IMG-20150322-WA0000.jpg

«Я ОШИБСЯ И СВОЮ ОШИБКУ ИСПРАВИЛ»

Прочел статью в «БИЗНЕС Online», что ж, классическая картина: директор-самодур, ничего не понимающий в театре, выгоняет талантливого режиссера, лишая всю республику современных популярных спектаклей. Причина? Конечно, директору не хватает абсолютной власти, чего же еще.

Так как в мире театра очень много разговоров (ну любят люди поговорить о том о сем, это же театр), то давайте лаконично изложу факты и суть всех разногласий (а факты от просто разговоров отличаются наличием конкретных подтверждений).

Итак, к расставанию с Цнобиладзе (де-юре он — актер, учеником Додина он является как актер) привели сразу несколько причин.

Причина первая. Финансовая. Согласно данным бухгалтерии, Цнобиладзе за все время работы получил неплохую зарплату. Однако ни одного спектакля у нас в театре поставлено не было («Тестостерон» не в счет, его Георгию заказало кафе, которое у нас арендует помещение, они ему и выплачивают гонорар, в зачет театра в муниципальном задании «Тестостерон» не идет).

Причина вторая. Организационная. Хоть Цнобиладзе и говорит о том, что весь год у нас был распланирован, парадокс в том, что как раз четкого, расписанного по датам творческого плана у нас не было. Так как производство спектаклей — это трудоемкий процесс, где задействованы цеха, где распланировано финансирование, спектакли нужно готовить минимум за три месяца до премьеры, поэтому нужно иметь годовой план с расписанными сроками, названием спектаклей и подготовленными сметами. К сожалению, за столь длительный срок сотрудничества с Цнобиладзе мы с трудом представляли, что нас ожидает, что в какой-то степени парализовало службы.

Причина третья. Творческая. Любимая тема всех журналистов, именно здесь они видят обычно камень преткновения. Что ж, давайте порассуждаем. Цнобиладзе в большей мере в театре отсутствует, ездит по городам России, ставит спектакли. Он востребован (лишний повод бросить в директора камень: гонит популярного режиссера). Все это здорово, я рад за Георгия Теймуразовича. Перед устройством на работу он предупреждал, что будет иногда уезжать на постановки, и я был не против. Иногда. Но получилось, что иногда он будет приезжать в театр «Мастеровые», а все основные ЦУ он будет давать через сайт «ВКонтакте».

Теперь о качестве его работ. Простите, о каких работах идет речь? У нас в репертуаре только спектакль «Золушка», который он поставил как гастролирующий режиссер еще до прихода в наш театр. И все. «Маугли» поставила Диана Сафарова, Цнобиладзе в это время находился на Сахалине. Какой спектакль Георгию не дали поставить в нашем театре? Хоть один пример творческого притеснения, пожалуйста, хоть один.

Резюме. Я был против выхода статьи, потому что считал, что это внутреннее дело нашего театра. Мне не хотелось вытаскивать эту историю на публику. Нет здесь классической истории конфликта «режиссер-труппа против директора», потому что здесь нет одной из главных составляющих — «труппы».

Не сомневаюсь, что Цнобиладзе — «хороший парень», желаю ему всего самого доброго. Давайте не будем посыпать голову пеплом и хоронить творческую составляющую театра. Мы прошли «эпоху Цнобиладзе», давайте посмотрим куда пойдет театр в ближайшей перспективе. Именно я пригласил Цнобиладзе главным режиссером в театр. Я ошибся и свою ошибку исправил. Театр идет дальше...

