ПРЕЗИДЕНТ КАК НЕОЖИДАННОСТЬ И ПЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ШОХИНА

Накануне в Москве прошел ежегодный съезд российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В этом году мероприятие состоялось на фоне рецессии и западных санкций, что, казалось бы, должно было задать серьезный тон дискуссиям, в ходе которых бизнес-сообщество выработало бы свой план спасительных мероприятий. Однако на поверку все как будто встало с ног на голову, словно и нет никакого кризиса, никаких санкций. Модератор сессии — глава РСПП Александр Шохин постоянно шутил, выступающие старались соответствовать. Более того, корреспонденту «БИЗНЕС Online» так и не удалось отыскать программу мероприятия. Девушки на стойке регистрации отрицательно качали головой. «Так ведь все может быть непредсказуемым у нас», — оправдывались они. Главным гостем съезда по традиции был президент России Владимир Путин. Пожалуй, именно его приход и был главной непредсказуемостью дня. «Ждем его к 12 часам, — заявили все те же девушки с ресепшене. — Но вы же знаете господина Путина». О приближении главы государства «просигнализхировали» работники ФСО, которые начали нервно загонять прессу в специальный зал. Путин прибыл около 13 часов.

Шохин, сделав серьезный вид, назвал вслух пять проблем бизнесменов. Первая из них — избыточный контроль и надзор. Шохин уверенно заявил, что «в условиях новых внешних вызовов» государство не должно создавать дополнительные проблемы для добросовестного бизнеса. Как выход — создание единого реестра проверок и принципов государственного надзора.

Второе предложение главы РСПП касалось возврата капиталов в Россию из других юрисдикций. Это та самая деофшоризация, на которой Путин настаивал еще в послании Федеральному Собранию. Теперь же Шохин просил синхронизировать возврат капиталов с амнистией. Дело в том, что закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) уже вступил в силу и обязывает собственников до 1 апреля подать в налоговые органы уведомления о владении более чем 10% активов иностранных компаний. При этом закон об амнистии до сих пор еще не принят, да и форма уведомления тоже не утверждена. Поэтому есть опасность, что бизнесмен, пожелавший выйти из офшора, в России может оказаться за решеткой по нынешнему уголовному законодательству. «Многие не хотели декларировать. Решение было или вообще уехать из России, или ждать, пока придут со штрафными санкциями, а потом решать, уезжать или не уезжать», — уже после съезда рассказывал журналистам бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Третья проблема бизнеса, по словам Шохина, кроется в фискальной нагрузке. Ее он предложил зафиксировать на уровне 1 января 2014 года, а не 2015-го. Четвертая идея РСПП — дать компаниям повысить производительность труда, требовать исполнения профессиональных стандартов. Шохин напомнил, что в кризис 2008 - 2009 годов от предприятий требовали не увольнять рабочих. «Программа поддержки занятости существует, более 50 миллиардов рублей на нее предполагается выделять. Но тем не менее надо быть готовым к тому, что потребуются дополнительные усилия», — туманно сказал он. Возможно, подразумевал, что компаниям надо разрешить увольнять людей. В то же время в кулуарах президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заверял, что его компания всеми силами старается не сокращать сотрудников. «По прошлому году 122 тысячи человек находились в режиме неполной трудовой занятости. Эта мера согласовывается с деловыми коллективами. Этот год тоже сложный, мы не можем исключать, что этот инструмент не будет также использоваться, хотя стремимся по максимуму, чтобы у нас физических сокращений не было», — пообещал он журналистам.

