Сцена из спектакля «Нашла коса на камень»

СИРАНО ДЕ БЕЗРУКОВ

Имена Сергея Безрукова и Дмитрия Дюжева гарантировали аншлаг в Камаловском, где накануне стартовали гастроли Московского губернского театра. Хотя, возможно, для кого-то и стал сюрпризом тот факт, что одного из самых популярных российских актеров своего поколения публика увидела лишь на поклонах: худрук появившегося на свет лишь в 2013 году театра Безруков выступил в комедии «Нашла коса на камень» по мотивам произведений Александра Островского только в качестве режиссера. И вообще, 41-летний народный артист России заметно старается уйти от своего многолетнего имиджа «хулигана», «всероссийского Пушкина» и так далее, явно желая вписать свое имя в отечественное искусство в гораздо более серьезном ключе. Поэтому приглашение возглавить целый театр, пусть и не столь именитый, от властей Московской области пришло как нельзя кстати.

Конечно, в афише Московского губернского театра есть Безруков-Есенин, Безруков-Пушкин и Безруков-Сирано де Бержерак, хрестоматийные работы, которые не единожды были показаны в разных городах и весях, включая Казань, и предсказуемо перекочевали на новую площадку в расчете на зрительский интерес. Но символично, что на свои первые большие гастроли в новом качестве, которые пришлись на столицу Татарстана, худрук Безруков не привез ни одного спектакля со своим участием, предпочтя продемонстрировать широту своих взглядов как руководителя творческого коллектива, а также свой полноценный режиссерский дебют на сцене губернского театра с участием «специально приглашенной звезды» в лице давнего коллеги и партнера Дюжева.

Сергей Безруков
Сергей Безруков выходит на поклоны

Громкая вывеска и очень активная рекламная кампания сделали свое дело — зал был забит под завязку, так что студентам Казанского театрального училища пришлось усесться по углам зрительного зала, у сцены, благо в Камаловском это можно сделать вполне удобно. В фойе довольно бойко шла торговля украшениями, об этой ярмарке со сцены говорили даже артисты, а цена не самой информативной спартанского вида программки в 100 рублей напоминала о столичной дислокации гастролеров. Еще один штрих — в Московском губернском особо отмечали, что стали первым в России театром, где спектакль был показан в сопровождении тифлокомментария (специального пояснительного текста для слепых). И эта технология была доступна и на вчерашнем представлении. По наблюдениям, как минимум один зритель воспользовался возможностью.

ТРИ ПЬЕСЫ ОБ ОДНОМ

В спектакле «Нашла коса на камень» Безруков выступил не только в качестве режиссера, но и автора инсценировки, соединив сразу несколько пьес русского классика. И, пожалуй, тем зрителям, чье знакомство с Островским ограничивалось давно забытыми «Грозой» и «Бесприданницей» из нелюбимой школьной программы, а также знаменитым фильмом Эльдара Рязанова «Жестокий романс», это только шло на пользу. Хотя «попурри из Островского» и заставило поломать голову над тем, из какого произведения та или иная сцена или кому принадлежит авторство той или иной реплики — драматургу или автору инсценировки.

В основе сюжета — пьеса «Бешеные деньги», о чем свидетельствуют и изображения ассигнаций, банкнот и векселей, да и сами герои то и дело начинают разбрасываться деньгами в прямом смысле этого слова, вынимая их из карманов и кошельков — и как аргумент в споре, и как доказательство любви. По Безрукову, герои пьес Островского часто проходят испытание пресловутым «золотым тельцом», пытаясь ответить на вечные вопросы: есть ли место настоящей любви в мире, где все продается и покупается? Причем, кажется, режиссер — неисправимый оптимист — отвечает на этот вопрос утвердительно гораздо чаще Островского.

Кроме «Бешеных денег», в канву сюжета вплетена «Бесприданница», причем поначалу все идет к тому, что нам расскажут трагическую историю Ларисы Огудаловой, поскольку герои вспоминают пароход «Ласточка» и судохозяина Паратова, а вскоре к восторгу публики появляются и цыгане с непременными «Очами черными». Третья пьеса, использованная в спектакле, — «Таланты и поклонники». На театральной тумбе посреди вращающегося круга (популярный нынче режиссерский прием) мы видим афишу с сообщением о бенефисе актрисы Негиной в «Бесприданнице». Пожалуй, наиболее удачно все три пьесы собраны воедино постановщиком уже в конце второго акта, когда герои «Бешеных денег» наблюдают за кровавой развязкой отношений Ларисы и Карандышева, а после обязательных выстрелов оказывается, что это и есть постановка с Негиной в главной роли.

Карина Андоленко (Лидия) и Виктор Шутов (Кучумов)
Карина Андоленко (Лидия) и Виктор Шутов (Кучумов)

«ГАФУ ИТ»

Главное достоинство спектакля «Нашла коса на камень» — это, конечно, актерские работы. Поначалу, кстати, кажется, что все ограничится бенефисом звездного Дюжева: его герой Савва Васильков — провинциал со средствами, желающий покорить московскую барышню Лидию Чебоксарову (Карина Андоленко), сразу очаровывает публику своим «гафу ит» в адрес татарина-дворника (Андрей Чанцев), чьи многочисленные упражнения в родном для значительной части аудитории языке показались немного чрезмерными. Но постепенно на сцене начал вырисовываться настоящий актерский ансамбль, в котором дуэт Дюжева с очаровательной ученицей Константина Райкина Андоленко стал его главной жемчужиной. Вообще, нельзя не отметить, что худрук Безруков, благодаря своему авторитету и отличным связям в театральном мире, сколотил в Московском губернском неплохую труппу, а из других столичных театров к нему перебрались многие артисты, востребованные в кино и на ТV.

Причем режиссеру очень хочется показать весь потенциал своих актеров. Возможно, отсюда и некоторое засилье музыкальных номеров, в том числе из-за которых спектакль и разрастается до почти четырех часов. Хотя без исполнения Дюжевым «Боже, царя храни» и парочки романсов в духе телешоу «Две звезды» вполне можно было и обойтись. Как и без неожиданной, не слишком связанной с логикой происходящего на сцене, демонстрацией слугой в кафе Иваном (Эдуард Айткулов) своих талантов контртенора. Впрочем, свой высокий актерский талант показали многие ведущие артисты Московского губернского: Сергей Вершинин (Телятев), Виктор Шутов (Кучумов), Антон Хабаров (Глумов), Галина Бокашевская (Надежда Чебоксарова)... Свои персональные «выходы с цыганочкой» у режиссера Безрукова нашлись для многих.

Среди зрителей был и мэр Казани

Что же до вечных вопросов, которые ставит драматургия Островского, то постановщик, вышедший на поклоны под бурные аплодисменты зрителей, среди которых был и мэр Казани Ильсур Метшин, прикрывая лицо шляпой, едва не зайдясь «лунной походкой» а-ля Майкл Джексон, уверен, что можно оставаться прямым и честным и там, где царят выгода и корысть, и можно быть успешным в делах, не воруя казенное. И любви, конечно, найдется свое место, говорит Безруков, наделяя этим чувством островских героев — циничного дельца Василькова и корыстолюбивую Лидию Чебоксарову.

Словом, отсутствие в Московском губернском театре проблем с заполняемостью зала не удивляет, впрочем, как и отсутствие — пока — серьезного признания в профессиональной среде.