Армандо Диамантэ

«ГОСПОДИН ДИРЕКТОР, ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО У МЕНЯ ЕЩЕ ПОЛНО ВОСПОМИНАНИЙ О ВАШЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ ГЕНИИ»

Не хотел ничего писать, но передергивание фактов от директора «Мастеровых» превышает разумные границы. Я действительно работал у Льва Додина как актер, но учился у Льва Абрамовича на актерско-режиссерском курсе и получил двойное образование. Армандо Диамантэ, очевидно, не знает, но практически на всех режиссерских курсах в России учатся совместно с артистами. Это производственная необходимость. На моем курсе были Дима Волкострелов, Семен Александровский, Влад Наставшев, Сергей Щипицин и Елена Соломонова. Все в настоящий момент — состоявшиеся режиссеры. А «де-юре» я — экономист. У меня диплом экономического факультета СПбГУ. Не вводите читателей в заблуждение.

О каких причинах расставания с Цнобиладзе говорит директор, если это я ухожу из театра, а не он меня увольняет, — загадка. Точнее, тут все понятно. Это не от Армандо, оказывается, сбегают все (Лилия Мякишева, Камиль Иблеев, Юля Советникова, Алсу Фатыхова и т.д.), это он разогнал всех бездарей. Позиция удобная, но далекая от действительности.

Вопрос финансовый. Тут, конечно, вопросов масса. У театра передо мной задолженность с сентября. Выплачивать будете, господин директор? На покупку декораций к спектаклю «Маугли» я выложил деньги из своего кармана (специально прилетел с Сахалина, ага). Театр обещал вернуть. Дождусь ли? Куда уходит моя зарплата с января — не знаю. Обещают. Вы считаете, мой гонорар велик? Вы сами его предложили, я не торговался. Вы считаете, что я его не отрабатываю? Но зачем врать? Даже если не брать в расчет мою профессиональную деятельность, только бизнес. Вы считали, сколько театр получил с приходом нового главного режиссера? Спонсорская помощь, грант на имя Цнобиладзе, мной организованные гастроли? Поверьте, сумма превысит мою годовую зарплату. Это даже без учета режиссерской работы. Кстати, а почему вы, господин Диамантэ, за два года не подали ни одной заявки на грант? У театра полно денег или в кресле сидеть привычнее, чем работать? А то, что я разбивался в лепешку, чтобы не дать вам принять решение, приносящее театру 500 тыс. убытков (надеюсь, не надо напоминать?) — так это я злодей.

Много ли я отсутствую? Сложно сказать. Выбор у вас был между мной и Петром Шерешевским. Тот обещал поставить один спектакль в год, я — два. Первый — детский на Новый год. Второй — в сентябре на открытие сезона. Это и есть муниципальное задание, которое я должен выполнить. Детский спектакль — «Маугли» — театр выпустил. Как я его репетировал — через ЦУ «ВКонтакте» или с помощью режиссера Дианы Сафаровой — это, извините, мое дело. С меня спрос за результат, а он есть. «Маугли» имеет огромный успех. Следующий спектакль, согласно муниципальному заданию, я должен выпустить только в новом сезоне. В сентябре. Какие ко мне претензии со стороны бухгалтерии? Что я не сделал? С января по август мог уехать в Петербург (вы так надеялись на это), но предпочел воевать с вами за право выпустить три спектакля сверх муниципального задания. Вы, господин директор, сделали все возможное, чтобы этого не случилось. Боялись, что после того, как отсутствующий в театре Цнобиладзе выпустит 5 спектаклей за сезон, вам поднимут муниципальное задание? Боялись, что теперь придется каждый год 5 премьер выпускать? Работать не хотелось? Не вы первый театральный директор с такой прогрессивной логикой. Еще некоторые тормозят продажи билетов. Чтобы из-за лишних аншлагов не повысились нормативы по средней заполняемости зала. Бесплатный совет. Дарю.