«ИНФЛЯЦИЯ ВЕРНЕТСЯ В ОБЛАСТЬ ОДНОЗНАЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ»

Последний наказ РСПП касался ключевой темы — доступности финансовых ресурсов. По словам Шохина, уже есть позитивный сигнал от ЦБ, который понизил ключевую ставку до 14%. Таким же образом оценили действия регулятора и банкиры. Так, глава ассоциации региональных банков, депутат Госдумы Анатолий Аксаков заявил в кулуарах съезда корреспонденту «БИЗНЕС Online», что предполагал такой ход развития событий, так как снижается инфляция. «Я ожидаю, что в апреле и мае будет еще понижение ключевой ставки. 9 и даже 8% возможно к концу года», — ожидает он. Тот же настрой у бизнеса. «Если исходить из прогноза ЦБ, то через год у нас будет однозначная цифра инфляции. Мы ждем, конечно, что и ключевая ставка последует вслед за уровнем инфляции и тоже будет измеряться однозначной цифрой», — пожелал Шохин. Впрочем, еще утром в том, что инфляция действительно уменьшится, присутствующих убеждал министр финансов Антон Силуанов. Он уверен, что есть все основания считать, что в этом году инфляция составит плановые 12,2% или даже ниже. «Есть возможность обеспечить инфляцию в этом году от 11 до 12 процентов», — пообещал он. А уже на 2016 год прогноз минфина и того ниже — 6 - 7%. С ним согласился министр экономики Алексей Улюкаев. «К концу 2015-го — началу 2016 года инфляция вернется в область однозначных значений, меньше 10 процентов, что является мощным основанием, чтобы Банк России мог продолжить правильные меры, которые он продолжал на двух последних заседаниях в части снижения ключевой ставки», — отметил он.

Однако бизнесмены до сих пор находятся в невыгодных для себя условиях при нынешней, хоть и немного сниженной ключевой ставке ЦБ. Особенно расстроен этим глава «Русала» Олег Дерипаска. «При ставке 14 процентов банки берут минимальную маржу 3,5 процента — 17,5 процентов, и то это доступно только для крупных компаний, как наша, — жаловался он журналистам после съезда. — Фактически в условиях сжатия спроса, что произошло после валютной трагедии декабря, мы наблюдаем отсутствие каких-либо стимулов для потребителя выходить и заниматься долгосрочными инвестициями в частных хозяйствах: покупка квартиры, автомобиля, создание нового бизнеса. Государство должно поддержать рынок. Этот спрос никто не сформирует, а у государства большинство средств уходит на субсидии процентных ставок, то есть деньги перекачиваются по системе: правительство — предприятия — банки, и уходят в ЦБ. Можно добиться низкого уровня инфляции, но с отсутствием не просто экономического роста, а большим спадом и сокращением занятости».

Шохин добавил, что это не весь перечень проблем бизнеса, однако не решился озадачивать ими всеми президента, у которого и так слишком плотный график (после съезда и встречи с бизнесом Путин улетел в Астану). Глава государства, казалось, до этого скучавший во время выступления Шохина, приободрился, но дал понять, что к долгим дискуссиям не расположен, однако по «ключевым моментам нужно пройтись».

РОССИЮ ЗАПАДНЫМИ РЕЙТИНГАМИ НЕ ИЗМЕРИТЬ

Появление Путина, пожалуй, стало единственным за весь день событием, которое консолидировало бизнесменов. И это неудивительно — полторы недели весь мир волновало исчезновение президента. Поэтому даже на съезде президента слушали и рассматривали преувеличенно внимательно. При этом сам Путин был предельно лаконичен. Его речь заняла всего несколько минут.

Первым ключевым моментом он назвал вскользь упомянутые Шохиным профстандарты. Их в РСПП разработали более 400. «Подготовлен законопроект об обязательном применении работодателями профстандартов, а также о формировании на их основе государственных образовательных стандартов... Рассчитываю, что в текущем году будет сделан еще один серьезный шаг — создана нормативная база для независимой оценки профессиональных квалификаций», — заявил президент.

Вторым по важности он поставил национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах, который составляет агентство стратегических инициатив, возглавляемое Андреем Никитиным. Он, кстати, до этого на съезде подробно доложил, что теперь рейтинг охватит все субъекты РФ и покажет «впервые с советского времени картину, где просто и непросто вести бизнес». Видимо, эта идея пришлась по душе Путину, но он поспешил успокоить, что кадровые решения по итогам рейтинга вряд ли последуют. «Задача — прежде всего обобщить лучший опыт создания благоприятного инвестклимата и распространить этот опыт в других субъектах Российской Федерации», — пояснил президент. Впрочем, не совсем ясно, для чего будет в нынешних условиях использоваться национальный рейтинг, когда мировые агентства снизили показатели не только регионов и компаний, но и России в целом. Трудно представить, что потенциальные инвесторы будут ориентироваться на него, пренебрегая рейтингами признанных агентств.

