещаниях по мерам поддержки автопрома в начале года, а сейчас прорабатывается на уровне минпромторга.

По данным собеседников, падение рубля привело к снижению доли утилизационного сбора в таможенной стоимости автомобиля с 10 - 15% в 2012 - 2013 годах до 2 - 7%. В итоге де-факто существенно снизился уровень нетарифной защиты внутреннего производства от импорта. Источники издания говорят, что индексация может быть рассчитана на базе роста курсов доллара и евро к рублю или потребительской инфляции. С сентября доллар к рублю вырос на 57%, евро — на 30%.

Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года и первоначально распространялся преимущественно на импортеров, отечественные автоконцерны и иностранные производители, работающие в режиме промсборки, его не платили. Официально сбор вводился для защиты окружающей среды, но де-факто компенсировал снижение ставок импортных пошлин на автомобили в рамках обязательств перед ВТО с 25% до 10 - 15% Ставки сбора составляют 17,2 - 450 тыс. рублей для новых машин в зависимости от объема двигателя и массы.

Собеседники подчеркивают, что «без индексации сбора его значение фактически нивелируется», ведь цены на импортные автомобили выросли с сентября 2014 года в среднем 20 - 25%, по ряду брендов — на 45 - 50%, а сбор не изменился. Впрочем, несколько источников в автоконцернах признают, что ослабление рубля «уже само по себе является эффективной защитой от импорта».