КАЧЕЛИ «ЗАРЕЧЬЯ»

Золотые времена для российских банков, не успевших толком оправиться от предыдущего кризиса и тут же угодивших в новые передряги, вернутся, похоже, нескоро. Для кого-то речь и вовсе пойдет о выживании. Чтобы отслеживать состояние банков Татарстана, «БИЗНЕС Online» будет ежемесячно оценивать их финансовые показатели согласно данным портала banki.ru. В этом своеобразном рейтинге будут учитываться только местные татарстанские банки (без филиалов федеральных структур, отчетность которых отдельно по Татарстану не публикуется) по состоянию на начало месяца — в данном случае на 1 февраля.

Активы — основный показатель, характеризующий масштаб деятельности банка. Возглавляет список, разумеется, «АК БАРС» Барс, чьи активы с 1 января выросли почти на 17,7 млрд. рублей и к началу февраля превысили 480 млрд. рублей. Можно отметить, что в январе, когда активы ближайших конкурентов «АК БАРС» Банка сокращались на 3 - 5%, он показывал динамику, сопоставимую с годовой: плюс 3,8% за месяц и плюс 28,1% с февраля прошлого года.

А вот Татфондбанк, занимающий со 166 млрд. рублей вторую строчку, таким планомерно поступательным движением похвастаться не может. За год его активы увеличились почти на 30%, но при этом январь стал для банка не лучшим месяцем (минус 2,9% и более 5 млрд. в денежном выражении). Почти 5% активов недосчитался идущий на третьем месте «Аверс» и 4,5% — следующий за ним Интехбанк.

Суммарно активы татарстанских банков за месяц выросли на 9 млрд. рублей. Но в целом трендом января стало отсутствие общей тенденции: 11 татарстанских банков нарастили активы, 10 — сократили.

При этом улучшить свою позицию в этом рейтинге смог лишь «Анкор», но в этом скорее «заслуга» не самого крупного банка «Заречье» (специализируется на корпоративном кредитовании, один из основных клиентов — Казанский вертолетный завод). Тот подвинулся с 12 на 13 место, а его активы сократились сразу на 1,5 млрд. рублей. Начальник сводно-аналитического управления банка Борис Брайнин заверил, что беспокоиться не о чем, так как речь в данном случае идет о динамике на коротком временном отрезке. Скачок он объяснил «поступлением на счета клиентов крупных сумм выручки в одном периоде и их использованием на производственно-хозяйственные цели в другом».

ЗАРЕЗЕРВИРОВАННАЯ ПРИБЫЛЬ

Первый зампред ЦБ Алексей Симановский недавно заявил, что регулятор ожидает снижения прибыли банковской системы в 2015 году примерно вдвое, до 300 - 400 млрд. рублей. По данным ЦБ, уже за январь банки РФ получили общий убыток в размере 24 млрд. рублей по сравнению с прибылью в 39 млрд. рублей годом раньше. Причина понятна: резко выросла необходимость формировать резервы под ухудшающееся качество кредитных портфелей.

А вот в Татарстане ситуация оказалась несколько иной: большинство банков не мытьем, так катанием показали по итогам месяца плюс, хотя 5,7 млн. рублей для такого банка, как «АК БАРС», конечно, выглядят чисто символической суммой. Кризис нипочем банкам, связанным с крупными промышленными группами — «Аверс» и «Девон-кредит», близкий к «Татнефти», заработали по 150 млн. рублей с лишним и возглавили рейтинг.

Аутсайдерами, понесшими потери, в январе стали пять татарстанских банков, потерявших более 420 млн. рублей. Основную часть убытков в размере 338 млн. рублей зафиксировал Татфондбанк Роберта Мусина.

В сухом остатке сальдированный финансовый результат работы самостоятельных татарстанских банков составил смехотворные 7 млн. рублей. На фоне убыточности общероссийской банковской системы этому можно даже порадоваться — все-таки плюс, а не минус. Впрочем, показатель прибыльности банков на «коротких дистанциях» (тем более когда речь идет о таком месяце, как январь) может заметно отличаться от итогового результата за квартал и тем более год.