«ПОПЫТКИ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ ВОЗВРАТУ КАПИТАЛОВ»

И все-таки главным, по мнению гаранта Конституции, должно быть партнерство государства и бизнеса. Только это позволит «выйти на устойчивую траекторию роста». «Конечно, без доверия здесь невозможно, через общее понимание стратегических задач страны и учет взаимных интересов», — добавил он. И для всего этого нужно расширить свободу бизнеса, ведь это «лучший ответ на все внешние вызовы и ограничения». Поэтому, по словам президента, государство продолжит «создавать максимально благоприятные условия для всех, кто готов инвестировать в отечественную экономику и промышленность, в разработку технологий, в современные рабочие места».

Произнеся это, Путин не мог не затронуть такую важную для бизнесменов тему деофшоризации, о которой напоминал Шохин. Президент согласился, что сроки закона о КИКах надо передвинуть с 1 апреля на 1 октября 2015 года. «Очевидно, что многие из тех, кто хотел бы выполнить требования закона, по самым разным причинам не успевают это сделать в установленные сроки. Поэтому я согласен с теми, кто считает, что необходимо продлить время подачи уведомлений об участии в иностранных организациях. На какой срок — это отдельная тема. Но в этой связи не могу не согласиться с тем, что нужно, конечно, синхронизировать этот процесс с принятием и вступлением в силу закона об амнистии капиталов», — заявил Путин. Вопрос о сроках еще утром прояснил Силуанов. «Мы готовы перенести с 1 апреля срок предоставления информации о контролируемых иностранных компаниях на осень», — сказал он. Кроме того, министр пообещал, что в весеннюю сессию закон об амнистии капиталов также будет принят.

Но и Путин на этом не закончил тему, а обратил внимание на «тревожную информацию»: «Ситуация такая: поступает, я бы сказал, несколько тревожная информация из некоторых стран, что у нас складывается впечатление, что могут быть предприняты попытки воспрепятствовать возврату капиталов в Россию, а это может быть связано с ограничениями использования тех капиталов, которые находятся в иностранных юрисдикциях. Просто имейте это в виду».

О том, каким же образом кто-то может препятствовать возвращению капиталов в Россию, в кулуарах съезда рассказал Шохин: «Могут поприставать к обладателям этих счетов и активов, в частности, дополнительные вопросы могут у служб, подобных нашему финмониторингу, быть: доказать правомерность происхождения денег, принести дополнительные бумаги и так далее. Можно также заморозить пользование активами. Речь, видимо, идет о таких технологиях. Это борьба за недопущение оттока капитала. Мы боремся за репатриацию, они будут бороться с оттоком. Я думаю, что Владимир Владимирович не запугивал, что если не репатриируетесь, то там вам тоже несладко будет, он исходил из реальной оценки по прецедентам». Под прецедентом Шохин привел в пример ситуацию, когда Италия объявила курс на возращение капиталов в страну, а недовольной осталась Швейцария. В то же время Титов, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», предложил договариваться: «Кампания по деофшоризации реализуется не только у нас в стране, но и там у них. В этом смысле наши цели одинаковы. Поэтому надо договариваться всем вместе, чтобы проводить совместную, единую антиофшорую политику».

Путин же попытался постращать правоохранителей, чтобы те не «лезли и не выковыривали что-то»: «Мы будем делать все для того, чтобы никто не трактовал закон так, как выгодно, в том числе и правоохранительная сфера. Средства перевели, задачу решили — никто не должен туда лезть и выковыривать там что-то, что не положено в рамках закона». Тем самым президент как бы еще раз подчеркнул: прошли времена, когда надзорные структуры «кошмарили» бизнес. А если кто-то этого не понял, то вполне могут «закошмарить» его самого...

