эту-фотку-обязательно-поставить!!!.jpg
Сегодня вторым гала-концертом Шаляпинский фестиваль-2015 завершает свою программу. Больших событий и открытий он не принес, впрочем руководство театра это уже давно не смущает

ОДИН БАС В ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА

Сегодня вторым (и заключительным) гала-концертом Шаляпинский фестиваль-2015 завершает свою программу. По-настоящему больших событий и открытий он не принес, впрочем руководство ТГАТОиБ им. Джалиля это уже давно не смущает, а директор Рауфаль Мухаметзянов на пресс-конференции в самом начале оперного форума заявил: «Каждый год меня спрашивают: «Что будет нового на фестивале?» Но сами подумайте, что может быть необычного в проверенной столетиями классике?» Стабильность — вот главное кредо ведущего театра республики, где в фойе публику «Очами черными» развлекает обязательный струнный квартет Захара Штейнберга, а на сцене — непременный конферансье Эдуард Трескин. Даже буклет Шаляпинского фестиваля, который в оперном накануне продавали с дисконтом за 100 рублей под видом «концертной программы» (хотя непосредственно последняя состояла из одного распечатанного на принтере листочка с описанием концертных номеров и порядком выхода артистов), не меняется из года в год. Некоторые из фотографий приглашенных певцов, которые поют в Казани уже много-много лет, кажется, сделаны еще на их выпускных школьных вечерах пару десятилетий назад. Корреспондент «БИЗНЕС Online» не поленился найти аналогичный прошлогодний буклет и затруднился обнаружить 10 различий между этими «шедеврами» полиграфии. В обоих заявлялось о 140-летии Казанской оперы, оба начинались с приветственных слов министра культуры РФ Владимира Мединского и президента РТ Рустама Минниханова...

Режиссером мероприятия значилась заведующая оперной труппой ТГАТОиБ Светлана Смирнова, хотя то, что особых постановочных изысков ждать не стоит, было понятно заранее. Хрестоматийный фотопортрет Федора Шаляпина на весь задник и цветы, которыми была задекорирована сцена, включая дирижерское место, только подтверждали это предположение. Если бы не стулья и пюпитры для оркестрантов, то несведущему легко можно было подумать, что намечается церемония прощания с усопшим, изображенном на том самом громадном фото. Вспомнилась даже последняя по времени скандальная постановка «Бориса Годунова» в Мариинском театре британца Грэма Вика, проходившая по разряду «режоперы», где в сцене смерти царя-президента тело Годунова накрывали многочисленными похоронными венками. Но, слава богу, вчера вечером в столице Татарстана никого «хоронить» не пришлось, да и вообще репертуар великого уроженца Казани был представлен очень скудно, поскольку организаторы умудрились на гала-концерт Шаляпинского фестиваля пригласить только одного (!) баса.

IMG_5330.jpg
Первым из солистов на «гала-фестивале голосов» вышел единственный из заявленных в программе басов Алексей Тихомиров, исполнивший «Серенаду Дон Кихота» Кабалевского

ЗА ЧТО ТАКАЯ «СЕЛЬСКАЯ ЧЕСТЬ»?

В самом начале вечера, вслед за появлением оркестра и главного дирижера ТГАТОиБ Рената Салаватова, на авансцену вышел хор театра, который, после того как закадровый голос конферансье Трескина продекламировал стих Самуила Маршака о Шаляпине, исполнил хрестоматийное «Эй, ухнем!». А самым первым из солистов на «гала-фестивале голосов» вышел тот самый единственный из заявленных в программе басов Алексей Тихомиров, исполнивший «Серенаду Дон Кихота» Кабалевского. Кстати, многие зрители наверняка впервые увидели этого певца в «штатском», поскольку на родной казанской сцене выпускник местной консерватории, солист «Геликон-Оперы» и приглашенный солист Большого театра пока пел только Пимена в «Борисе Годунове», превращаясь на сцене в глубокого старца. А вообще, двухметровый обаятельный и не лишенный артистизма красавец Тихомиров, недавний гость редакции «БИЗНЕС Online», кажется, легко бы мог сыграть в кино своего выдающегося земляка Шаляпина.

Василий-Ладюк.jpg
А лучшим номером на старте шоу, бесспорно, стало выступление выдающегося баритона Василия Ладюка, исполнившего арию Родриго из оперы Верди «Дон Карлос»

Правда, далее о певце, именем которого назван фестиваль и культ которого в данном театре носит оттенок религиозного, мало что напоминало, кроме все той же фотографии на заднике, которая появлялась в паузах между концертными номерами. Надо отдать должное устроителям — они отошли от формата оперных Greatest Hits, и радость узнавания той или иной арии в зрительном зале чувствовалась далеко не всегда. А лучшим номером на старте шоу, бесспорно, стало выступление выдающегося баритона Василия Ладюка, исполнившего арию Родриго из оперы Верди «Дон Карлос». Показалось даже немного странным, что появления на сцене самого именитого из всех заявленных на вечер певцов пришлись на середину первого и второго отделений (ария Роберта из «Иоланты»). Видимо, было решено, что народ больше любит теноров.