По поводу моих спектаклей. Давайте разбираться. Театр «Мастеровые» выпускал до меня два спектакля в год. На открытие сезона взрослый и детский на Новый год. Всегда. На Новый год театр выпустил «Маугли». Дипломный спектакль Дианы Сафаровой под моим руководством. Все в театре знают, что в сентябре-октябре-ноябре я присутствовал на репетициях Дианы, занимался с артистами речью и даже разминал материал перед ее приездом. Вы же знаете это, господин директор, вы заглядывали на репетиции и видели меня. Зачем же врете? Выпускала спектакль Диана, действительно, сама, пока я был на Сахалине. Это же ее работа. Но приглашал ее я, ответственность за режиссерский дебют лежала на мне, и пока я не убедился, что Диана справляется, я из Челнов не уехал. Но если вы, Армандо, считаете, что мой вклад в работу над «Маугли» ничтожен, тогда извольте заплатить Диане гонорар за постановку. Это будет честно.

Вы год работали в театре до меня. А что сделали? Я пришел в сентябре. Играть нечего. В репертуаре театра три взрослых спектакля («Дикарь», «Васса» и «Очень простая история»). Приехал «вечно отсутствующий Цнобиладзе» и наметил пять премьер в год. «Дикарь», «Маугли», «Тестостерон» вышли. «8 женщин» мы уже начали репетировать и планировали выпуск в мае. В июне должен был приехать швейцарский режиссер (на деньги швейцарского фонда, кстати, директор благополучно упустил эту возможность). Получается 5 спектаклей за сезон. Это, разумеется, не 5 спектаклей, которые поставил я как режиссер. Это 5 спектаклей, которые организовал я как главный режиссер театра. Точно так планировался и следующий сезон. Что-то ставил я, что-то — приглашенные мной коллеги. Но не меньше 5 спектаклей в сезон. Это минимум для такого большого города.

Вы спрашиваете: какой спектакль вы мне не дали выпустить? Простите, а кто поставил вместо моих репетиций «8 женщин» (и «Игроков» параллельно) восстановление «Пигмалиона»? У нас оставалось полтора месяца на выпуск музыкального спектакля (с живым вокалом), а вы у меня отнимаете две недели — треть времени. Это как? Если вы сами не смогли ничего сделать за год, то почему не дали работать мне? Объясните зрителю. Кстати, о невыпущенных мной спектаклях. В свое время Лилия Мякишева (бывший заместитель директора «Мастеровых» прим. ред.) получила грант (не за это ли вы ее травили?) на мою работу над спектаклем «Оскар и Розовая дама». Почему вы не дали мне работать? Вы решили, что история про умирающего мальчика, в содержание которой вплетены нормы христианской морали, не соберет кассу. Так ведь? Тогда вам не приходила мысль убрать слово драматический из названия театра? Такая история и с «Любовными письмами» Гурнея. Снова этот аргумент. Зритель не пойдет на драму. Вам не стыдно так откровенно лицемерить?

По поводу социальных сетей. Да, я ими пользуюсь в работе. Как большинство современных режиссеров. Да, я обмениваюсь картинками с художником. Да, я обмениваюсь аудиозаписями с композитором. Да, я обмениваюсь видео с хореографом. Да, я вел переговоры с артистами, которых хотел пригласить в театр «Мастеровые» из других городов через «ВКонтакте». Да, я живу в ХХІ веке. А вы в каком, господин директор? Кстати, я полтора года просил вас сделать нормальный интернет в театре. Чтобы не обрывался каждые пять минут. Мне он нужен для работы. Вы, наверное, не в курсе, но я еще готовлюсь к работе в свободное от репетиций время. Читаю пьесы и критические статьи, смотрю спектакли и т.д.

Это только ответы на ваши комментарии, господин директор, вы знаете, что у меня еще полно воспоминаний о вашем управленческом гении. В нем суть всех наших расхождений. Поэтому постарайтесь без лжи и лицемерия. Не провоцируйте меня на откровенность. Совершенно не хочется во все это снова погружаться. Я в «Мастеровые» приеду, чтобы попрощаться с артистами и цехами. Но театр жалко. Вы, Армандо, когда-нибудь уйдете из «Мастеровых» и больше с театрами работать не будете. А у нас там проходит вся жизнь. Позвольте людям проводить ее в работе, а не в ваших интригах.

Георгий Цнобиладзе