В заключение речи президент еще раз пообещал бизнесу поддержку государства: «Разумеется, эти инструменты поддержки должны вырабатываться исходя из реалий сегодняшнего дня, и, конечно, мы будем, так, как сложилась практика за последние 10 лет как минимум, мы будем это делать вместе с вами».

«О БЮДЖЕТЕ ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО НИЧЕГО»

Собственно, об этих механизмах, а также об ожиданиях ранее подробно рассуждали министры. Так, например, Силуанов порадовался тому, что «пик негатива» пройден, а экономика адаптировалась. «Мы видим определенные моменты стабилизации, взять, например, ситуацию на валютном рынке, когда последнее время видим, что рубль укрепляется. Ситуация в финансовом секторе также стабилизируется, мы видим рост доходности на долговых рынках», — отметил он. Однако по итогам года в минфине прогнозируют спад на уровне 3%, а источник роста видят в инвестиционном спросе. «Как только динамика пойдет в гору, можно будет говорить об окончании кризиса», — добавил он, но не уточнил, когда же этого роста можно ждать.

При этом Силуанов уверен, что этого не случится, если не обеспечить стабильность и предсказуемость макроэкономических условий. «Мы об этом все время говорим. Но на самом деле без этого никуда. Это инфляция, курс, предсказуемая бюджетная политика, понятная динамика конечного спроса. Должны быть созданы условия, при которых бизнес мог бы планировать не только на сегодняшний день, но и на перспективу», — считает министр.

Очень доволен Силуанов поправками, внесенными в бюджет, который на этот год переверстали с дефицитом в 3,7% ВВП, но уже в 2016 году хотят вернуться к бездефицитному варианту. «Провели внутрибюджетный маневр. Не стали увеличивать расходы, что в конечном итоге приводит к увеличению дефицита бюджета, проеданию резервов», — подчеркнул глава минфина.

А вот его коллега по правительству Улюкаев так и вовсе отказался рассуждать о балансировке бюджета. «О бюджете либо хорошо, либо ничего. Поскольку хорошо не получается, значит, ничего», — сказал он и сорвал аплодисменты. При этом в минэкономики уже в 2016 году надеются, что рост ВВП составит 2,5%. «На протяжении трех лет такой рост, примерно на уровне 2,5 процентов, будет поддерживаться», — надеется министр. Но уже с 2018 года он ожидает, что цифра составит 3,5% ВВП.

«НАДО СТРОИТЬ НОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ — НЭП»

Не столь радужно перспективы оценивал в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бизнес-омбудсмен Титов. Он заявил, что нужна новая экономическая политика, а не возвращение к старому: «Сегодня мы говорим о каких-то мерах, не всегда они синхронизированы между собой, но мы не должны наступить на те же грабли, на которые наступили в 1999 и 2009 годах. Мы поборолись с кризисом, отдельными его проявлениями, заткнули пробки в проблемные места, а потом ушли, возобновив ту же самую систему, которая у нас была раньше. В 99-м, правда, не возобновив, а начав, поскольку пошли цены вверх, и мы начали создавать сырьевую модель. В 2009 году просто воспроизвели все обратно. Вот этого повторять нельзя, поскольку цены, скорее всего, не отскочат, все идет к тому, чтобы снизиться. Нам надо строить новую экономическую политику, исходя из сегодняшних реалий».

На сегодня уже не могут в качестве драйверов роста выступать нефтяные компании и банки, которые работали по этим активам, а также внутренний спрос, который тоже падает. «Этот процесс меняет всю конфигурацию промышленности, всю экономику страны. Сегодня надо искать новые точки роста», — добавил он. Титов новыми драйверами видит (при условии низких издержек) импортозамещение, экспорт продуктов переработки, а также жилье, сельское хозяйство, инновационные отрасли с ориентацией на нашего потребителя. Так же не удовлетворен нынешней экономической политикой Дерипаска. «Нет приоритета экономического развития, чтобы обеспечить рост, сохранить занятость, увеличение инвестиций», — заявил он.