«КУРЮ» И «АБСЕНТ»

Вчерашнее выступление Елены Ваенги в Казани в очередной раз подтвердило, что она одна из самых популярных отечественных певиц. Все билеты на концерт в «Пирамиде» были проданы, более того, за несколько дней до шоу в продаже появились так называемые «входные билеты» стоимостью 1,5 тыс. рублей, которые позволяли попасть на мероприятие, но без отведенного для вас кресла. Впрочем, учитывая специфику зала, в котором есть бар, отсутствие кресла не стало для таких зрителей большой проблемой, скорее, наоборот, открыло перспективы для еще более удачного проведения вечера. «Употребляли» на концерте Ваенги довольно много, лишний раз «амнистируя» по этой линии недавние кинохиты, вроде «Левиафана» или «Горько!», к которым ревнители морали предъявляли претензии, что, дескать, на экране слишком много пьют.

Конечно, идеология «Левиафана» Андрея Звягинцева явно не по душе певице, твердо стоящей на государственнической позиции, а значит, и ее аудитории. Но «русский мир» комедии Жоры Крыжовникова «Горько!», явившего зрителю настоящий архетип «русской свадьбы», абсолютно соответствовал духу, царившему на вчерашнем концерте. А отдельных персонажей из публики можно было смело включать в массовку очередного сиквела картины. Кстати, сама героиня вечера отнюдь не против вредных привычек, взять хотя бы названия ее хитов вроде «Курю» или «Абсент». А перед антрактом Ваенга призналась, что, если бы не работа, то уже была бы там (в баре прим. авт.).

«ПРОСТО Я ДЕВОЧКА»

Конечно, певица, которая, по ее словам, «стала звездой в 34 года», потому что «скромным все воздается в свое время», это особое явление на отечественной эстраде. Несколько лет назад лучшие российские авторы, пишущие о популярной музыке, пытались объяснить популярность героев русского шансона — Стаса Михайлова, Ваенги и Григория Лепса, которые вдруг, после довольно длительной карьеры превратились из строго нишевых музыкантов в главных поп-звезд, причем буквально заставив главные телеканалы и радиостанции сдаться народной любви к этим артистам. Так вот, анализ музобозревателей в основном сводился к двум моментам. Во-первых, массовая аудитория за годы господства на эстрадном олимпе разнообразных «поющих трусов» и прочих продюсерских проектов соскучилась по настоящей искренности, хоть и вызывающей у рафинированного интеллектуала кривую ухмылку. Во-вторых, это живой звук, на который делают ставку упомянутые артисты, они не позволяют себе разговаривать со зрителем при помощи выключенного микрофона.

И все это безотносительно качества того музыкального продукта, который производят отныне самые высокооплачиваемые российские певцы. Кстати, накануне он оставил чрезвычайно странное впечатление. Говорят, Ваенга недавно пустила бесплатно жить в свою роскошную питерскую квартиру беженцев из Донбасса. Откровенно говоря, ее коллектив тоже производит впечатление людей, которым певица, обладательница доброй и широкой души, дала кров и работу в этот непростой, в том числе и для музыкантов, кризисный период. Корреспондент «БИЗНЕС Online» так и не смог подсчитать, какое именно максимальное количество людей одновременно находилось на сцене в этот вечер. Они уходили и приходили, меняли инструменты, все эти замечательные гитаристы, барабанщики, духовая секция, бэк-вокалистки... При этом «цыганский табор имени Ваенги» исполнял вполне себе кабацкие песни, то с вкраплениями роковых гитарных соло, а то и с чем-то, отдаленно напоминающим ска и босанову. Всю эту безумную эклектику, смесь парижского с нижегородским дополняли поэтические упражнения певицы, содержание которых, к счастью, забывалось тут же, но приводило в дикий восторг публику. Ваенга абсолютно искренно лила слезы по поводу и без: «Это не потому что я слезливая певица, просто я девочка». И рассказывала о пирогах и пирожках, которые ей подарили перед казанским концертом и которыми она собирается порадовать своего отца в Питере.

«ПУСТЬ ТОЛЬКО ПОПРОБУЮТ...»

Отношения между певицей и публикой — отдельная песня. Здесь не обошлось одними цветами. Например, пожилой мужчина подарил Ваенге толстую тетрадь, видимо, с собственными стихами, а одна дама преподнесла героине вечера диски с песнями... Елены Ваенги. Смущенная певица призналась дарительнице, что они у нее уже есть, в результате диски вернулись обратно, но с автографом. Поистине народная певица собрала поразительное количество фрикообразной публики, которой позавидовал бы иной рок-концерт: тут была и дама в лыжной шапке, и болезненного вида молодой человек с татуировкой на шее, знавший наизусть тексты всех песен, в зале можно было даже разглядеть мусульманскую бабушку в платке. Ваенга много разговаривала с народом, травила байки, но, как себя ни сдерживала, все-таки не удержалась от публичного выражения мнения о текущих политических событиях. Относительно того, что после таких слов ее могут не пустить на Украину, артистка выразилась четко: «Пусть только попробуют...» И дальше вспомнила о том, что, согласно исследованиям ученых, от употребления шоколада человек становится добрее. Но в отношении одного человека, по мнению Ваенги, это правило не срабатывает, или же он не употребляет продукцию собственного производства. Политически подкованной публике не нужно было объяснять, что речь идет о «шоколадном короле» и президенте Украины Петре Порошенко. «Бог ему судья, да и не только бог», — несколько угрожающе добавила певица (но, видимо, это все же была именно ее оценка происходящего, а не слив планов генштаба РФ). А еще досталось каналу НТВ, который «держит нас за дураков».

Затем Ваенга исполнила «Шопена» — свою «самую слезливую песню». Знаковую, на самом деле, композицию, которая благодаря исполнению на шоу «Голос» фактически легитимизировала присутствие артистки в том музыкальном поле, где при словосочетании «русский шансон» принято фыркать носом. Публика была довольна, кто-то, сидя на ступеньках, глушил мартини, кто-то предпочел разуться и чувствовать себя как дома, рядом с баром некая дама отчаянно доказывала кавалеру, что певица Ваенга гораздо лучше, чем Кристина Орбакайте. Услышав первые аккорды «С одесского кичмана бежали два уркана», корреспондент «БИЗНЕС Online» решил, что на сегодня достаточно, и не стал дожидаться бисов. А по пути из зала думалось о том, что все попытки «хождения в народ» российской интеллигенции отнюдь не случайно заканчивались и будут заканчиваться безоговорочным фиаско. В гардеробе Джо Дассен пел про Елисейские поля, и от этого стало немного легче.