Затем целый блок номеров был посвящен опере Масканьи «Сельская честь». Почему такая «честь» выпала итальянскому композитору, так и осталось загадкой. Конферансье Трескин, который постепенно стал немного утомлять своими частыми выходами, неоправданно затягивая концерт, рассказал, что в этом году исполняется 125 лет со дня первой постановки «Сельской чести». Но при чем здесь Казань и Шаляпинский фестиваль? Возможно, в ТГАТОиБ задумались о постановке этого шедевра музыкального веризма? В таком случае исполнители заглавных партий Сантуццы и Туридду для потенциальных премьерных спектаклей уже подобраны: Агунда Кулаева (Большой театр) и наше казанское «теноровое все» Ахмед Агади удачно справились как с сольными номерами из «Сельской чести», так и пылали страстями в дуэте. Кстати, Агади, действительно, стоит задуматься о расширении своего репертуара на оперной сцене в столице Татарстана, ведь конкуренты наступают: накануне Георгий Ониани — тенор с грузинской фамилией и немецким паспортом — даже «отжал» у любимца казанской публики арию Калафа.

К удачным находкам первого отделения стоит отнести вальс Джульетты в исполнении участницы проекта «Большая опера» Василисы Бержанской, а также финал оперы «Турандот» в исполнении хора театра, который, как известно, не звучит в самом спектакле ТГАТОиБ.

Агунда-Кулаева-и-Ахмед-Агади.jpg
Агунда Кулаева (Большой театр) и наше казанское «теноровое все» Ахмед Агади удачно справились как с сольными номерами из «Сельской чести», так и пылали страстями в дуэте

«НИЧЕГО, ОН ЕЩЕ РАЗ СПОЕТ»

В антракте, пока три шикарные блондинки делали селфи в центре зрительного зала, публика задавалась вопросом: а где Альбина Шагимуратова? Главная оперная суперстар из Казани изначально была заявлена на гала, но в программе вечера ее имя не значилось. Оказалось, что в этот день певица в концертном зале Мариинского театра исполняла заглавную партию в своей коронной «Лючии де Ламмермур» . Любопытно, что нигде (к примеру, на сайте ТГАТОиБ) не было информации о том, что Шагимуратова приедет лишь на второй день гала-концертов. Так что часть публики была заметно разочарована. Но, конечно, кто знал, тот знал, поэтому именно отсутствием главной звезды можно объяснить тот факт, что в зале было мало узнаваемых лиц. Корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил лишь главного разработчика стратегии «Татарстан-2030» Бориса Жихаревича и, кажется, гендиректора КВЗ Вадима Лигая. Позже в ложе был замечен и мэр Казани Ильсур Метшин.

IMG_5315.jpg
В ложе был замечен и мэр Казани Ильсур Метшин

Во втором отделении блеснули дуэтом из «Любовного напитка» солисты Мариинки Сергей Скороходов и Оксана Шилова. На фоне российских оперных красавиц — Кулаевой и Шиловой — откровенно потерялась турчанка Дениз Йетим. Во время ее исполнения колыбельной Клары, знаменитой Summertime, значительную часть внимания перетянул на себя джазовый пианист Даниил Крамер, шаманствовавший над инструментом. Вообще, явление Крамера на сцене стало едва ли не главным событием вечера: его джазовые импровизации и раскованное поведение на сцене выглядели сколь диковинными, столь и яркими для чопорного Шаляпинского фестиваля. Выступление Крамера не испортили даже сентенции конферансье Трескина вроде «джаз подобен теплому Саргассовому морю» или «джаз — это жизнь, ведь наша жизнь — это импровизация». За такие речи на каком-нибудь крутом джазовом open air ведущего могли бы просто стащить со сцены и попросить тихо посидеть на травке и не мешать музыке. Работой с Крамером были очень довольны и дирижеры — традиционно сменявшие друг друга Салаватов и итальянец Марко Боэми: у обоих рты были до ушей.

Естественно, вышел и британец Рональд Самм, который, как и в прошлом году, феерически исполнил куплеты Спортинг Лайфа из оперы «Порги и Бесс». Как и в прошлом году, появился на сцене кларнетист и артистический директор «Арена ди Верона» Джампьеро Собрино. Как и в прошлом году, после исполнения одного из номеров солист подарил бутылку с неизвестным напитком дирижеру Боэми. Все-таки полет творческой мысли руководства казанской оперы поражает...

Вечер был немного утомительным, и в начале четвертого часа концерта зрители стали по одному или по два покидать зал. И как же было много Агади, даже состоялся ироничный диалог на эту тему с соседом по амфитеатру: «О, Агади! Сейчас арию Калафа споет. — Но ее уже пели сегодня. — Ничего, он еще раз споет».