ХУДЕЮЩИЕ КРЕДИТНЫЕ ПОРТФЕЛИ

Ссуды традиционно составляют 40 - 60% суммы активов, поэтому и в следующем «зачете» банки выстроились практически в том же порядке с предсказуемыми показателями кредитования. Исключение составляет разве что «Аверс», но такова уж особенность его бизнеса. Являясь своеобразным расчетным центром империи ТАИФ, он в первую очередь обслуживает компании, связанные с группой, и их сотрудников. Например, многие кредитные продукты предназначены только для работников ТАИФа и недоступны для человека с улицы. Что характерно, в январе «Аверс», единственный из всех банков Татарстана, сократил кредитный портфель сразу на двухзначное число (минус 20,6%).

Впрочем, взлетевшие ставки по кредитам вообще сделали их недоступными для многих, в первую очередь для предприятий реального сектора экономики с длинным оборотом средств, что немедленно отразилось и на остальных банках РТ: кредитный портфель еще 14 из них сократился на величины от 0,2% (у Татсоцбанка, занимающего 10-е место с 5,8 млрд. рублей) до 5,9% (Энергобанк, 6-е место с 16 млрд. рублей).

Прирост кредитного портфеля в январе у оставшихся 6 местных банков носит в большинстве чисто символический характер. Выделяется лишь «АК БАРС» Банк, выдавший заемщикам более 7 млрд. рублей, что на 3% выше показателей декабря. В процентном соотношении близкий к этому результат показал лишь Автокредитбанк (плюс 2,4%), однако 10 млн. рублей выданных им займов могут вызвать у «старших братьев» разве что снисходительную улыбку.

Тот же Автокредитбанк стал лидером по относительному приросту кредитного портфеля в годовом выражении (плюс 87,8%), возглавив список из 13 банков, вышедших в плюс по этому показателю. Перечень ушедших в минус неудачников по понятным причинам открывает «БТА-Казань» (минус 17,5%), проблемы которого в последние годы широко известны. Как раз в январе Мусин решил докапитализировать банк еще на 3 млрд. рублей. И теперь, как сообщила сама кредитная организация, «согласно новой стратегии развития, «БТА-Казань» фокусируется на оказании поддержки предприятиям, поставляющим товары и услуги в рамках государственных закупок». Посмотрим, поможет ли это увеличить изрядно похудевший портфель БТА.

«БТА-КАЗАНЬ» — ЛИДЕР ПО ПЛОХИМ КРЕДИТАМ

Выдать кредит — половина дела, вернуть свои деньги значительно сложнее. Тем более в кризисные времена. В конце февраля агентство Standard&Poor’s опубликовало свой прогноз, согласно которому доля проблемных кредитов в банковской сфере России в этом году может вырасти до 23% в базовом сценарии и до 40% в негативном (в прошлом году показатель составил 8%). Тому есть четыре причины: рецессия в экономике, падение цен на нефть, подешевевший рубль (сделавший валютные кредиты неподъемными для многих заемщиков) и сокращение крупных государственных инвестпроектов.

Совокупная просрочка российских банков по кредитному портфелю пока далека от этих алармистских сценариев, но в январе она выросла на 11,45% или на 219,6 млрд. рублей, составив на 1 февраля 2,14 триллиона. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года сумма плохих кредитов увеличилась на 3,7% (или на 50,9 млрд. рублей).

Ситуация в банках РТ в целом развивается в том же русле: в январе у 17 из них просрочка росла. Абсолютным антилидером списка является опять-таки «БТА-Казань», в чьем портфеле плохие кредиты занимают почти четверть объема. Некоторые успели обрасти судебными исками. Например, сейчас «БТА-Казань» судится с компанией «Маг-Строй», аффилированной с известным бизнесменом Рашидом Аитовым. Но, по некоторым данным, ключевым все-таки является другой фактор: в острой фазе кризиса банк, чтобы получить живую ликвидность, вынужден был переуступить часть портфеля кредитов. Хорошие кредиты продал, а плохие остались. В январе просрочка по кредитам «БТА-Казань» увеличилась больше, чем у других банков РТ, но не критично (на 0,62 п.п. или чуть меньше 3%), однако за год приросла пятикратно. У ближайшего «преследователя», «ИК банка», просрочка втрое меньше, причем в годовом выражении она уменьшилась.

