Осенью 2008 года Daimler стал акционером КАМАЗа, купив 10% акций
Осенью 2008 года Daimler стал акционером КАМАЗа, купив 10% акций

ЛЕГКАЯ РУКА ЕВРОКОМИССИИ

Акции КАМАЗа вчера росли сумасшедшими темпами: c 31,9 рубля за бумагу на закрытии предыдущей торговой сессии до 44,6 рубля к полудню среды. Из-за такой сильной динамики биржа была вынуждена даже на какое-то время приостановить торги инструментом. При этом бумаги КАМАЗа шли в гору против рынка — рублевый индекс ММВБ вчера снизился на 1,46%. Отметим, что с начала года акции челнинского предприятия выросли на 70%.

Впрочем, до рекордных показателей семилетней давности еще далеко: в апреле 2008 года обыкновенные акции КАМАЗа торговались по 155,4 рубля за штуку. А капитализация, хоть и увеличилась на 9 млрд. рублей, по-прежнему выглядит ничтожной — 31,5 млрд. рублей.

Чтобы увеличить график, нажмите на него

По общему мнению аналитиков, взрыв энтузиазма инвесторов спровоцировала Еврокомиссия. Такой точки зрения придерживаются и в самой компании. «Надо полагать, что рост цены акций — это отголосок вчерашнего одобрения Еврокомиссией нашего совместного предприятия с Daimler. У нас много точек пересечения с этой компанией не только в производстве, но и в плоскости менеджмента», — прокомментировал руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев.

Чтобы увеличить график, нажмите на него

ЭКОНОМИЯ НА УПРАВЛЕНИИ

Присмотримся к сделке. Формально все выглядит так, как будто Брюссель одобрил создание нового германо-российского совместного предприятия по производству грузовых автомобилей. Как подчеркивается, «новая компания будет выпускать грузовики исключительно для российского и белорусского рынков, но не для ЕС». А потому, мол, для Европы нет и никакой угрозы конкуренции.

Однако на практике речь о создании каких-либо новых мощностей и даже их реструктуризации не идет. Стороны договорились лишь об объединении управления двух уже давно существующих СП КАМАЗа и Daimler AG — «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (MBTV) и «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» (FKTR). Единственный смысл слияния, как официально было объявлено, — сокращение издержек.

По итогам 2013 года выручка «Мерседес-Бенц Тракс Восток» составила 18 млрд. рублей, управленческие расходы — 328,1 млн. рублей. У компании «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» показатели скромнее: 2,37 млрд. рублей и 100,3 млн. рублей соответственно. Часть этих «костов» и решено подрезать.

Не слишком ли много шума для такой рутинной операции?

Сейчас Daimler владеет 15% КАМАЗа
Сейчас Daimler владеет 15% КАМАЗа

КАМАЗ ОЧИСТИЛСЯ ОТ ОБОРОНКИ

И все же реакция рынка может быть вызвана более глубокими причинами. Обращает на себя внимание то, что Еврокомиссия не просто «проштамповала» решение, а держала его у себя с лета 2014 года. По мнению аналитика «Финам» Анатолия Вакуленко, новость можно воспринимать как сигнал о том, что к КАМАЗУ как участнику СП не будут применяться какие-либо санкции со стороны Евросоюза, а значит, компания может рассчитывать и на привлечение финансирования из-за рубежа, и — чем черт не шутит! — на европейский рынок сбыта. И действительно сделку по слиянию СП можно рассматривать как пробный шар, а полученный ответ — как одобряющий жест к продолжению сотрудничества челнинцев с немцами. Раз одобрили одно новое СП, значит, одобрят и другие?

Безимени-1.jpg

В этой связи необходимо отметить, что санкции применяются в первую очередь к компаниям с госучастием — особенно к тем из них, которые связаны с ОПК. Вероятно, предвидя такую возможность, Daimler AG еще до обострения геополитического положения настаивал на том, чтобы его главный российский партнер дистанцировался от военных бизнесов. И тут менеджмент КАМАЗа приложил немало усилий.

Безимени-2.jpg

Так, на 40-м месте в нашем рейтинге Топ-300 по итогам 2013 года дебютировало ОАО «Ремдизель». 97,61% акций предприятия контролирует ООО «Специализированная сервисная компания», которое, в свою очередь, принадлежит ООО «Синерджи». Конечными же бенефициарами являются... ведущая телепередачи «Вести КАМАЗа» Людмила Трейстман (75%) и Яков Карпов (25%), фигурировавший в СМИ как замдиректора склада ТФК «КАМАЗ».

Безимени-3.jpg

А в ноябре 2014 года Афанасьев рассказал газете «Ведомости», что компания продает свой последний военный актив — 100% завода специальных автомобилей, который выпускает бронированные автомобили семейства «Тайфун» и который должен был достаться «структуре, связанной с менеджментом этого предприятия». При этом Афанасьев подчеркивал, что с санкциями против России планируемая сделка никак не связана, просто «военная техника — рискованное и ресурсоемкое направление».

Но подобное объяснение выглядит очень странно на фоне резкого падения коммерческого спроса на грузовики и стабильного гособоронзаказа, в лучах которого купаются многие оборонные предприятия Татарстана. По-видимому, выгоды от «нейтрального» статуса менеджмент КАМАЗа оценил выше, да и отказ от военных денег, скорее, носит полуформальный характер.