«АК БАРС» Банк, судя по всему, провел хорошую работу по «прихорашиванию» своего портфеля — в январе он смог улучшить его относительно и декабрьских, и прошлогодних показателей. Татарстанский финансовый гигант стал одним из трех банков, сокративших просрочку, и обосновался на 9-м месте с долей в 2,8%.

Последнее место по просрочке занимает уже упоминавшийся банк «Заречье»: раньше такого «греха» банк, работающий с ограниченным кругом клиентов, не знал вообще. Теперь это 3,9 млн. рублей — 0,13% портфеля.

КОМУ НЕСЛИ ДЕНЬГИ В ЯНВАРЕ

Центральный банк 16 марта опубликовал доклад «О денежно-кредитной политике», где, в частности, проанализировал, что происходило с вкладами населения в декабре и январе. Документ не содержит каких-то открытий, но подтверждает сделанные ранее экспертами выводы конкретными данными. Так, в декабре обороты депозитного рынка увеличились почти вчетверо по сравнению с ноябрем при том, что общий объем вкладов по итогам месяца незначительно сократился. То есть после того как ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, а ставки по депозитам в России взлетели до 20 - 25%, вкладчики начали массово переоформлять вклады на более выгодных условиях. В результате доля новых депозитных договоров, заключенных в декабре-январе, ныне составляет около 50%, или 6,76 трлн. рублей, от общей суммы вкладов физлиц на 1 февраля 2015 года.

При этом годовые темпы прироста рублевых депозитов населения в банках, на 1 января ушедшие в «красную зону», на начало февраля вышли в небольшой плюс (0,6%). По предварительным данным ЦБ, приток средств на рублевые депозиты населения сохранялся и в феврале.

Два абсолютных лидера РТ по вкладам физлиц — «АК БАРС» Банк и Татфондбанк — сумели повернуть ситуацию себе на пользу. Скорее всего, сыграло и обычное «кризисное» рассуждение наших сограждан, предпочитающих в смутные времена держать деньги в крупных кредитных организациях. Кроме того, «АК БАРС» Банк предложил своим клиентам довольно выгодный полугодовой вклад под 14,25% годовых, а депозитные предложения Татфондбанка вообще попали в число лучших во всех номинациях январского рейтинга «БИЗНЕС Online». Неудивительно, что эти банки нарастили депозитный портфель на 5,8 и 3,1 млрд. рублей (плюс 7,3% и плюс 5,3%) соответственно.

Дополнительно 170 млн. рублей (плюс 7,7%) принесли вкладчики в офисы банка «Анкор». Что тоже неудивительно: депозит «Анкор правильный» со ставкой 17% и 18% получил «серебро» в номинациях трехмесячных и годовых вкладов нашего рейтинга. Улучшили свои показатели «Девон-кредит», Интехбанк, Акибанк и «БТА-Казань». А вот «Аверс», Автоградбанк, Татсоцбанк и «ИК Банк» не были замечены в серьезных играх на повышение ставок. Вследствие этого, а также из-за специфики бизнеса депозитный портфель этих четырех татарстанских банков вопреки общей тенденции сократился.

Таким образом, в январе банки продолжали адаптацию к новым условиям. Из-за высокой ставки кредитные портфели сжимаются, а их качество ухудшается. Из-за этого банки теряют прибыль, создавая большие объемы резервов. Оптимизм при этом внушает поведение вкладчиков, которые продолжают подпитывать банки ликвидностью. Впрочем, по таким ставкам, оправдать которые банкам будет непросто.

==table484==

==table485==

==table486==

==table487==